на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Розинский, Эдвард
ДВА ОДЕССИТА


Право называться одесситом, как и аксиома, не требует доказательства. Одесситом можно только родиться. Просто так им стать невозможно. Скажем, кто-то прожил в Одессе пять или десять лет - и уже одессит? Или, например, сдал экзамен по юмору и по манере говорка - получи диплом одессита? Не-е-е, так не бывает. Киевлянином или, там, харьковчанином стать очень просто - женился на местной девушке, и ты уже "в дамках". Не-е-е-е, у нас в Одессе наследственность - первостепенный предмет гордости. Поэтому настоящему одесситу совсем нетрудно вычислить любого нездешнего, или по-одесски - "залётного". Видите-ли, во все времена приезжавшие в Одессу на время или на постоянно люди всячески пытались подделываться под одесситов. Движимые чистой завистью, они подстраивались под походку аборигенов, их особую манеру поведения, разговора и т.п. Но одессит любого возраста всегда сумеет отличить имитатора и оборвать его на полуслове. Этот навык - лишь малая часть комплекса способностей, которым обладает настоящий одессит. 
Одесситов узнают моментально в любой точке нашей планеты. Присущая им своеобразная манера выражать свои мысли и эмоции, их самобытный юмор и способность мгновенно завладеть вниманием любой группы сделали одесситов как бы особой кастой. Причем каждый одессит при любых обстоятельствах старается укреплять эту легенду, особенно в окружении неодесситов. Среди своих эта необходимость исчезает, так как одесситы понимают друг друга с полуслова. Бывает, один начинает предложение, а другой тут же его заканчивает. Довольно часто одесситы, общаясь между собой, ограничиваются междометиями, выражениями лица и жестами. А все анекдоты у них давно пронумерованы, и, чтобы не повторяться и не терять "драгоценного времени", одессит в компании своих называет только номер, и все от души смеются. А если кто-то пытается рассказать уж очень старый анекдот, одессит реагирует на это таким вот жестом - он ставит руку ладонью вниз на уровне живота, потом переворачивает руку ладонью вверх. Это означает: "Когда я был таким маленьким, этот анекдот уже имел вот такую бороду".
Как любая уважающая себя нация, одесситы очень гордятся своими прославленными земляками. От Саши Черного и Эмиля Гилельса до Бабеля и Паустовского, от Ильфа и Петрова до Жванецкого - список знаменитых людей, которые родились или творили в Одессе, очень длинный. К одесситам законно причислены также и вымышленные литературные и киноперсонажи. Беня Крик, Рыбачка Соня и Буба Касторский - настолько реальные личности, что в Одессе вам даже покажут дом и квартиру, где они проживали. Причем одесситы очень ревниво относятся к этому реестру "святых" и не допускают никаких компромиссов. А надо сказать, что желающих "примазаться" всегда было сколько угодно.

Но все же в мою бытность было по крайней мере два исключения из этого правила, о которых я собираюсь вам рассказать. Эти два хорошо знакомых мне человека, которые не были одесситами по рождению, тем не менее стали прославленными земляками по принадлежности. Больше того, мне посчастливилось работать как с одним, так и с другим, но в разные периоды моей жизни. 
Одним из них был Михаил Водяной. Народный артист СССР, Миша Вассерман, родился в Харькове, хотя подлинные одесситы до сих пор отказываются в это поверить. Его псевдоним "Водяной" - не что иное, как вольный перевод его подлинной фамилии с идиша на русский. Не помню, по какой причине, но Львовский Театр музыкальной комедии, в котором Миша тогда работал актером, в 1953 году вместе с труппой переехал в Одессу. Очень скоро Водяной стал популярным артистом города, а уж после выхода спектакля "Белая акация", в котором он сыграл роль одессита Яшки-Буксира, его популярность подскочила до уровня легенды. На спектакли с его участием невозможно было достать билеты. Кроме работы в театре, Водяной всегда был желанным участником всякого рода концертов - как официальных, так и "левых".

