на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Евреи-конфедераты
(Глава из книги А.ОРЛОВА "История без искажений")

В 2000 году издательство Университета Южной Каролины опубликовало книгу Роберта Розена "Евреи-конфедераты" ("The Jewish Confederates"), и известный всей стране юрист Алан Дершовиц откликнулся на нее рецензией, в которой, в частности, написал: "Вы, быть может, не согласитесь с этими еврейскими конфедератами, но, конечно же, поймете их лучше".
Многие ли читатели - прежде всего читатели-евреи - согласились бы с решением евреев, живших в Конфедерации, защищать с оружием в руках штаты, в которых узаконено рабовладение? Евреи во всем мире празднуют ежегодно Песах - Исход из Египта, где евреи находились в рабстве. Так могут ли евреи защищать рабовладение? 
Но в 1861 году, когда началась война, вопрос так вообще не стоял. Северные штаты вели войну за сохранение единства Союза, Южные - за свою независимость, а вовсе не для ликвидации или за сохранение института рабовладения. Сегодняшний американский еврей "поймет их лучше" - если знает историю. Евреи, жившие в штатах, образовавших Конфедерацию, защищали не рабовладение, а свой дом.

х х х

За двадцать лет до начала Гражданской войны, 19 марта 1841 года, еврейская община Чарлстона открывала новую синагогу. Местная газета The Charleston Courier цитировала обращение раввина Густавуса Познанского к прихожанам: "Эта синагога - наш Храм, этот город - наш Иерусалим, эта замечательная земля - наша Палестина, и как наши отцы отдавали свои жизни за тот Храм, тот город и ту землю, так и наши сыновья будут защищать этот Храм, этот город и эту землю".
Спустя 20 лет - 12 апреля 1861 года - началась Гражданская война, и чарлстонские евреи, патриоты своего города, решили с оружием в руках отстаивать независимость своей земли - Южной Каролины. В их числе был и сын раввина Познанского. 21 июня 1862 года рядовой Познанский погиб в бою на острове Джеймс, защищая Чарлстон. В этот же день вместе с ним пали рядовой Роберт Коэн и капрал Исаак Валентайн.
Чарлстон был не единственным городом, а Южная Каролина - не единственным штатом с большой еврейской общиной. Первые евреи поселились на Юге в ХVII веке. Когда приехали первые, точно не установлено. Считают, что первым был Элиас Легардо, приплывший в Вирджинию в 1621 году. Документально установлено, что евреи жили в Южной Каролине в 1695 году, поскольку принятый в этом году закон Южной Каролины гарантировал религиозную свободу "язычникам, евреям и другим инаковерующим". Спустя восемь десятилетий, в 1773 году, эмигранта из Англии Фрэнсиса Сальвадора избрали в Конгресс Южной Каролины, и он стал первым в современной мировой истории евреем, которого народ избрал в законодательный орган. 
В Чарльзтауне (будущем Чарлстоне) синагога Бет-Элохим была открыта в 1749 году. Согласно переписи 1820 года, в Чарлстоне жило примерно 700 евреев, в Нью-Йорке - для сравнения - 550. Первая же синагога на Юге открылась в 1735 году в Саванне (Джорджия). В Ричмонде (Вирджиния) первую синагогу построили в 1789 году. Ювелир-еврей Давид Исаакс продавал золотые вещи Томасу Джефферсону в Шарлотсвилле. Позже, в 20-е годы ХIХ века, открылась синагога в Новом Орлеане, и вскоре этот город стал еврейским центром Юга.
Общество, в котором жили евреи на Юге, было рабовладельческим, и они приняли этот факт. Исследователь жизни евреев в южных штатах Леонард Диннерстайн писал, что "этот аспект жизни был обычным почти для всех белых..." Следует подчеркнуть: не только для белых. Свободные негры владели большим числом рабов, чем евреи. У трех чарлстонских негров было рабов в три раза больше, чем у всех чарстонских евреев вместе взятых. Евреи приняли не только институт рабовладения, но и другие писаные и неписаные законы Юга: кодекс чести, дуэли, право каждого штата на независимость. И когда началась Гражданская война, евреи-южане были неотъемлемой частью штатов, вошедших в Конфедерацию.
