на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Расколотая на два лагеря страна
(АМЕРИКА: от и до)

Сколько раз, читатель, вы слышали: "Страна расколота так, как никогда со времени Гражданской войны. Неужели снова дойдет до кровопролития?"
Ответа на вопрос у меня нет. Что же касается утверждения "никогда со времени Гражданской войны", то это не так. Да, конечно, раскол лишь однажды привел к открытой военной конфронтации. Но расколы - типа сегодняшнего - происходили неоднократно на протяжении всей нашей истории, отсчет которой мы начинаем с 4 июля 1776 года. В течение двенадцати лет со дня рождения и до 21 июня 1788 года, когда вступила в силу принятая в сентябре 1787-го новая Конституция, Соединенные Штаты Америки были расколоты на 13 штатов, каждый из которых руководствовался собственными интересами. На основании Конституции были избраны первый президент - Джордж Вашингтон и двухпартийный парламент - Конгресс, и по решению президента и с одобрения Сената, верхней палаты, сформировался Верховный суд. Три ветви власти должны были, казалось, гарантировать единство. Гладко было на бумаге - в Конституции, но политическая жизнь внесла коррективы.
Конституция не предусматривала политических партий, и первые президентские выборы проходили в ноябре 1788 года во вне партийной обстановке. Вашингтон был избран единогласно, победил во всех участвовавших в голосовании штатах. Таковых было 10, а не 13. Северная Каролина и Род-Айленд в выборах не участвовали, поскольку еще не ратифицировали Конституцию. Нью-Йорк выборы провел, но не нашел времени разобраться с выборщиками. 
Вашингтон был противником каких-либо партий - "фракций", по терминологии того времени. В сентябре 1796 года, отказываясь от избрания на третий срок, он назвал "фракционный дух" "злейшим врагом американского единства". Но "злейший враг" уже существовал, и Вашингтон приложил руку к его возникновению.
Первый кабинет министров был невелик - всего четыре министра: государственный секретарь, министр финансов, военный министр и министр юстиции. Министром финансов Вашингтон назначил Александра Гамильтона, госсекретарем - Томаса Джефферсона, а у того и другого были противоположные взгляды на будущее. 
Гамильтон был уверен, что федеральному правительству принадлежит главная роль в руководстве страной, а в экономике следует делать ставку на финансово-промышленный комплекс. Джефферсон считал, что штатам должна быть предоставлена максимальная самостоятельность, а в экономике главную роль должны играть фермерские хозяйства. Несовместимость Джефферсона и Гамильтона была такой, что Вашингтон предпочитал не встречаться с ними за одним столом.
Гамильтон и Джефферсон стали основателями двух первых в истории партий - Федералистской и Республиканской (не путать с нынешней Республиканской, образовавшейся в середине 50-х годов XIX века). Гамильтон и федералисты не упускали случая для очернения Джефферсона и республиканцев. Джефферсон и его сторонники не оставались в долгу. Взаимными обвинениями были заполнены газеты. Республиканцы не ограничивались критикой Гамильтона. По полной программе доставалось президенту. В 1795 году - после того как Соединенные Штаты заключили мирный договор с Британией - ежедневная филадельфийская газета Aurora ("Аврора") нарекла Вашингтона "предателем". Обострение отношений между федералистами и республиканцами достигли апогея, когда первого президента сменил в 1797 году Джон Адамс, бывший вице-президентом в администрации Вашингтона.
Вашингтон терпел публичную критику, Адамс не желал с ней мириться. В 1798 году находившийся под контролем федералистов Конгресс принял с подачи президента четыре направленных против республиканцев закона - два Закона об иностранцах и два Закона о подстрекательстве к мятежу (Alien and Sedition Acts). Законы предоставляли президенту право высылать из страны любого неугодного ему иностранца и отправлять за решетку каждого, кто - как считал президент - "распространяет клевету и злонамеренные слухи" о президенте и Конгрессе. Таковых можно было приговорить к двухлетнему заключению и штрафу до 2 тысяч долларов. Противоречащие Конституции законы были отменены в 1801 году, когда президентом стал Томас Джефферсон. Президентские же выборы 1800 года привели к первому в истории конституционному кризису.
