на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Мой Рейган


"У каждого поколения есть свой президент. У моей бабушки им был Франклин Делано Рузвельт (ФДР)... У моих родителей - Джон Фицджеральд Кеннеди (ДФК)... Для меня и других молодых людей им был Рейган. Мы приехали [работать] в Вашингтон из-за него... Мы любили его", - писала Пегги Нунэн в книге "Что я видела в революции: политическая жизнь в рейгановскую эру" (What I Saw at the Revolution: A Political Life in the Reagan Era") - одной из лучших, на мой взгляд, о 40-м президенте Соединенных Штатов Рональде Вилсоне Рейгане.

Наверное, и у каждого поколения иммигрантов есть свой президент. У моего поколения им был - и навсегда останется - Рейган, хотя кто-то из этого поколения приехал еще при Ричарде Никсоне или чуть позднее - при Джеральде Форде или Джимми Картере.
Я ступил на американскую землю спустя два месяца после инаугурации Картера, но моим президентом стал Рейган. Главное, что привлекало меня в нем, - в начале - это антикоммунизм: я уезжал от коммунистов. Моему поколению не мог не нравиться президент, который, в отличие от предшественника, понимал, чем отличаются тоталитарные режимы от авторитарных. С годами мы начинали ценить его не только - и не столько - за это.
Мое поколение иммигрантов пережило, как и вся страна, картеровскую экономику (двузначная инфляция и подскочивший до 20 банковский процент) и поняло преимущества рейганомики. Те, кто пришел на смену Рейгану, еще больше убеждали нас в величии "нашего Ронни".
На фоне "никакого" Джорджа Буша, обещавшего не повышать налоги и поступившего как раз наоборот, и морального банкрота Билла Клинтона, президентство которого войдет в историю как свидетельство того, что и американский президент может пасть очень низко, Рональд Рейган выглядит гигантом, скалой, глыбой. Наше отношение к последующим президентам не поколебало нашей уверенности, что лучше Рони не было. Уверенность не поколебал бездарный Буш-сын. Марксист Барак Обама, постаравшийся вытравить память о Рейгане у всей страны, успеха в своих потугах у моего поколения иммигрантов не добился. Дональд Трамп? Да, конечно, был не плох - в сравнении, но... "Но" мешает поставить его рядом с Рейганом. О нынешнем обитателе Белого и говорить нечего. Нынешний - позор страны.
Рональд Рейган - гигант не только в сравнении с последовавшими за ним. Рейган достоин места на горе Рашмор рядом с Джорджем Вашингтоном, Томасом Джефферсоном, Авраамом Линкольном и Теодором Рузвельтом. И это мало-помалу начинают понимать не только те, кто восхищался Рейганом-президентом, но и те, кто относился к нему скептически и даже враждебно.
Большое видится на расстоянии, и сегодня, спустя 34 года после того, как Рейган покинул Белый дом, он вызывает все большее восхищение. Исследование "Федералистского общества" и газеты "Уолл-стрит джорнал" показало, что американцы ставят Рейгана на 8-е место среди президентов. Выскажу уверенность, что с годами "рейтинг" Рейгана продолжит расти. Становятся известны всё новые и новые факты его жизни, и едва ли не каждый новый свидетельствует о величии 40-го президента.

