на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Семейство Кеннеди и Джо Маккарти
(АМЕРИКА: от и до)

22 ноября исполнится 60 лет со дня убийства президента Джона Кеннеди марксистом Ли Харви Освальдом. Готовясь к этой дате, американские СМИ подготовят множество материалов об убитом президенте. Но я весьма сомневаюсь, что сегодняшним американцам расскажут о том, что знали их родители и прародители. В частности о том, о чем ниже пойдет речь. 

История часто бывает несправедливой. Одних незаслуженно возносит, других - изничтожает. Впрочем, сама история не несет за это ответственности. Ответственность несут те, кто ее пишет. Их усилиями президент Джон Кеннеди вознесен до небес. Их же усилиями сенатор Джозеф Маккарти смешан с грязью, втоптан в землю, объявлен исчадием ада. Но Кеннеди не был святым, Маккарти не был дьяволом. Истина, как часто случается, лежит посередине, и серьезные исследователи начинают извлекать ее мало-помалу на свет Божий. 
Список серьезных работ о президенте Кеннеди, резко отличающихся от книг, написанных придворными биографами президента, растет на глазах. И есть уже книги, авторы которых, отвергая методы Маккарти, приходят к выводу, что он был прав, утверждая, что правительственные учреждения напичканы коммунистами и теми, кто разделяет их взгляды. 
"Было хорошо обосновано как беспокойство в отношении подрывной деятельности Коммунистической партии США, так и беспокойство по поводу того, что коммунисты работают на секретных правительственных постах и представляют угрозу безопасности (страны)", - читаем мы в изданном Йельским университетом исследовании "Секретный мир американского коммунизма" ("The Secret World of American Communism"). Авторы этой книги Харви Клер, Джон Эрл Хэйнес и Фридрих Фирсов получили в 90-е годы частичный доступ к архивам ЦК КПСС и Коминтерна. 
Сенатора Маккарти беспокоили не только коммунисты и сочувствующие им работники государственных структур. Не меньшее беспокойство вызывало и нежелание высокопоставленных правительственных чиновников осознать опасность. В 1949 году к власти в Китае пришли коммунисты не без помощи администрации Гарри Трумэна, которая не только не ударила пальцем о палец, чтобы помочь Чан Кайши, а намеренно помогала Мао Цзэдуну. Вопросами Китая занимались в правительстве люди, желавшие победы "крестьянской армии". Эти люди убедили высокое начальство не оказывать финансовой помощи правительству Чан Кайши. Вскоре после прихода к власти китайские коммунисты направили в Корею многосоттысячную армию "добровольцев" - на борьбу с американской армией.
Вот в такой обстановке сенатор Маккарти и начал борьбу за изгнание из правительственных учреждений коммунистов и их сторонников. В этой борьбе у него были миллионы союзников. Одним из них был Джозеф Кеннеди - глава массачусетского клана.

Два Джозефа 

Мы найдем много общего между Джо Кеннеди и Джо Маккарти. Правда, первый был на 20 лет старше второго, но когда младшему почти 40, а старшему - почти 60, такая разница в возрасте дружбе не мешает. Да ведь у старшего были дочери на выданье, и младший казался старшему совсем неплохим женихом.
Кеннеди-старший познакомился и подружился с Маккарти после выборов 1946 года. На этих выборах его сына Джона избрали в Массачусетсе в Палату представителей, а Маккарти избрали в Висконсине в Сенат. 28-летний конгрессмен и 38-летний сенатор были участниками Второй мировой войны. Оба воевали на Тихом океане и, вернувшись, окунулись в политику. Их объединяло не только военное прошлое: оба были ирландцами, оба католиками. Кеннеди-старший способствовал сближению сына-конгрессмена и висконсинского сенатора.
Кеннеди-папу и Маккарти сближала и политика. Тот и другой были поклонниками Франклина Делано Рузвельта. Кеннеди занимал пост посла США в Лондоне во время второго президентского срока Рузвельта. Маккарти был демократом, голосовал за Рузвельта четыре раза. Кеннеди и Маккарти стали "бывшими рузвельтовскими демократами", хотя Кеннеди-старший и его сыновья остались демократами, а Маккарти перешел в Республиканскую партию.
Кеннеди и Маккарти объединило также и абсолютное неприятие коммунизма - и зарубежного, и домашнего. Старшего Джо совершенно не смущало то, что у младшего Джо нет и цента за душой, и он приветствовал ухаживание младшего за своими дочерями - сначала Патришей, затем - Юнис.
Кеннеди часто приглашал Маккарти в свое массачусетское имение в Хайанис и во флоридский дом в Палм-Бич. 
Семейство Кеннеди было помешано на спорте, и когда многочисленные дети Джозефа Кеннеди играли в бейсбол, а Маккарти в это время гостил у них, ему тоже находили место на поле. Но сильный как бык сенатор был никудышным бейсболистом, и молодые Кеннеди обычно просили его посидеть на скамейке и посмотреть, как надо играть.
Дружба клана Кеннеди и Маккарти была крепкой и взаимной. В 1952 году, когда слава висконсинского сенатора достигла апогея и поддержка им того или иного политика почти гарантировала победу на выборах, он отказался выступить на стороне сенатора-однопартийца Генри Кэбота Лоджа, потому что соперником Лоджа был конгрессмен Джон Кеннеди. Демократ Кеннеди победил республиканца Лоджа с незначительным преимуществом. Выступи Маккарти на стороне однопартийца, сын Джозефа Кеннеди, вероятно, не вошел бы в Сенат, и можно только гадать, как развивалась бы его политическая карьера.

