на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Гарри Хопкинс - руководитель ленд-лиза и советский агент
(АМЕРИКА: от и до)

9 мая прошлого года президент Джо Байден подписал Закон о ленд-лизе для Украины, который был утвержден Конгрессом - единогласно в Сенате и подавляющим большинством голосов в Палате представителей. С тех пор прошло почти десять месяцев, а Украина до сих пор не получила ничего по программе ленд-лиза. 
Это возмущает каждого, кто душой и сердцем поддерживает Украину в войне с фашистской Россией. Но это совершенно не беспокоит руководителей Украины. Едва ли не в один голос они утверждают, что ленд-лиз Украине не нужен. Выступая под аплодисменты в Конгрессе, президент Украины Владимир Зеленский не пожелал нужным напомнить депутатам, что принятый ими Закон не осуществляется. Что же касается администрации Байдена, то она едва ли не сразу дала понять, что не намерена осуществлять этот Закон. 
Во-первых, президент не создал комиссию, ответственную за ленд-лиз. Во-вторых, не назначил кого-либо, кто будет нести персональную ответственность за претворение закона в жизнь. Когда в 1940 году Конгресс принял Закон о ленд-лизе для помощи Британии, Франклин Делано Рузвельт немедленно распорядился создать специальную комиссию и назначил ее руководителя. Когда же Закон о ленд-лизе был расширен для оказания помощи Советскому Союзу, программу возглавил ближайший советник Рузвельта Гарри Хопкинс.
В изданном в 1996 году в России англо-русском лингвострановедческом словаре "Американа" Гарри Ллойд Хопкинс характеризуется так: "Государственный деятель и дипломат. Руководитель ряда федеральных ведомств, вызванных к жизни Новым курсом президента Ф.Д. Рузвельта. Руководитель программы ленд-лиза. В 1938-40 - министр торговли. В 1941-45 - ближайший советник президента Рузвельта, выполнявший его наиболее серьезные внешнеполитические поручения, включая руководство специальными миссиями для переговоров с премьер-министром Великобритании У. Черчиллем и И.В. Сталиным в годы Второй мировой войны". 
В этой характеристике все правильно. Но она неполная. В ней не говорится, что долгие годы Хопкинс служил не только Рузвельту и Соединенным Штатам, но также Сталину и Советскому Союзу. Впрочем, авторский коллектив "Американы" вряд ли мог это знать. Да и ведь в многочисленной литературе о Рузвельте и Хопкинсе мы не обнаружим даже намека на предательскую деятельность "правой руки" ФДР. 
Первыми рассказали о работе Хопкинса на Советский Союз Герберт Ромерстайн и Эрик Брейндель в книге "Секреты ?Веноны": разоблачение советского шпионажа и американских предателей" ("The Venona Secrets: Exposing Soviet Espionage and American's Traitors"), вышедшей в свет в 2000 году. Месяц шел за месяцем после ее публикации, а причисляющие себя к "ведущим" газеты и журналы не печатали рецензии. Ни New York Times, ни Washington Post, ни Time, ни Newsweek не отреагировали на книгу Ромерстайна и Брейндела. Не потому, конечно, что не заметили. Потому и не напечатали, что заметили. В книге разоблачаются как советские агенты многие деятели 30-40-х годов, возведенные либеральной прессой в ранг святых. А для опровержений нет ни фактов, ни аргументов. Лучше промолчать. Сделать вид, что ничего не знают. Впрочем, и издать книгу оказалось нелегко.
Издательство, заключившее договор с авторами, отказалось ее печатать, сославшись на то, что один из авторов умер (Брейндель скончался в возрасте 42 лет от рака в 1998 году). Но причина была, разумеется, в другом - в сделанных Ромерстайном и Брейнделом разоблачениях американских предателей. Вышла книга в вашингтонском издательстве Regnery.
Источниками для разоблачений послужили: во-первых, советские архивы, которые были открыты для американцев в первые годы после распада Советского Союза (затем их закрыли); во-вторых, рассекреченные американские документы; в-третьих, тысячи расшифрованных депеш советских агентов, которые они отправляли в 40-е годы из Нью-Йорка и Вашингтона в Москву, а также послания им из Москвы в Соединенные Штаты. Операция по расшифровке получила название "Венона". Долгое время расшифрованные депеши хранились за семью замками. С них сняли гриф секретности в 1995 году в результате работы созданной в Конгрессе Комиссии по охране и ослаблению государственной секретности, которую возглавлял нью-йоркский сенатор Даниэль Патрик Мойнихэн. После этого из печати стали выходить книги о "Веноне". Ромерстайн и Брейндель пошли дальше предыдущих авторов. Они копнули глубже. К тому же им требовалось время сопоставить материалы "Веноны" с данными советских архивов и американских документов. В числе тех, кого разоблачают авторы "Секретов ?Веноны"", был и ближайший советник и помощник президента Рузвельта Гарри Хопкинс. 