В те времена в Одессе, как и в других больших городах, для трудящихся во время всенародных праздников в местных клубах устраивались бесплатные концерты с участием артистов эстрады, певцов и музыкантов. Таким манером руководство предприятия благодарило работников за их рабский труд, который они отдавали стране практически даром. С положительной стороны такие мероприятия хоть как-то приобщали людей к искусству. Крупные заводы могли позволить себе приглашать даже звезд. А что тогдашние звезды? Им, бедолагам, платили жалкие гроши в театре или филармонии. Такие "халтуры" были для них неплохим подспорьем. Среди артистов тогда ходила шутка: "Вам песня строить, а нам - жить помогает". За участие в таких концертах обычно хорошо платили, с одной лишь неувязкой - они были "левыми", то есть нелегальными. 
Был тогда в нашем городе полупрофессиональный дуэт конферансье - Ким Литвак и Илья Кубанский. Так вот Илья был организатором таких концертов, в которых по специальному заказу принимал участие и Михаил Водяной. Обоюдное доверие было очень важным моментом в этом бизнесе. Так как брать деньги за выступление непосредственно от предприятий было незаконно, в качестве посредника выступал Илья. Это он получал наличные от бухгалтерии за какие-то подряды, расписывался в ведомостях и потом раздавал артистам гонорары согласно "ставки". А так как все это тщательно скрывалось, артисты оставались "чистыми" и в случае чего могли сказать, что они выступали задаром. 
Я был одним из артистов, которых Илья Кубанский приглашал в эти праздничные концерты. Дело в том, что именитых артистов надо было "разбавить", как мы говорили, номерами других жанров, чтобы концерт был разнообразным и полновесным. Кроме того, таких концертов в течение нескольких дней бывало четыре-пять за вечер в разных местах города. А происходило это примерно так: концерт начинали конферансье Литвак и Кубанский. Потом шел какой-нибудь номер программы, скажем, танец или аккордеонист-виртуоз, и тут на такси подъезжал Михаил Водяной с женой. Одеваться им не надо было, они уже были в костюмах и гриме. Их тут же представлял ведущий концерта, "Сцена и дуэт из оперетты "Белая акация". Исполняют заслуженный артист Украины Михаил Водяной и артистка Маргарита Дёмина!!!" Последние слова обычно тонули в бурных аплодисментах восторженных зрителей.
Миша выходил на сцену своей расслабленной "моряцкой" походочкой с форменной фуражкой на голове и золотой фиксой во рту. У артиста Водяного был лёгкий дефект речи, который, кстати, придавал особый шарм его персонажам. И вот он говорил словами Яшки-Буксира: "Лора, я моряк! Я привык смотреть опасности прямо в глаза. Если твой Костя приедет в Аркадию... так мы спрячемся". Потом они пели дуэт "Посмотрите, вечер тучи нагоняет...", танцевали смешной танец и под бурные аплодисменты медленно уходили за кулисы. Затем уже быстрым шагом спешили к такси, которое их все это время ожидало. Вместе с ними на следующий концерт уезжали один из конферансье и один из артистов, который уже отработал свой номер. Второй конферансье и остальные участники продолжали концерт. По окончании концерта все артисты на такси мчались заканчивать второй концерт, в то время как "Водяной дуэт" перемещался на следующее представление. Всё это требовало тщательной отработки деталей - кто, где и когда заполняет паузы в программе. Большей частью накладок не было. И это, заметьте, во времена, когда мобильных телефонов еще не придумали и даже у заслуженных артистов личных автомобилей еще и в мечтах не было. 
В таких условиях совместной работы, как вы понимаете, на творческие разговоры времени не хватало, но иногда мы с Михаилом Григорьевичем встречались и в обычной обстановке. Например, на банкете по поводу победы одесской команды КВН в поединке с МОЛМИ (Московский Ордена Ленина Мединститут) г. Москвы. Этот банкет нам, кавээнщикам, устроила творческая общественность Одессы. Помню, коронным блюдом на банкете был плов с мидиями. Мы тогда еще не знали, что это блюдо называется "паэйя". Для нас, молодых тогда артистов нового разлива, общаться с прославленными земляками на таком уровне было настоящим событием. 