В 11 штатах в Конфедерации жило от 20 до 25 тысяч евреев. Больше всего - около 8 тысяч - в Новом Орлеане, крупнейшем городе Луизианы. Еврей Джуда Бенджамин представлял этот штат в Сенате - верхней палате Конгресса США, он стал министром юстиции в правительстве Конфедерации. Еврей Дэвид Леви Юли представлял в Сенате Флориду. Кроме двух сенаторов, южные штаты делегировали - в довоенные годы - трех евреев в Палату представителей. Столько же конгрессменов-евреев (но ни одного сенатора) избрали северные штаты в нижнюю палату Конгресса. Но в северных в 1860 году было 120 тысяч евреев - в пять-шесть раз больше, чем в южных. И на Севере евреи часто сталкивались с антисемитизмом.
Конечно, антисемитизм существовал и на Юге, но его масштаб был не сравним с антисемитизмом в Северных штатах.
Особенно прославился своим антисемитизмом колониальный Массачусетс. Дореволюционный Бостон отвергал евреев - не в пример дореволюционному Чарлстону. 
"Писклявый еврейский делегат из Флориды", - говорил о сенаторе Леви Юли массачусетский конгрессмен Джон Куинси Адамс, уже успевший побывать в кресле президента США.
Когда южные штаты объявили о своей независимости от Союза, газета The Boston Evening Transcript возложила вину за это на евреев-южан. "Эта раса, - писала газета, - не имеет своей собственной страны и хочет, чтобы другие оказались в таком же незавидном положении..." В 1864 году, в разгар Гражданской войны, The New York Times писала о главе Демократической партии Огасте Белмонте как об "агенте иностранных еврейских банкиров". 
Один из самых заметных пасторов-аболиционистов Теодор Паркер провозглашал, что евреи "убили христианского младенца к Пасоверу". Уильям Ллойд Гаррисон, редактор аболиционистской газеты The Liberator, называл нью-йоркского судью-еврея Мордехая Мануэля Ноа "Шейлоком" и "подлым евреем". С антисемитскими заявлениями выступали и другие аболиционисты.
Джуда Бенджамин защищал в Сенате рабовладение в дебатах с коллегами-северянами и был одним из немногих, кто не уступал в дебатах аболиционистам. И были аболиционисты, которые не упускали случая напомнить Бенджамину о его еврействе. Однажды в очередном споре о рабстве сенатор из Огайо Бенджамин Уэйд коснулся древней истории евреев и назвал сенатора из Луизианы "израэлитом с египетскими принципами". Джуда Бенджамин не полез за словом в карман: "Это правда, что я еврей. И когда мои предки получали Десять заповедей из рук Всевышнего на горе Синай, предки моего оппонента пасли свиней в британских лесах".
Евреи, жившие на Севере, осудили своих южных собратьев, в первую очередь политиков, за то, что ни один из них не выступил против рабовладения и против решения Юга отделиться от Союза. И если никто из евреев-южан действительно не выступал против того и другого, то это произошло прежде всего потому, что они руководствовались Талмудом, который учит, что "закон земли (куда пришли евреи) есть закон". Рабовладение на Юге было законом. Да к тому же евреи-южане знали: многие видные аболиционисты - противники рабства - были антисемитами. 
Когда Южная Каролина и вслед за ней другие южные штаты объявили о своем выходе из состава Союза, евреи-южане остались верными гражданами своей земли. Типичен пример военного врача майора Дэвида Камдена Де-Леона - гражданина Южной Каролины. Объявление этим штатом независимости застало его в армии, и он тут же подал генералу Винфелду Скотту рапорт об отставке. Они были друзьями, вместе участвовали в Мексиканской войне. Скотт умолял друга отказаться от "предавшей" Союз Южной Каролины, обещал направить его на север страны, подальше от Юга. Он даже угрожал Де-Леону арестом, надеясь его таким образом спасти. Де-Леон все-таки покинул армию Союза и вступил в армию Конфедерации. 
В армии Конфедерации были сотни евреев, однако офицеров, особенно высших, было немного. Полных генералов вообще не было. Это закономерно. Высшее офицерство составляли либо выпускники военных учебных заведений, либо адвокаты, судьи, врачи, политики, учителя. Среди евреев-южан лишь единицы учились в военных учебных заведениях, и к высшему слою принадлежали тоже единицы. Поэтому редкие евреи воевали в чинах выше майорского. 