В течение двух с половиной столетий существования Соединенных Штатов избиратели знали, кто победил, либо на следующий после выборов день, либо - до изобретения телеграфа - в ближайшие дни. Случались исключения. Самая большая задержка с объявлением победителя произошла после выборов 1800 года, когда действующему президенту Джону Адамсу противостоял Томас Джефферсон. Это были самые продолжительные выборы в истории: голосование началось в апреле 1800-го, завершилось в октябре, а победитель выявился только 17 февраля 1801 года. Вопрос о победителе решался в Палате представителей и был решен только в 36-м туре голосования.
"Тогда партии не доверяли друг другу... И сегодня, как и 220 лет назад, доверие между двумя сторонами потеряно. Сегодняшняя ситуация во многом похожа на ту, что произошла тогда", - писал после выборов 2020 года историк Джеймс Роджер Шарп, автор книги "Зашедшие в тупик выборы 1800 года: Джефферсон, Бэрр и Союз, висящий на волоске".
"Тогда" - в 1800-м - федералисты предупреждали: если победит безбожник Джефферсон, то "убийства, грабежи, изнасилования, прелюбодеяния и кровосмешения будут открыто преподаваться и практиковаться". Республиканцы предупреждали: победа Адамса означает заполнение тюрем несогласными с федералистами. "Федерализм, - говорил Джефферсон, - надо бросить в пропасть, из которой он никогда не выберется".
Весной 1800-го федералисты потерпели поражение на выборах в легислатуру Нью-Йорка, и это означало неминуемое поражение Адамса в этом штате на президентских выборах и, значит, в борьбе за голоса в коллегии выборщиков. Соперником Джефферсона стал нью-йоркский адвокат герой Войны за независимость Аарон Бэрр. Оба получили по 73 голоса выборщиков, Адамс - 65. Но кому быть президентом, кому - вице-президентом? На вопрос должна была ответить Палата представителей. После 35 туров ответ не был получен. В 36-м федералист Джеймс Бейард, конгрессмен из Делавэра, воздержался при голосовании, позволив Джефферсону победить с преимуществом в один голос. 
Воздержаться Бейарда при голосовании попросил основатель Федералистской партии Гамильтон, который не переносил Джефферсона на дух. 
"При выборе из двух зол следует выбирать наименьшее. Джефферсон во всех отношениях менее опасен, чем Бэрр", - объяснил Гамильтон в письме федералисту Гаррисону Грею Отису - конгрессмену из Массачусетса.
Потерпевший поражение Бэрр стал вице-президентом. Четыре года спустя - 11 июля 1804 года - он смертельно ранил Гамильтона на дуэли. Они сводили личные счеты, не имевшие ничего общего с поражением Бэрра.
В инаугурационной речи 4 марта 1801 года Джефферсон призвал покончить с межпартийными распрями: "Любое разногласие в мнениях не является разногласием в принципах. Мы называли разными именами сторонников одних и тех же принципов. Мы все - республиканцы, мы все - федералисты..."
Конституционный кризис на выборах 1800 года привел к рождению - в 1804 году - 12-й Поправки к Конституции: "... Если ни одно лицо не получит большинства голосов (выборщиков), тогда... из трёх лиц, имеющих наибольшее число голосов, Палата представителей незамедлительно выбирает президента... Каждый штат имеет один голос..." При выборах президента в нижней палате Конгресса в 1800 году учитывался голос каждого конгрессмена; отныне - у каждого штата был один голос вне зависимости от числа конгрессменов в делегации штата.
Казалось бы, что 12-я Поправка исключит какие-либо споры-раздоры в том случае, если ни один кандидат в президенты не получит большинства голосов выборщиков. Но 12-я не учитывала возможности сговора между кандидатами в президенты. Это-то и произошло на выборах в 1824 году.
