на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Розинский, Эдвард
ВООБРАЖАЕМЫЙ ПРЕДМЕТ *


Сразу предупреждаю: все, о чем я буду писать в этом эссе, ни в коем случае не претендует на научный театроведческий обзор. Оставлю это профессиональным критикам. Не стану также углубляться в историю данного предмета, которая началась, по-видимому, с театра Древней Греции. Начну с более обозримого периода, скажем, с начала прошлого столетия. То есть 100 лет назад. Для молодых людей этот отрезок времени покажется мезозойским, но для человека, прожившего 80 лет, - вполне наглядным. А предметом обсуждения будет Пантомима. Сегодня многие, к сожалению, даже не знают, что это слово означает. 

Известный режиссёр и актёр начала прошлого века Александр Яковлевич Корнблит... как, вы не слыхали этой фамилии? Ах, да, зато вам наверняка известна фамилия создателя и художественного руководителя знаменитого Камерного Театра в Москве Александра Таирова. Так это один и тот же человек. Что поделаешь, с тех времён и поныне многим приходилось менять свои фамилии. Так вот, он, известный Таиров, в одной из своих работ написал: "Пантомима!.. Разве не она всегда возникала на долговечном пути театра как верный и неизменный признак его грядущего возрождения?"
Написал он это в статье и подтвердил эту мысль всей своей педагогической деятельностью, а также постановкой в Камерном Театре пантомимы, вернее Мимодрамы Артура Шницлера (на сей раз фамилия подлинная) "Покрывало Пьеретты". И пошло-поехало. То там, то здесь стали появляться попытки возродить этот жанр. Но только с появлением на горизонте истинного таланта "воображаемый" лёд тронулся. А так как горизонт находился тогда за железным занавесом (тоже воображаемым), в недосягаемой Франции, мы в совке об этом узнавали по слухам.
Вкратце, дело развивалось так: Жак Копо создал театр "Старая Голубятня", этот театр воспитал Этьена Декру; Этьен Декру породил Жана-Луи Барро, а он уже воспитал Марселя Марсо. Кстати, Марсо - тоже псевдоним. Настоящая фамилия Манжель. Да-да, чтоб вы не сомневались, отец Марселя был кошерным мясником.
Марсо создал новое, вселенское направление искусства пантомимы и благодаря своему таланту и обаянию с громадным успехом объездил с ним весь земной шар. Ему даже удалось проникнуть сквозь препоны "железного занавеса" и появиться на сценах совка и других совочков. Вероятно, послабление курса хрущевской компартии способствовало приглашению некоторых представителей загнивающих искусств.
Появление Марселя Марсо в совке вызвало моментальную реакцию актёров, режиссёров и педагогов театрального искусства. Среди них выделялись Александр Румнев, Рудольф Славский (всё-таки урождённый Заславский) и другие.
Отсюда и далее я стал не только свидетелем, но и посильным участником этого движения. Очень захотелось изучить и освоить этот предмет. Для молодёжи моего возраста в 50-х и 60-х годах искусство пантомимы оказалось настолько ярким, необычным явлением, что было трудно воздержаться против желания постигнуть его. А я, как на грех, уже имел некоторый опыт и движенческие навыки, приобретённые в секции акробатики и танцевальном кружке.
Но вот беда, в те годы учиться этому искусству было просто не у кого. Тем более в провинциальном городе, каким была Одесса. Тем не менее - по слухам, по фотографиям, отрывочным кадрам кинохроники, единичным выступлениям зарубежных артистов этого жанра вырисовывалась очень общая и довольно размытая картина техники и особенностей предмета. Энтузиастам потребовалось приложить много усилий, чтобы додумать недостающие детали этого жанра. С помощью хорошо организованной зрительной памяти и ловкости тела некоторым удавалось в какой-то мере повторить или воссоздать увиденное. Кроме того, в пантомиме есть многое из того, что естественно человеческой породе изначально.