Джон Кеннеди и Маккарти

2 декабря 1954 года Сенат проводил голосование по резолюции об осуждении Джо Маккарти. Резолюция была одобрена 67 голосами против 22. Все демократы, кроме одного, поддержали резолюцию. Один участие в голосовании не принимал: Джон Кеннеди находился в этот день в больнице. Он лег в больницу 16 октября для операции на спине и оставался там до тех пор, пока не прошло голосование в отношении Маккарти.
Помощник массачусетского сенатора Тэд Соренсен, писавший речи своему боссу, написал проект речи в поддержку осуждения Маккарти. Но Кеннеди эту речь никогда не произнес. Из больницы он выписался после 2 декабря.
После смерти Кеннеди его помощники Кеннет О'Доннелл и Дэвид Пауэрс писали, что "все в Сенате знали, что Кеннеди собирался голосовать за осуждение Маккарти". Эту версию поддерживает каждый, кто превозносит покойного президента до небес и, значит, априори отвергает мысль, что он мог голосовать против осуждения.
Однако Кеннеди не собирался осуждать Маккарти. Впрочем, он не собирался и оправдывать его. Он оказался, как витязь на распутье: в какую сторону ни пойдешь - добра не найдешь. 
Джон Кеннеди не принадлежал к числу людей, отягощенных принципами. Его отягощали политические амбиции, и, став сенатором, он готовился к штурму следующей вершины - Белого дома. В борьбе за президентский пост сенатор Кеннеди не мог разбрасываться голосами. Он не мог отталкивать от себя католиков, а осуждение Маккарти лишало католика Кеннеди поддержки единоверцев. И это-то в протестантской стране, которая никогда не выбирала президентом католика! Но демократ Кеннеди не мог отталкивать от себя левое крыло Демократической партии, ненавидящее Маккарти.
Оставаться в больнице было единственным выходом в создавшейся ситуации. Находясь на больничной койке, Кеннеди говорил другу Чарльзу Спелдингу, что его ждет, когда на каталке повезут из палаты: "Репортеры склонятся над носилками. Примерно 95 лиц... И каждый из этих парней спросит: "Ну а теперь, сенатор, что вы думаете о Маккарти?" И знаешь, что я сделаю? Я лягу на спину, натяну на голову простыню в надежде, что меня вынесут отсюда..." Спелдинг так комментировал друга: "А что он мог сделать? Он увернулся от голосования... Он думал только о том, как сделать так, чтобы ничего не сказать".
В 1956 году Кеннеди надеялся, что съезд Демократической партии выберет его кандидатом в вице-президенты, и за несколько недель до съезда выдавил из себя: "Голосовал бы за осуждение Маккарти". Это не помогло. Кандидатом в вице-президенты съезд избрал сенатора из Теннесси Эстеса Кифовера, который вместе с кандидатом в президенты Эдлаем Стивенсоном был обречен на поражение от президента Дуайта Эйзенхауэра.
Вопросами о Маккарти забрасывали Кеннеди и в президентской кампании 1960 года, и он отвечал одно и то же: "Голосовал бы за осуждение".
Ну а если бы амбиции сенатора Кеннеди не распространялись на Белый дом и он решил бы закончить политическую карьеру в Конгрессе? В Массачусетсе победа была гарантирована. Он имел возможность говорить откровенно не только об отношении к Маккарти, который умер в 1957 году. И сказал бы он...
В феврале 1952 года, будучи конгрессменом (уже думающим о Сенате), Кеннеди оказался в своей альма-матер - в Гарвардском университете, в одном из его клубов. Один из выступавших сравнил Маккарти с советским шпионом Алджером Хиссом, и конгрессмен не выдержал: "Как вы смеете ставить рядом великого американского патриота и предателя!"
1953 год. Джон Кеннеди в числе почетных гостей на венчании Джо Маккарти в вашингтонском Соборе Святого Матвея. Сам он женился на Жаклин неделей ранее. Был на венчании Роберт Кеннеди. Юнис Кеннеди была подружкой невесты... Кто тогда мог предположить, что спустя четыре года Маккарти скончается!..
Сенатора Джона Кеннеди не было в Сенате, где прощались с Маккарти. А вот Роберт Кеннеди, будущий сенатор, не только пришел в Сенат, но и отправился на похороны Маккарти в Висконсин в город Аплтон, где родился покойный. 
Позднее Роберт записал в своем дневнике: "Он был очень сложным человеком... Он был чутким и в то же время черствым... Он был очень заботливым по отношению к друзьям и мог быть очень грубым..." "Он был большой частью моей жизни", - записал Роберт Кеннеди. 