В президентской гонке участвовали четыре кандидата. Их противоборство было не партийным, а региональным. К этому времени Федералистская партия испустила дух, и бывший федералист массачусетсец Джон Куинси Адамс, сын Джона Адамса, представлял не партию, а северо-восток страны. Живший в Джорджии Уильям Кроуфорд был представителем Юга. Теннесиец Эндрю Джексон и Генри Клей из соседнего Кентукки представляли в то время штаты к западу от Аппалачей. Этот квартет был известен всей стране.
Предшествовавшее выборам восьмилетнее президентство Джеймса вошло в историю как "Эра доброго согласия" ("The Era of Good Feelings"). Выборы 1824 года поставили точку на этой эре.
Джексона - первого в американской истории популиста - сопровождали толпы сторонников. Его победа казалось неминуемой. И он действительно опередил соперников - выиграл 11 штатов, получил 42 % голосов (от общего числа избирателей) и 99 выборщиков. Но занявший второе место Адамс и финишировавшие следом Кроуфорд и Клей получили достаточную поддержку, чтобы лишить Джексона необходимого для победы числа выборщиков - 131. Согласно 12-й Поправке, Палате представителей следовало выбрать президента из трех первых. Четвертым - лишним - был Клей. Лишним для того, чтобы быть избранным президентом, но не лишним для участия в процессе выборов. Будучи спикером, Клей имел возможность вести доверительные беседы с руководителями делегаций каждого штата, и он добился, что 13 штатов (из 24) поддержали Адамса. Победитель отблагодарил Клея - назначил государственным секретарем.
Джексон был взбешен: "Коррумпированная сделка!.. Права народа попраны обещанием правительственного назначения!.."
Через четыре года - в 1828-м - Джексон легко взял реванш у Адамса, достижения которого как президента были нулевыми. Каждое предложение Адамса натыкалось в Конгрессе на отпор сторонников Джексона, выступавших под флагом созданной Джексоном Демократической партии.
Три десятилетия XIX века - с начала 30-х годов до начала 60-х - это непрекращающиеся партийные противостояния - сначала Демократической партии и Партии вигов, а с середины 50-х Демократической и родившейся Республиканской, в которую перешли большинство вигов и в их числе Авраам Линкольн. Партийная борьба была замешана прежде всего на отношении к рабовладению. Виги и их наследники республиканцы выступали против распространения рабовладения на новые штаты, демократы-южане настаивали на неограниченном распространении.
Конгресс перестал быть местом только словесных дуэлей. Слуги народа приходили вооруженными. Физические столкновения вошли в практику. О большинстве давно забыто. Избиение 22 мая 1856 года конгрессменом из Южной Каролины Престоном Бруксом сенатора из Массачусетса Чарльза Самнера вошло в историю.
Аболиционист Самнер обрушился в пятичасовой речи с критикой - едва ли не проклятиями - на южан, которые переезжают со своими рабами в новый штат Канзас, где рабовладению, считал Самнер, не место. Он называл поименно законодателей, которые эту практику одобряют, и среди прочих упомянул сенатора из Южной Каролины Эндрю Батлера. А спустя два дня после выступления сенатора-аболициониста к его креслу подошел конгрессмен Брукс. "Мистер Самнер, - сказал Брукс, - я дважды внимательно прочитал ваше выступление. Вы оскорбили Южную Каролину и моего родственника мистера Батлера". Конгрессмен занес над сенатором палку и принялся его избивать. Брукса остановили, когда Самнер уже потерял сознание... Самнер вернулся в Сенат только через три года.
Гражданская война (1861-65) и последовавший за ней 12-летний период Реконструкции (1865-77) еще больше углубили раскол в стране. Закончилась же Реконструкция - оккупация южных штатов федеральными войсками - из-за угрозы новой войны. Закончилась в результате компромисса республиканцев и демократов после президентских выборов в 1876 году.