Абрахам Чарльз Майерс, ставший полковником, был одним из редких евреев с военным образованием. Он учился в Вест-Пойнте, участвовал в Семинольских войнах во Флориде, в Мексиканской войне служил под началом генералов Закари Тейлора (будущий президент) и Винфелда Скотта. В 1850 году по решению Майерса на берегу реки Калусахатчи во Флориде был построен форт. Генерал Дэвид Эманэуль Твиггс распорядился "назвать город в честь Эйбрахама Майерса - Форт-Майерс". Название осталось - несмотря на то что Майерс служил затем в армии Конфедерации. Он нес ответственность за снабжение армии палатками, одеялами, мундирами, обувью, лошадьми, кибитками. Некоторые армейские командиры считали, что он плохо справляется со своими обязанностями, и в августе 1864 года президент Конфедерации Джефферсон Дэвис сместил Майерса с занимаемой должности. Главная причина, по мнению многих, заключалась в другом: миссис Майерс отозвалась оскорбительно о миссис Дэвис. После смещения Майерс вышел в отставку.
Евреи служили в пехоте, в кавалерии, в артиллерии, в военно-морском флоте армии Конфедерации. Кто не был военным (а таких, естественно, было большинство), не дожидались призыва - вступали в армию добровольно. В их числе были евреи, эмигрировавшие из Германии и имевшие право избежать военной службы, но ставшие добровольцами вскоре после переезда за океан.
Один из них, Теодор Кон, приехал из Баварии к своему дяде в Южную Каролину, оставив родителей на родине. Незадолго до начала войны отец Теодора написал сыну: "Сообщаю тебе мое желание: уезжай побыстрее из этой несчастной страны (Южной Каролины - А.О.), потому что через несколько лет она будет лежать в руинах..." Сын не послушался отца и пошел служить в армию. Он прошел всю войну, участвовал во многих сражениях, был ранен и дослужился до капрала. 
"Мы воевали не ради сохранения рабства, а за права штатов на свободную торговлю. Мы защищали родные дома, в которые бесцеремонно вторгся враг", - писал много лет спустя Мозес Эзекиль, известный американский скульптор конца XIX - начала ХХ века, который участвовал, будучи курсантом Вирджинского военного института, в сражении при Ньюмаркете (см. главу "Дорогой войны""). 
Евреи Ричмонда и всей Вирджинии встретили известие о войне так же, как и остальные жители Конфедерации. В сегодняшнем Ричмонде, в Музее Конфедерации, хранится копия обращения раввина Максимилиана Микелбахера к единоверцам. Он просит молиться за солдат Конфедерации и оказать финансовую поддержку семьям вирджинских добровольцев. Призыв был услышан семьей Джейкоба и Катерины Эзекиль, у которых было 14 детей; Мозес был пятым по старшинству. Мать Эзекиля сказала однажды, что не потерпела бы в своей семье сына, отказавшегося служить в армии Конфедерации.
Мозес рвался воевать за Конфедерацию. Он поддержал призыв раввина Микелбахера. Отец и мать не возражали, но посоветовали сыну научиться владеть оружием и ездить верхом. 17 сентября 1862 года, за месяц с небольшим до своего 18-летия, Мозес поступил в Вирджинский военный институт.
Мозес Эзекиль стал первым курсантом-евреем в истории Института. Если бы он начал учиться полутора-двумя годами ранее, то одним из его преподавателей был бы Томас Джексон. Но осенью 1862 года генерал Джексон был одним из ведущих командиров армии Конфедерации. В мае 1863 года курсанту Эзекилю выпала честь стоять в почетном карауле у гроба Джексона, прозванного "Каменной Стеной" (Stonewall), поскольку вверенные ему подразделения не отступали, стояли стеной, отбивая атаки врага. 
Самая знаменитая работа Мозеса Джейкоба Эзекиля - памятник погибшим конфедератам на Арлингтонском кладбище. В скульптурной группе - негр-конфедерат, марширующий вместе с белыми. Это первый в истории памятник, где запечатлен чернокожий конфедерат... Могила Эзекиля - у подножия памятника. На плите выбито: "Мозес Дж. Эзекиль, сержант роты "Си" батальона курсантов Вирджинского военного института".

х х х

Армия Союза разрушила и сожгла на Юге - особенно в Джорджии и Южной Каролине - тысячи и тысячи домов, ферм, заводов, ничего не щадила, в том числе, конечно, и синагоги. По пальцам можно сосчитать синагоги, не уничтоженные победителями. Однако синагога, в которой раввин Густавус Познанский провозгласил, что сыновья евреев Южной Каролины будут защищать свой Храм, свой город и свою землю, по-прежнему стоит на Хаселл-стрит в Чарлстоне.  


 
 

Орлов, Алексей
№229 Sep 2023

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.