Само собой, многие ограничивались копированием, подражанием технике и сюжетам. Так, например, моя первая пантомима называлась "Как некоторые летом кушают фрукты". Я увидел этот номер в одном из концертов джазовой музыки, где для разбивки номеров конферансье показывал его зрителям. Фактически это был простой этюд с "воображаемыми" предметами. Но зрители хохотали до слез, наблюдая за тем, как я ел вишню и стрелял косточками, грыз горячий початок кукурузы (пшёнку) и высасывал сок из персика. Интересно, что и у меня появились подражатели, и вскоре на эстраде стало много артистов, которые ели воображаемые фрукты.
А в то время, как искусный актёр и режиссёр Рудольф Славский открывал первую в стране студию пантомимы в Ленинграде, а известный актёр кино и педагог Александр Румнев создавал студию-мим в Москве, я, необразованный самоучка, открыл первую в Одессе студию пантомимы, где учил других энтузиастов тому, чему сам кое-как научился. Видимо, мои опыты не прошли даром, потому что тот энергичный импульс передался моим студийцам и продолжал развиваться и после того, как я уехал учиться в Ленинград. В результате благодаря новым одержимым этого жанра появился коллектив "Маски", заслуженно популярный по сей день.
Столичный размах театрального искусства, встречи с замечательными исполнителями и педагогами укрепляли во мне уверенность в том, что пантомима имеет право на жизнь. Этапным стало знакомство с Арчилом Михайловичем Гомиашвили, тогда артистом Тбилисского русского драматического театра, который успешно гастролировал по стране с программой, состоящей из этюдов пантомимы.
Далее, пока я учился режиссуре театра на кафедре Георгия Александровича Товстоногова в Ленинградском театральном институте, меня пригласили руководить увядающей студией "МИМ" во Дворец культуры Ленсовета. Этот коллектив создал Рудольф Славский, некоторое время им руководил Гриша Гуревич, а затем Гриша забрал лучших студийцев и организовал профессиональный коллектив "Театр пантомимы Григур".
Когда я принял студию, там уже был Слава Полунин и ещё несколько ребят, которые самостоятельно пытались что-то сколотить. Вскоре пришли другие ученики, и работа закипела. Новые встречи, знакомства, дискуссии помогали найти свой стиль. Огромная помощь проявилась в серии замечательных книжек о пантомиме Ильи Рутберга. Одновременно в разных городах появились самодеятельные и полупрофессиональные группы, такие как "Ригас Пантомима" с Робертом Лигерсом во главе. А Модрис Теннисон создал коллектив в Каунасе. Мы встречались с руководителями и артистами этих групп, где бы они ни появлялись. Мы ездили смотреть их спектакли, они приезжали смотреть наши программы.
Одновременно со студией я работал в Клубе глухонемых, где мне удалось собрать и обучить небольшую группу ребят. С ними я поставил мимодраму по повести Гоголя "Ночь перед Рождеством". Кстати, синтез драматического театра и пантомимы меня увлекал больше всего. Для меня это было своего рода движением "Назад, к Таирову!".
Знакомство и искренняя дружба с артистами и энтузиастами этого жанра помогала в поисках своего стиля, направления и интересов. Среди таких людей были Саша Жеромский, Леонид Енгибаров и, позднее, Борис Амарантов.
Среди новых друзей был и сам Мастер - Марсель Марсо, который увидел мои работы на встрече в Доме Актёров в Ленинграде. Гостями этой знаменательной встречи были Аркадий Райкин и Марсель Марсо. Участниками - два коллектива, моя студия и студия пантомимы М.С. Пятницкого. Называлась эта встреча "Пантомима - курьёз или искусство?". Интерес публики к пантомиме начал бурно расти в 70-х годах, что способствовало возникновению новых групп и коллективов не только в столице, но и в других больших городах.