Когда Хопкинс начал работать на Советский Союз? Вопрос остается открытым. Пока Рузвельт был губернатором штата Нью-Йорк, Хопкинс сотрудничал в его администрации - занимался велфером. После избрания президентом Рузвельт пригласил Хопкинса в Вашингтон, и, пишут Ромерстайн и Брейндель, "существует доказательство контактов Хопкинса с коммунистическим подпольем в начале 30-х годов".   
В 1948 году в показаниях Конгрессу Уиттейкер Чамберс (бывший коммунист и советский агент, порвавший с компартией в конце 30-х годов) рассказывал, что руководство тайного коммунистического аппарата в правительстве США состояло из семи человек. Каждый из семи возглавлял свою ячейку. Во главе одной был Ли Прессман. Он создал ячейку в министерстве сельского хозяйства в конце 1933 года, и в нее-то входил Хопкинс. В 1948 году Прессман отказался отвечать на вопросы в Комиссии Палаты представителей по антиамериканской деятельности о своей подпольной коммунистической деятельности, прикрывшись Пятой поправкой к Конституции. Но спустя два года на слушаниях в этой же Комиссии он признал факт создания подпольной коммунистической ячейки в министерстве сельского хозяйства.
Прессман командовал Хопкинсом по, так сказать, коммунистической линии, однако в правительстве выше стоял Хопкинс. В 1935 году он назначил Прессмана в руководство Федеральной администрации по оказанию помощи безработным. 
В середине 30-х Хопкинс уже встречался с Ицхаком Ахмеровым - резидентом советской разведки в Соединенных Штатах. Позднее они встречались и в Советском Союзе... Бывший советский разведчик Олег Гордиевский, сотрудничавший с английской разведкой и ставший невозвращенцем (после чего написал книгу), вспоминает, что в начале 60-х годов присутствовал на лекции Ахмерова в Москве. Высокопоставленный чекист рассказывал о своих американских контактах. Хопкинса он назвал "самым важным из всех советских агентов военного времени в Соединенных Штатах". Офицеры британской разведки и ЦРУ, с которыми Гордиевский говорил о Хопкинсе, согласились с Ахмеровым: да, Хопкинс был важнейшим - для Москвы - агентом в США. Однако в книге, написанной совместно с английским историком Кристофером Эндрю, Гордиевский причисляет Хопкинса к "бессознательным агентам", то есть да, конечно, он встречался с Ахмеровым и говорил с ним о делах, интересующих Советский Союз, но говорил "не подумав", "непроизвольно", "не знал, что творил". Дескать, был всего лишь леваком, влюбленным в государство "рабочих и крестьян", а вовсе не агентом Москвы... 
Ромерстайн и Брейндель категорически отметают подобную характеристику Хопкинса и убедительно доказывают, что Хопкинс сознательно поставлял Советскому Союзу государственные секреты, и не только секреты.
Посланная в мае 1943 года в Москву из Вашингтона депеша за подписью Ахмерова информирует, что "агент 19" присутствовал на встрече Рузвельта и Черчилля в американской столице. Визит премьер-министра Великобритании в Вашингтон хорошо документирован, но это не относится к конфиденциальной беседе президента США и британского премьера. Сведений о ней нет ни в архивах Государственного департамента, ни Белого дома. Единственное свидетельство об этой встрече - телеграмма Ахмерова, расшифрованная "Веноной". И если кто-то третий на этой встрече присутствовал, то им мог быть только Хопкинс. 
История сохранила не один факт деяний Хопкинса для Советского Союза.
Когда Соединенные Штаты установили в 1933 году дипломатические отношения с Москвой, Хопкинс добился, чтобы пост военного атташе получил полковник Филип Фэймонвилл, которого коллеги называли не иначе как "красный полковник", поскольку он ни от кого не скрывал своих просоветских взглядов. Фэймонвилл занимал этот пост до 1938 года и, благодаря ходатайству Хопкинса, стал бригадным генералом, а затем генерал-майором. В 1941 году Хопкинс убеждал Рузвельта вновь отправить Фэйнмонвилла в Москву - наблюдать за поставками по ленд-лизу. Армейская разведка стала возражать против его назначения. "Быстрее подготовьте его бумаги, поскольку он туда поедет!" - распорядился Хопкинс.
Чекистам было недостаточно простых симпатий к Советскому Союзу со стороны Фэйнмонвилла. Его следовало завербовать, и это было поручено агенту по кличке "Электрик" - симпатичному гомосексуалисту. Им устроили встречу в Большом театре. После чего "Электрик" пригласил Фэйнмонвилла к себе домой, где вступил с ним в связь. 