А Михаил Водяной продолжал свой путь к вершинам славы и, наконец, заслуженно стал первым народным артистом СССР в жанре оперетты и почетным одесситом. А вот организатору наших "левых" концертов не повезло. Илья Кубанский, талантливый и предприимчивый одессит, был осужден на долгий срок за организацию и участие в нелегальных концертах. Меня вызывали на суд свидетелем. Это было ужасно. Пришлось врать судье о том, что никаких денег я за свои выступления не получал и что делал это потому, что любил выступать на сцене и уважал талант гражданина Кубанского. 
Вторым почетным одесситом стал Борис Сичкин после того, как сыграл роль Бубы Касторского в кинофильме "Неуловимые мстители". Это случилось, когда я уже перебрался из Одессы в Ленинград, где вначале учился, а потом жил и работал. Из-за этого переезда я самолично стал называть себя "уценённым", то есть неполноценным одесситом. Все нормальные одесситы едут учиться куда-то, а потом возвращаются в родной город, чтобы отдать долг в виде накопленных знаний и умений. А я сделал все наоборот - не вернулся и даже постарался избавиться от моего одесского акцента, так как работал в театральном искусстве. Хотя и с большим трудом, но мне это удалось, так что я почти без усилий мог говорить со сцены на русском языке без одесского акцента. Благодаря этому мои ленинградские друзья и коллеги перестали "с меня смеяться". Но что интересно, когда эмигрировал в Америку и начал пристойно говорить по-английски, мой русско-одесский акцент быстренько вернулся. Действительно, как говорят англичане, "Once a catholic, always a catholic", что я бы перевел как "Одессит - он и в Америке одессит". 
Да что это я все о себе да о себе? Забыл уже про Сичкина. Встретились мы с ним на теплоходе "Шота Руставели" в круизе по Черному морю. В те годы организаторы круизов приглашали на борт артистов развлекать пассажиров во время рейса. Они там в Управлении Черноморского Пароходства быстро сообразили, что нищим артистам тоже очень хочется отдохнуть в фешенебельных условиях круиза, так что за работу нам не платили. Мы выступали за каюту и харчи. Надо сказать, что многие известные артисты эстрады и театра с удовольствием пользовались этой возможностью.
Боря Сичкин был душой общества на теплоходе. После концерта, где он спел свою песенку Бубы Касторского "Я одессит, я из Одессы, здрасте!", его уже обожали все пассажиры и команда. Вокруг него всегда собиралась толпа везде, где бы он ни появлялся - в пассажирском салоне, на палубе, в казино и т.п. А он обожал такое внимание и беспрерывно шутил и рассказывал анекдоты. А рассказывал он их мастерски. Один из них остался в моей памяти навсегда и ассоциируется у меня с Борисом. Француз, поддавшись на рекламу, приобрел для своей квартиры "непахнущий туалет". Устройство привезли и установили по его просьбе посреди спальни. Прошло несколько дней, и от туалета стало сильно вонять. Француз пригласил агента фирмы домой с жалобой на вонь. Пришел агент в костюме и галстуке, достал свой носовой платок и с его помощью приоткрыл крышку унитаза. Повернувшись к владельцу новинки, он сказал: "Ну что ж вы хотите? Вы же туда нас..ли!"
В отличие от Михаила Водяного, которому удалось избежать тюрьмы за нелегальные концерты, Борис Сичкин отсидел год в тамбовской тюрьме по подозрению в хищении государственного имущества. Очевидно, кому-то не понравилось, что артист получал завышенные гонорары, выступая на стадионах в сборных концертах звезд эстрады. А то, что Борис Михайлович выступал всю войну, не раз рискуя своей жизнью совершенно безвозмездно в составе фронтового ансамбля, - этого ему не припомнили. После года расследований его оправдали, и он вместе с женой и сыном Емельяном уехал в Америку. 
В Нью-Йорке его встретили как родного - Брайтон-Бич тогда заселяли почти сплошь одесситы. Там же мы с ним снова встретились и уже за настоящие деньги (доллары) поучаствовали в нескольких концертах. Один из них состоялся в Карнеги-холле, где продюсеры собрали цвет бывших советских артистов в одном концерте. Сичкин еще успел сняться в нескольких американских кинофильмах, и репутация знаменитого одессита преследовала его повсюду. О том, что он родился в Киеве в семье сапожника, никто не хотел и слышать. Это ж надо было суметь убедить весь мир в том, что он одессит, с помощью одной лишь песенки, которую он спел зрителям с киноэкрана! 
Похоже, что для этого не обязательно было родиться одесситом. Оказалось, одесситом можно стать, обладая настоящим талантом. 


 
 

Розинский, Эдвард
№224 Apr 2023

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.