В то же время бывшая участница группы "пантомимы Григура" Е. В. Маркова написала свою книжку - биографию Марселя Марсо. Таким образом, когда по предложению зав. кафедрой сценического движения ЛГИТМиК Ивана Эдмундовича Коха Министерство Культуры СССР разрешило учреждение курса Пантомимы, я предложил Е. Маркову как преподавателя истории пантомимы. По заданию Коха, будучи аспирантом кафедры, я создал 4-летнюю программу обучения профессиональных артистов пантомимы.
В силу многих причин этот экспериментальный курс не поднялся до уровня профессиональной школы, что побудило меня оставить институт. Тем не менее мои творческие усилия нескольких лет, потраченные в студии пантомимы Ленсовета, не прошли даром. Окрылённые успехами моего спектакля "21 новелла о Смешном и Серьёзном", который даже был замечен во Франции, ребята продолжали работу и поиски уже после того, как я эмигрировал в Соединённые Штаты. А Слава Полунин с Сашей Скворцовым стали лауреатами конкурса артистов эстрады с двумя номерами, придуманными и поставленными мною.
Уже после моего отъезда Слава Полунин собрал вокруг себя группу талантливых людей и создал коллектив, известный под названием "Лицедеи". Кроме Полунина, в него вошли и другие мои ученики - Коля Терентьев, Саша Скворцов, Саша Макеев и актёр Ленконцерта Роберт Городецкий. С Робертом мы работали прежде над его эстрадной программой иллюзиониста.
Обстоятельства, вызванные эмиграцией, на долгое время не позволяли общаться с моими бывшими студийцами и друзьями по искусству. Но вот однажды, когда я уже преподавал несколько лет сценическое движение в Университете г. Майами, штат Флорида, мне позвонил организатор предстоящего фестиваля пантомимы. Мой новый американский знакомый готовился к фестивалю в г. Лексингтон, штат Вирджиния, и спросил, знаю ли я коллектив из Ленинграда "Лицедеи". Я ответил, что знаю, так как его создатели - мои бывшие ученики. Благодаря моим рекомендациям "Лицедеи" были приглашены участвовать в фестивале и впервые посетили Америку.
Наша встреча была незабываемой, и чтобы она осталась не "воображаемой", а реальной, я организовал съёмки на видео визита и программы "Лицедеев" для весьма популярного тогда телевизионного шоу "Funny People" ("Смешные Люди"). Тогда я познакомился с артистами театра, которых ещё не знал, - Леней Лейкиным, Валерием Кефтом, Леной Ушаковой и другими. Позднее, когда Слава Полунин организовал своё знаменитое "Снежное Шоу", наши встречи на территории Соединённых Штатов стали регулярными.
Моё увлечение "воображаемым" жанром продолжалось преподаванием этого предмета в театральном отделении Университета Майами и постановками номеров и спектаклей на сцене моего миниатюрного театра для детей, который я назвал "Chamber Theater" (Камерный Театр).
Наконец, во время очередных гастролей "Snow Show" в Майами я попросил Славу Полунина разрешить мне участвовать в спектакле. На протяжении целого месяца я ежедневно и с огромным удовольствием выходил на сцену вместе с артистами, среди которых были мои бывшие ученики, а также те, которые знали о моем существовании, но встретили впервые. Таким образом цепочка не разорвалась, а "воображаемая" жизнь воображаемого искусства пантомимы продолжается в новом определённом жанре - пантомимы-клоунады.
У меня же остаётся надежда на то, что мой скромный вклад наряду с творчеством энтузиастов и талантливых исполнителей пантомимы приведут к грядущему возрождению Театра, который так необходим в наши трудные времена неуверенности в будущем, а также в будущем Театра.  q

---------------------------------------
* Серия упражнений, развивающих воображение у будущих актёров, которые заключаются в том, что студент должен воспроизводить действия не с реальными, а с воображаемыми предметами. Например: рисуй портрет карандашом на бумаге (без реальных карандаша и бумаги).  


 
 

Розинский, Эдвард
№226 Jun 2023

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.