После завершения голосования кандидат Демократической партии губернатор штата Нью-Йорк Самуэль Тилден опережал республиканца Рутерфорда Хейса, в прошлом боевого генерала, и по числу избирателей (на 251 тысячу - 51 % против 48 %), и по числу выборщиков (184:166), и для победы ему не доставало всего-навсего одного голоса. Но находившиеся под контролем оккупантов штаты Южная Каролина, Луизиана и Флорида не торопились объявлять победителя. Объявив же, назвали победителем Хейса, признав недействительными (invalid) сотни поданных за Тилдена бюллетеней. 
Разразившийся скандал вынудил Конгресс сформировать комиссию для урегулирования спора. Комиссия из 15 человек включала 5 конгрессменов (3 республиканца и 2 демократа), 5 сенаторов (2 республиканца и 3 демократа), 5 членов Верховного суда (3 назначенца президентов-республиканцев и 2 назначенца президентов-демократов). То есть: 8 республиканцев и 7 демократов. 2 марта - за два дня до инаугурации - комиссия объявила победителем Хейса (185:184).
Демократы возмутились. Но если Тилден и его однопартийцы-северяне возмущались без каких-либо угроз, то демократы-южане не скрывали намерения взяться за оружие. Дабы избежать войны, республиканцы согласились покончить с оккупацией бывших штатов конфедерации. Историк Рой Моррис назвал выборы 1876 года "мошенничеством столетия".
Период Реконструкции завершился, что означало безраздельное господство в южных штатах Демократической партии, штамповавшей антинегритянские законы.
Наша страна по сей день пожинает плоды не столько Гражданской войны, сколько 12-летнего беспредела Реконструкции. Во всех странах Западного полушария, где существовало рабовладение, о какой-либо вине белых перед черными и речи нет. Бразилия опережала Соединенные Штаты Америки по числу привезенных из Африки черных невольников, и рабовладение было отменено в 1888 году - через 23 года после США. Но в Бразилии, как и во всех других странах, отмена была мирной - без внутренних войн, никаких реконструкций не требовалось.
Когда Мухаммед Али предложил созвать международный форум чернокожих чемпионов, Пеле отказался: "Мы не делим людей по цвету кожи", - ответил король футбола чемпиону мира по боксу. А мы - все еще делим. 
В наших школах насаждается "Программа 1619", согласно которой Соединенные Штаты Америки основаны как расистское государство. Пропагандируется "критическая расовая теория", согласно которой белый рождается расистом. Леваки всех мастей - вне зависимости от цвета кожи - поддерживают словами, делами и деньгами марксистское и откровенно расистское движение Black Lives Matter ("Жизни чёрных имеют значение"). Барак Хусейн Обама, избранный президентом благодаря голосам белых, принимал в Белом доме учредителей BLM.
9 ноября 2016 года - на следующий день после победы Дональда Трампа над Хиллари Клинтон - президент Обама обратился к стране с такими словами: "Мы должны помнить, что на самом деле мы все в одной команде... Мы не демократы в первую очередь, мы не республиканцы в первую очередь, мы в первую очередь американцы. Мы в первую очередь патриоты. Мы все хотим лучшего для этой страны..."
Обама читал текст, написанный ему спичрайтерами, которые срисовали слова из первой инаугурационной речи Джефферсона. Но Джефферсон призывал к окончанию раскола в первый день своего 8-летнего правления. Обама же уже завершал 8-летнее правление, в течение которого сделал все, что в его силах, чтобы расколоть страну. 
Джо Байден, бывший у Обамы вице, продолжает обамовскую политику. Левая Америка раскалывает страну на два непримиримых лагеря, используя юридическую систему как политическое оружие против Дональда Трампа, которого в 2020 году поддержали 74 миллиона избирателей. 
Демократы раскалывают страну совершенно сознательно. 


 
 

Орлов, Алексей
№230 Oct 2023

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.