на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Останется ли Камала Харрис вице-президентом?
(АМЕРИКА: от и до)

Пресс-конференция Джо Байдена 19 января 2022 года войдет в историю заявлением президента, что он не видит ничего страшного в "мелкомасштабном" вторжении российских войск в Украину, и это заявление практически развязало руки фашистскому режиму Путина. Но за минувшее с исторической пресс-конференции время многими забыт вопрос Байдену о будущем вице-президента Камалы Харрис: возьмет ли он ее в напарники на выборах в 2024 году? "Она будет моим напарником, - ответил Байден, добавив: - Я думаю, она хорошо работает..."
Вряд ли кто-либо задал бы президенту такой вопрос, если бы вице-президент Харрис "хорошо работала". Но ко времени пресс-конференции - всего-навсего одному году деятельности Администрации Байдена - госпожа Харрис сумела убедить большинство американцев (о чем свидетельствовали опросы общественного мнения) в своей несостоятельности как второго по рангу избранного чиновника. Ее смех по поводу - а чаще всего без повода - стал темой карикатур. Это будто бы с нее срисовали пословицу "Смех без причины - признак дурачины".
Заданный Байдену один год и три месяца назад вопрос звучал в известной степени риторически. Ныне это актуальный вопрос. И как только Байден объявил во вторник, 25 апреля, о своем намерении добиваться избрания на второй срок, к обсуждению будущего госпожи Харрис присоединились политические обозреватели крупнейших газет. Вот что писала Пегги Нунен в Wall Street Journal (29-30 апреля):
"Я согласна с теми, кто говорит, что проблема не столько в возрасте Джо Байдена, сколько в последствиях его возраста: если он будет переизбран, есть значительный шанс, что Камала Харрис станет президентом. Она была загадкой, и она политик, который не смог сказать чего-либо внятного о политике или даже связанного с политикой. Вместо этого громкий и неожиданный смех, ни с чем конкретно не связанный, и полная бессмысленность ее слов. Это заставит избирателей задуматься".
Еще как заставит! Потому что для многих избирателей Харрис не является "загадкой". Они знают, что она шла в политику через постель. Они знают, что, став депутатом Сената, абсолютно ничем себя не проявила. Они знают, что она сошла с дистанции президентской гонки 2020 года задолго до первых кокусов в Айове и первых праймериз в Нью-Гэмпшире. Даже в Калифорнии - штате, который она представляет в верхней палате Конгресса, - проигрывала большинству участников гонки. И, конечно, ни для кого не секрет, что Харрис стала кандидатом Демократической партии на пост вице-президента только потому, что, во-первых, женщина и, во-вторых, черная. И избиратели знают: если с президентом Байденом что-то случится, то - согласно 25-й Поправке к Конституции - вице-президент Харрис станет президентом.
Статью антитрамповской республиканки Пегги Нунен, обеспокоенной возможной победой Дональда Трампа на предстоящих выборах, можно рассматривать как призыв к Демократической партии: не замените Харрис - потерпите поражение! 
Столь же недвусмысленно высказался в New York Times ненавистник Трампа дважды Пулитцеровский лауреат Томас Фридман: "Америка не может допустить, чтобы избиратели сомневались в напарнике Байдена", - обратился он к демократам 26 апреля, на следующий день после объявлении президента о намерении добиваться избрания на второй срок.
Но получат ли избиратели, готовые поддержать кандидатуру президента Байдена, нового кандидата на пост вице-президента?
Это вопрос демократам - советникам и помощникам Байдена и главам партийных фракций в Палате представителей и в Сенате. Среди них есть, полагаю, знакомые с историей своей страны, а история знает немало случаев, когда президенты меняли вице-президентов.
Иногда замены были вынужденными. Например, вступая в 1872 году во второй срок президентства, Улиссу Гранту пришлось заменить Шайлера Колфакса на Генри Уилсона, поскольку Колфакс был замешан в финансовом скандале... В 1973 году президенту Ричарду Никсону пришлось заменить Спиро Агню, ушедшего в отставку в связи с финансовым скандалом, и вице-президентом стал Джеральд Форд... Теодор Рузвельт стал вице-президентом во второй администрации президента Уильяма Мак-Кинли после внезапной смерти вице-президента Гаррета Хобарта. Случалось, однако, что президенты отказывались от своих напарников по иным причинам.
Готовясь в 1864 году ко вторым выборам, президент-республиканец Авраам Линкольн отказался от услуг вице-президента-однопартийца Ганнибала Хамлина и взял в напарники демократа Эндрю Джонсона. К этому времени - конец лета - начало осени 64-го - не оставалось сомнений в исходе Гражданской войны - победе Союза над Конфедерацией, и президент Линкольн уже планировал программу воссоединения северных штатов с мятежными южными. В наведении мостов с побежденными президенту требовался надежный помощник-южанин. Он видел такого в Джонсоне - бывшем губернаторе Теннесси и бывшем сенаторе из этого штата. Штат вошел в Конфедерацию, Джонсон же осудил расторжение с Союзом. Линкольн полагал, что с вице-президентом демократом-южанином ему будет легче найти общий язык с южанами-демократами. 
Возможно, сегодняшние демократы не хотят брать пример с президента-республиканца Линкольна. Но им наверняка может служить примером их однопартиец Франклин Делано Рузвельт. ФДР менял вице-президента не один раз, а дважды. 