* * *
Рональд Рейган не был идеологом, каким часто пытаются его представить как единомышленники, так и противники. В своей политической деятельности, отсчет которой следует, вероятно, вести с 1964 года, когда он выступил со знаменитой речью в поддержку кандидата Республиканской партии в президенты Барри Голдуотера, Рейган руководствовался прежде всего здравым смыслом. Коммунистическая система, считал он, направлена против человека, и, значит, с ней следует повсеместно бороться. Высокие налоги, считал он, бьют по карману работающего человека и отбирают заработанные трудом деньги, и, значит, их следует снижать.
В молодые годы Рейган голосовал за Франклина Делано Рузвельта, поскольку считал, что в основе политики ФДР лежит желание помочь работающему человеку, среднему американцу. Еще в 1941 году актер Дик Пауэлл убеждал его перейти из демократов в республиканцы, но Рейган не только не последовал совету, но и продолжал оставаться членом Совета за демократическую политику на Дальнем Востоке и Совета голливудских независимых граждан - двух организаций с прокоммунистическим душком. В 1950 году на выборах в Сенат Рейган поддержал кандидатуру левой конгрессменки Хелен Дуглас, а не конгрессмена-республиканца Ричарда Никсона. Однако Рейган, президент профсоюза киноактеров с 1947-го по 52-й год, видел, чем живет и дышит "интеллектуальная элита" демократов. Он чувствовал, что атмосфера Голливуда пропитана коммунистическими настроениями, и знал, что леваки поддерживают кандидатов Демократической партии. Уже на президентских выборах 1952-го и 56-го годов он был членом комитета "Демократы за Эйзенхауэра", в избирательной кампании 1960 года выступал в поддержку Никсона, а спустя два года зарегистрировался в Республиканской партии.
Рейган являет собой пример политической эволюции. Сознательной эволюции. Он, конечно же, не единственный демократ, ставший республиканцем. Достаточно взглянуть на политическую карту Юга, чтобы увидеть, что тот же путь проделали миллионы граждан южных штатов. Но Рейган, конечно же, самый знаменитый политик, сменивший партию и сделавший это в результате многолетних раздумий. Когда в январе 1981 года он переступил порог Белого дома, за ним уже прочно закрепился ярлык "консерватора", к которому новый президент относился, как и ко всяким ярлыкам, совершенно безразлично.
Люди, окружавшие Рейгана, когда он был губернатором Калифорнии (1967-75), и когда участвовал в первой президентской кампании (1976), и в годы, разделившие эту кампанию от победоносной 80-го года, и, наконец, в течение его восьми лет на посту президента, в один голос утверждают: его совершенно не интересовало мнение средств массовой информации. И уж тем более Рейган не ориентировался в своей политике на результаты опросов общественного мнения.
Рейган пришел в Белый дом с готовой программой и считал нужным проводить ее в жизнь вне зависимости от того, нравится ли это газетам, телевидению, радио. Он обещал бороться с коммунизмом повсюду и выполнил обещание от "А" до "Я" (иногда, как мы знаем, даже с нарушением закона: способствовал поставкам оружия антикоммунистическому Сопротивлению в Никарагуа, хотя Конгресс запрещал это). Берлинская стена рухнула бы, конечно, и не будь Рейгана в Белом доме, но произошло бы это, вероятно, не в 1989 году, а позднее. И "империя зла" (определение Рейгана) развалилась бы, конечно, но без политики Рейгана это произошло бы, возможно, не в 1991 году, а позднее.
Он обещал снизить налоги и сумел провести через Конгресс, нижняя палата которого контролировалась демократами, налоговую реформу, в результате которой высшая налоговая ставка снизилась с 70 процентов (сегодня трудно поверить в существование такой) до 28. Реформа способствовала невиданному в истории страны экономическому подъему: начавшись в ноябре 1982 года и слегка затормозившись в 1990-91 годы, он продолжался все последнее десятилетие ХХ века. Когда Рейган вошел в Белый дом, гарвардские и принстонские умники советовали Соединенным Штатам брать пример с Японии. Рейган отверг эти советы, поскольку знал: залог экономического процветания - свободное предпринимательство, освобожденное от правительственных пут.