Роберт Кеннеди и Маккарти

В начале декабря 1952 года Джозеф Кеннеди позвонил другу сенатору. Месяцем ранее Республиканская партия одержала победу на выборах: впервые за 20 лет страна избрала президентом республиканца - бывшего командующего союзными войсками в Европе Дуайта Эйзенхауэра, впервые за шесть лет республиканцы получили большинство в обеих палатах Конгресса. Победа в Сенате означала, что Маккарти возглавит постоянный подкомитет по расследованиям. Кеннеди-отец просил друга взять сына Роберта главным юридическим советником.
Маккарти хорошо знал Роберта - не только в связи с визитами в Хайанис и Палм-Бич. В начале 50-х годов Роберт учился в юридической школе Университета Вирджинии и время от времени приглашал сенатора Маккарти выступить в университетском дискуссионном клубе. Кстати, ораторы, которых приглашал Роберт, дают основания судить о его взглядах: отец Джозеф Кеннеди, член Верховного суда Уильям Дуглас, политический обозреватель Артур Крок... Среди приглашенных не было поклонников Франклина Делано Рузвельта. Да и сам Бобби относился к герою левых демократов весьма критически. Его итоговой работой на курсе международного права и отношений было сочинение о Ялтинской конференции. Он обвинял Рузвельта и его лейтенантов в предательстве Восточной Европы, которую отдали в рабство Сталину, и подчеркивал, что решения этой конференции подготовили приход к власти коммунистов в странах Азии. Ялтинская конференция, писал будущий министр юстиции и сенатор, "представляет собой явное нарушение основных принципов международного закона".
У Кеннеди-отца были основания считать, что Маккарти назначит сына Роберта своим главным юридическим помощником. И не только потому, что Роберт - его сын. Кеннеди-старший помнил, разумеется, что сенатор был крестным отцом первого ребенка Роберта - дочери Кэтлин. Но к тому времени, когда Кеннеди-папа позвонил, сенатор уже сделал выбор. Главным помощником Маккарти назначил нью-йоркского юриста Роя Кона. Роберт стал помощником главного. 
Кону было 26 лет, Кеннеди - 27. Отношения между ними не сложились с самого начала, что и заставило Кеннеди довольно скоро - через семь месяцев - уйти в отставку. "Мне нравилась работа, - писал он сенатору в заявлении об отставке. - Примите мою искреннюю благодарность за вашу обходительность и доброту..."
Либералы-прогрессисты никогда не простили Роберту Кеннеди сотрудничества с Маккарти. В отличие от брата Джона, он никогда не извинялся ни за знакомство с Маккарти, ни за сотрудничество с ним. Когда Роберт вернулся к работе в подкомитете, которым после выборов 1954 года стали руководить демократы, то ни в чем не порицал и не упрекал Маккарти. Ответственность за провалы нес исключительно Кон.
Спустя десять лет Роберт Кеннеди говорил: "В то время (конец 40-х - середина 50-х годов) существовала, я думаю, серьезная угроза внутренней безопасности Соединенных Штатов. И тогда казалось, что Джо Маккарти был единственным, кого это тревожило..."
"Роберт Кеннеди не только любил Маккарти, но уважал и аплодировал его деятельности", - писал профессор-международник Университета Южной Калифорнии Рональд Стил в вышедшей уже в 2000 году книге "В любви с ночью". ("In Love With Night: The American Romance With Robert Kennedy"). Эта книга и книга "Последний патриций" ("The Last Patrician"), которую написал Майкл Нокс Беран, позволяют познакомиться с таким Робертом Кеннеди, каким он был, а не с сусальным либеральным ангелочком. 
Кеннеди под пером Стила и Берана заметно отличается от портрета, нарисованного Артуром Шлезингером-младшим - придворным биографом Джона и Роберта Кеннеди, и множеством других авторов. Когда в 1964 году Роберт Кеннеди выставил свою кандидатуру в Сенат от штата Нью-Йорк, цвет левацкой нью-йоркской интеллигенции создал специальный комитет в поддержку сенатора-республиканца Кеннета Китинга. "Демократы за Китинга" - так назвали социалисты свою организацию, которая, впрочем, оказалась бессильной помешать Кеннеди победить на выборах.
Роберт Кеннеди предвидел такую реакцию либералов. В 1957 году, на похоронах Джозефа Маккарти, он заприметил корреспондента газеты Milwaukee Journal Эдвина Бэйли, которому было поручено написать репортаж о похоронах. После грустной церемонии Кеннеди подошел к Бэйли: "Я предпочитаю, чтобы вы не упоминали о моем присутствии здесь".
О приезде Роберта Кеннеди на похороны Джозефа Маккарти Бэйли написал только три десятилетия спустя.

* * *

Джозеф Кеннеди пережил Джозефа Маккарти на 11 лет. Кеннеди-старший сказал о своем друге: "Он был сенсация. Он был умен. Но он сорвался в пропасть".
История еще не дописана, все еще пишется. Не исключено, что сенатор Маккарти будет поднят из пропасти и, может быть, - кто знает? - на пьедестал.


 
 

Орлов, Алексей
№224 Apr 2023

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.