В первых двух администрациях Рузвельта вице-президентом был Джон Нэнс Гарнер. В первые четыре года (1933-37) сотрудничество было мирным, хотя вице-президент, техасец, не испытывал счастья от "Нового курса" - социалистических начинаний президента-нью-йоркца. Но уже после второй победы Рузвельта Гарнер не скрывал недовольства политикой президента. Когда ФДР решил расширить состав Верховного суда, Гарнер возражал публично и нашел союзников среди демократов, блокировавших предложение президента. Гарнер был против решения Рузвельта нарушить установленную Джорджем Вашингтоном традицию - два четырехлетних срока и отставка. ФДР решил баллотироваться на пост президента в третий раз. Как только собравшиеся в 1940 году на съезд в Чикаго делегаты поддержали кандидатуру Рузвельта, от тут же отказался от услуг Гарнера и назвал своим напарником министра сельского хозяйства Генри Уоллеса, который безоговорочно поддерживал программы "Нового курса".
Новый вице-президент не волновал ближайшее окружение Рузвельта. Ибо мало кто знал, чем он "дышит". Однако как только Уоллес занял пост вице-президента, он стал заметной фигурой, и то, что окружение ФДР увидело и услышало, многих не на шутку взволновало. Больше всего беспокоило нескрываемое Уоллесом восхищение Советским Союзом. 
В начале 1944 года Рузвельт поставил в известность своего ближайшего советника Гарри Гопкинса и начальника личного штата адмирала Уильяма Лехи о намерении баллотироваться на четвертый срок. Адмирал записал в своем дневнике, что он и Гопкинс стали сразу же обсуждать вопрос о необходимости заменить Уоллеса на посту вице-президента. Вскоре о необходимости заменить Уоллеса говорили едва ли не все помощники Рузвельта. Вице-президент восстановил против себя всех, кого только мог, во время поездки в Советский Союз летом 1944 года. 
В Магадане Уоллес восхищался работой "добровольцев", приехавших осваивать суровый край, и говорил об этом в радиопередачах на Америку. В Узбекистане он не скрывал восторга от колхозов. "Здесь рай для крестьян", - сказал Уоллес в Ташкенте послу США в СССР Авереллу Гарриману и повторил это же на пресс-конференции. Вице-президент говорил каждому, кто готов был слушать, о перспективах послевоенного сотрудничества с Советским Союзом. А в это время Гопкинс, Лехи и все, кто ежедневно видел Рузвельта, не скрывали беспокойства о здоровье президента и сознавали, что, будучи избранным на четвертый срок, он не протянет четырех лет.
11 июля, за неделю до открытия съезда Демократической партии, Рузвельт собрал в Белом доме совещание для обсуждения кандидатуры будущего кандидата на пост вице-президента. Собравшиеся назвали президенту сенатора из штата Миссури Гарри Трумэна. Председатель Национального комитета Демократической партии Роберт Ханнеган вспоминал в мемуарах, что когда совещание приближалось к концу, президент обратился к нему: "Боб, как я понимаю, вы и все остальные хотите Трумэна... Пусть будет Трумэн". 
Выборы кандидата на пост вице-президента проходили в последний день съезда, 21 июля. В списке кандидатов было семь имен, в их числе Уоллес и Трумэн. В первом туре голосования Уоллеса поддержали 429 делегатов, Трумэна - 319, но ни тот, ни другой не получили одобрения большинства делегатов. Во втором туре участвовали только Уоллес и Трумэн, и сенатор победил действующего вице-президента: 1031 голос против 105. Как объяснить такую разницу? После первого тура сторонники Трумэна принялись за обработку делегатов, в том числе и тех, кто голосовал за Уоллеса. Обработка сработала. Годы спустя сенатор из Индианы Сэмюэл Джексон, активный агитатор за Трумэна, сказал, чтобы на его могильном памятнике начертали: "Здесь покоится человек, который не позволил Генри Уоллесу стать президентом Соединенных Штатов". 
На президентских выборах в 1948 году Уоллес был кандидатом Прогрессивной партии, и его кандидатуру официально поддержала Коммунистическая партия. 
Я сознательно подробно остановился на "изгнании" Уоллеса с поста вице-президента. Чем не пример сегодняшним демократам! Они не могут не понимать, что если Байден победит в 2024 году и Харрис останется его напарником, то... "Америка не может допустить, чтобы избиратели сомневались в напарнике Байдена", - предупредил демократов Томас Фридман.
Высказал ли Байдену кто-либо из демократов опасения в связи с Харрис? И не только Байдену, но и его ближайшему окружению. Возможно, кто-то высказал. Я полагаю, что это была Сьюзан Райс, главный советник президента по внутренней - домашней - политике.
Напомню: 26 апреля Байден сообщил о намерении баллотироваться на второй срок. А днем ранее, 25-го, он объявил о предстоящей - с 26 мая - отставке Райс и поблагодарил ее за работу. Ни президент и никто другой не объяснили причину отставки. И Райс ни словом не обмолвилась. Легко предположить: ее не ушли, уходит сама по собственному желанию. Естественен вопрос: почему?
Общаясь постоянно - вероятно, ежедневно - с Байденом, она не могла не видеть, что происходит с его здоровьем. Она, полагаю, не сомневается, что, будучи избранным на второй срок, президент не дотянет до 2028 года, и значит - значит! - президентом станет вице-президент. Она - опять-таки я полагаю - с трудом представляет Харрис на посту президента. Наверное, даже представить не может. Райс не скрывала этого от ближайшего окружения президента. Следует предположить: она не встретила поддержки. И поэтому решила уйти. Не имеет ровным счетом никакого значения, как мотивировала свое решение в беседе с президентом.
Достоверна ли моя теория? Когда-нибудь мы узнаем. Потребовался не один год, чтобы все узнали, как ФДР согласился убрать Уоллеса и заменить его Трумэном.
Но вопрос о госпоже Харрис как кандидате в вице-президенты на второй срок остается открытым. Смогут ли демократы отправить в отставку вице-президента - черную женщину?


 
 

Орлов, Алексей
№226 Jun 2023

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.