* * *
"Он знает так немного, но его достижения столь велики", - сказал однажды о Рейгане Роберт Макфарлейн, бывший какое-то время советником Рейгана по вопросам национальной безопасности.
Многие толкователи политики Рейгана часто цитировали (и продолжают цитировать) Макфарлейна, подчеркивая тем самым "случайность" достижений Рейгана и утверждая, что ему часто просто-напросто "везло". Дескать, как это у политика, знавшего "так немного", могло так много получаться? Это мнение особенно распространено среди недоброжелателей Рейгана. Они вынуждены признать его достижения, но не желают отдать ему должное.
В годы, минувшие со времени президентства Рейгана, из печати выходят все новые и новые книги, свидетельствующие, что Макфарлейн и все, кто согласен с ним, глубоко заблуждаются. Издательство "Фри-Пресс" еще при жизни Рейгана, в 2001 году, выпустило книгу "Reagan, In His Own Hand" ("Рейган, своими словами"). Это сборник 250 комментариев Рейгана, написанных им с 1975 по 1980 год. Всего в его бумагах нашли 670 комментариев различных событий. Большую часть из них он зачитывал по радио. Это не только комментарии на темы политики и обороны (таких не больше четверти), но и на темы экономики, правительственных регулирований, личной свободы, энергетики, окружающей среды и так далее.
В годы, когда Рейган писал изданные теперь комментарии, он уже имел штат помощников, в числе которых были профессиональные журналисты. Политики его статуса (бывший губернатор крупнейшего штата, собирающийся стать президентом) обычно поручают "писанину" журналистам, а сами занимаются другими делами. Рейган же - к неудовольствию помощников - большинство комментариев писал сам. Это полностью опровергает мнение тех, кто считал (и, не исключено, продолжает считать) бывшего президента подставной, так сказать, фигурой - актером, умевшим выразительно читать чужие тексты, но мало разбиравшемся в конкретных проблемах внутренней и внешней политики, в вопросах экономики, в социальных хитросплетениях. Чтение текстов, им написанных и им же правленых, свидетельствует совершенно об обратном: рейгановские идеи были его идеями, рейгановские предложения - его предложениями, рейгановские реформы - его реформами. 
Один из позднейших (хронологически) рейгановских текстов датирован 23 сентября 1984 года. В этот день президент Рейган встречался с министром иностранных дел СССР Андреем Громыко. Это была их первая встреча. За несколько дней до нее государственный секретарь Джордж Шульц снабдил президента служебной запиской с перечислением главных, по его мнению, вопросов, которые следует поднять на встрече с советскими министром. В записке указывалось, как и каким образом Рейгану следует обсудить их. Президент удалился с инструкциями госсекретаря в загородную резиденцию в Кемп-Дэвид. Каково же было удивление Шульца, когда на встрече с Громыко Рейган затронул совсем иные вопросы. Президент сделал акцент на предпринятой Советским Союзом гигантской гонки вооружений и на нарушениях советским режимом прав человека. Он сам написал текст выступления. Он был автором текста, а не просто чтецом.
"Может быть, он был гораздо умнее, чем считает большинство", - так реагировал Шульц, вспоминая о случившемся уже после смерти Рейгана. 
Оговорка "может быть" ни в коем случае не годится. Рейган видел гораздо дальше многих политиков-современников. Не всё из намеченного ему удалось осуществить. Только спустя семь лет после окончания его президентского срока республиканский Конгресс принял законопроект о реформе велфера, и президент Клинтон подписал его, придав силу закона. Эта реформа была предложена Рейганом.
В 1983 году Рейган предложил создать противоракетный космический щит. Демократы отвергли идею с места в карьер, назвали "Звездными войнами", считая ее, во-первых, неосуществимой и, во-вторых, непомерно дорогой. Но уже Клинтон в 2000 году поддержал противоракетную оборону, а Джордж Буш-сын приступил к ее созданию.
Влияние Рейгана на мое поколение иммигрантов ощущалось со времени его президентской избирательной кампании и росло с каждым его днем в Белом доме. 
В первые месяцы рейгановского президентства я подрабатывал на радио "Свобода" - писал ежедневно заметки на политические темы. Однажды меня попросили сделать пятиминутный обзор последнего выступления президента, и я добросовестно выбрал из речи все, что сказал Рейган о Советском Союзе. Редактор исчеркал мой текст, выбросив из него самые важные, на мой взгляд, слова президента. "Но это же сказал президент!" - протестовал я. "Сказанное им предназначено для нас с вами, - втолковывал мне редактор. - А им, - он сделал взмах рукой, относящийся к советским радиослушателям, - это будет неприятно".

А для меня Рейган был хорош в первую очередь как раз тем, что говорил то, что было неприятно слушать в Советском Союзе.  


 
 

Орлов, Алексей
№225 May 2023

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.