В 1943 году московский корреспондент коммунистической газеты Daily Worker Джанет Росс, бывший советским агентом, написал в газете, что посол США в Москве Уильям Стэндли критиковал на встрече с американскими журналистами политику Советского Союза. Спустя два дня после публикации "донесения" Росса Хопкинс заявил, что Стэндли следует отозвать из Москвы, поскольку он "лишился доверия Сталина". Вскоре Стэндли был освобожден от занимаемой должности.
В том же 1943 году Хопкинс открыто встречался - как лицо, ответственное за ленд-лиз, - с советским генералом А.И. Беляевым, возглавлявшим в Соединенных Штатах советскую торговую комиссию. В двух беляевских посланиях в Москву, расшифрованных "Веноной", содержатся сведения о его встречах с Хопкинсом... В расшифрованном послании октября 1944 года от посла СССР в Вашингтоне Андрея Громыко также говорится о беседах с Хопкинсом, который познакомил Громыко с деталями предстоящих президентских выборов.
Открытые встречи Хопкинса с Беляевым, предшественником Громыко Максимом Литвиновым, с самим Громыко не вызывали ни у кого подозрений. Они были официальными советскими представителями, а он - официальным представителем американского правительства. Но Хопкинс, естественно, считал нужным держать в тайне свои свидания с Ахмеровым.
В том же 1943 году Советский Союз стал настаивать на поставках урана в рамках ленд-лиза. Генерал-лейтенант Лесли Гровез, осуществлявший военное руководство Манхэттенским проектом, рассказывал позднее на слушаниях в Конгрессе о том, что возражал против того, чтобы "давать русским все, что они могут попросить", в том числе и уран. Но, говорил генерал, мы находились под давлением тех, кто командовал поставками по ленд-лизу. А командовал ими друг и советник президента - мистер Хопкинс. Гровез выступал в Конгрессе в 1950 году. В то время депеша об "агенте 19" не была расшифрована. 
В мае 1945 года, вскоре после смерти Рузвельта, президент Трумэн снарядил Хопкинса в Москву на встречу со Сталиным для обсуждения "польского вопроса". На встрече присутствовал помощник госсекретаря Чарльз Болен. Он и Хопкинс должны были отстаивать американскую позицию, сводившуюся к тому, что в Польше следует провести свободные выборы. Сталина это не устраивалo, что он, естественно, не скрывал и нашел единомышленника в лице... Хопкинса. Согласно записям, сделанным Боленом, Хопкинс сказал Сталину: "Соединенные Штаты хотят видеть дружескую Советскому Союзу Польшу и также дружеские страны вдоль всей советской границы". - "Если так, - отвечал Сталин, - то мы легко придем к соглашению в отношении Польши".
К счастью, не в силах Хопкинса было всем угождать Сталину. Например, когда в 1944 году член советской торговой миссии Виктор Кравченко решил не возвращаться на родину, Хопкинс убеждал Рузвельта вернуть его в СССР силой. Но есть ли гарантия, спросил президент, что его не убьют? Хопкинс не мог дать такой гарантии... В 1947 году Кравченко давал показания в Конгрессе и рассказал, что знал о деятельности советской агентуры в США. Позднее он написал книгу "Я выбрал свободу". В 1966 году его нашли мертвым. Официальной версией было самоубийство.
Ну а Хопкинс умер своей смертью в 1946 году, и его по сей день чтут как ближайшего сподвижника Рузвельта. 
В администрации Рузвельта было множество советских агентов, но ни один из них не имел такого доступа к президенту, как Хопкинс. И вряд ли у Москвы был второй агент, имевший, как Хопкинс, неограниченный доступ к американским правительственным документам. Советский агент Алджер Хисс, сопровождавший Рузвельта на Ялтинскую конференцию, был почти "шестеркой" в составе правительственной делегации США. Хопкинс играл в делегации одну из главных ролей, непосредственно участвовал в переговорах Рузвельта с Черчиллем и Сталиным. О более осведомленном агенте Советы и мечтать не смели...
Со времени публикации книги Герберта Ромерстайна и Эрика Брейндела "Секреты ?Веноны"" прошло два с лишним десятилетия. Вопрос, был ли Хопкинс советским шпионом, многие все еще считают открытым. Многие, но не все. Заглянув в Википедию, можно познакомиться с различными ответами на этот вопрос. На мой взгляд, факты, приведенные авторами книги "Секреты ?Веноны"", более чем убедительные. И я полагаю, что все без исключения историки должны согласиться: у Сталина не могло быть лучшего союзника по претворению в жизнь Закона о ленд-лизе, чем Хопкинс - ближайший советник Рузвельта, имевший круглосуточный доступ к президенту, поскольку у него были свои апартаменты в Белом доме. Сегодняшний президент Украины Владимир Зеленский может только мечтать, чтобы какой-либо близкий друг Байдена желал помочь Украине так, как желал помочь Советскому Союзу Гарри Ллойд Хопкинс. 


 
 

Орлов, Алексей
№223 Mar 2023

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.