на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Шур, Наталия
Башни творчества Леонарда Коэна


"Загадочный и непредсказуемый, неожиданный и непостижимый, местами неясный или вовсе непонятный", - скажут о нём и его творчестве одни. 
"Библейского масштаба человек, мудрец и поэт, друг и утешитель разбитых сердец не получил Нобелевской премии, хотя она была и ко времени, и к месту", - возразят другие. 
В мире есть очень, очень мало людей, занимающих место, сопоставимое с местом Леонарда Коэна. Это наш Шелли, это наш Байрон, - и никто не останется равнодушным, услышав его магический, теплый и проникновенный голос.
Всемирно известный канадско-еврейский поэт, писатель, музыкант, автор и исполнитель песен, художник Леонард Коэн родился в Монреале в 1934 году. Большое влияние на его мировоззрение оказала мать, Марша Клоницкая, иммигрантка из Литвы, которая была дочерью раввина и ученого талмудиста. "В детстве меня готовили к участи святого", - скажет Леонард Коэн в своих воспоминаниях. 
Судьба распорядилась иначе. Его отец, Натан Коэн, выходец из Польши, владел крупным швейным производством и магазином одежды, что, очевидно, повлияло на будущий своеобразный "стиль ЛК" (например, твидовый пиджак и галстук-бабочка в горошек), которому были посвящены многие страницы исследований в модных журналах, хотя сам он говорил: "Я никогда не обсуждаю своих женщин и своих портных".
Когда Леонарду было девять лет, отец умер, оставив завещание, обеспечившее сыну возможность учиться. Он окончил еврейскую школу и университет, где был президентом Канадского общества межколлегиальных дебатов. 
Еще во время учёбы вышли два его поэтических сборника, которые принесли ему известность в литературных кругах. Уже тогда проявилась его знаменитая ирония, например, в описании Монреаля, где "французы чувствуют себя меньшинством, потому что Квебек - меньшинство в Канаде, англичане чувствуют себя меньшинством, потому что они меньшинство в Квебеке, а евреи чувствуют себя меньшинством, потому что они везде меньшинство".
В 13 лет, чтобы произвести впечатление на понравившуюся девушку, Леонард разучил несколько гитарных аккордов, а спустя два года стал лучшим гитаристом в округе. 
Любовь к музыке Леонард унаследовал тоже от матери: "Она обладала музыкальностью. Я брал гитару, а мать пела. Эти песни проникали в душу", точно так же, как и его волнующий голос.
В прокуренном питейном заведении на бульваре Сен-Лоран по вечерам собирались поклонники искусств, люди восторженные, одухотворенные экзотическими идеями. Коэн читал им свои стихи и прозу.
Для себя он открыл стихи испанца Гарсия Лорки, вдруг осознав, что музыка и поэзия неразрывно связаны, и всем своим существом почувствовав гармонию стиха.
И он сочинял песни в стиле кантри и вестерн, исполнял их в местных кафе; организовал фолк-группу Buckskin Boys.
Незаурядная личность, он всю жизнь искал свой путь и всю жизнь страдал хронической депрессией.
"Депрессия часто была общим фоном моей повседневной жизни. Мне кажется, что всё, что я делал, было вопреки, а не благодаря ей. Не депрессия была двигателем моей работы... Это было просто море, в котором я плавал".
Видимо, поэтому его композиции печальны и трагичны, тревожат душу и запоминаются навсегда. 
Коэн периодически уходил в затворничество, но продолжал работать и, только обновлённый духовно и физически, возвращался на сцену жизни. 
Свой первый затворнический период длительностью в семь лет и связанный с увлечением христианством Коэн провёл на греческом острове Гидра (Hydra) среди таких же, как он, прекрасных неудачников и отшельников. Здесь он написал две книги, которые определили его место в ряду культовых авторов эпохи битников. Это автобиографический роман "Любимая игра" о постигающем себя, свою личность, молодом человеке и спорный постмодернистский роман "Блестящие неудачники", который был номинирован на несколько литературных премий. 
В 1967 году он переезжает в Соединенные Штаты и начинает свою музыкальную карьеру песней "Сюзанна", ставшей хитом. На фестивале в Ньюпорте, посвященном фолк-року, его харизматический, низкий и глубокий баритон произвел неизгладимое впечатление. Его уникальный голос, а также сила писательского таланта помогли ему войти в плеяду лучших рок-исполнителей. А его первый музыкальный альбом "Песни Леонарда Коэна" положил начало его путешествию налегке навстречу блуждающим огням. 
В 1970 году он появился на фестивале "Остров Уайт" в Англии перед аудиторией в 600 тысяч человек. Люди покупали его альбомы сотнями тысяч; узнавали о нем, передавая из уст в уста, больше, чем по радио или телевидению.
Его глубокие и зрелые альбомы "Песни любви и ненависти", "Энергия рабов", "Песни жизни" наполнены пронзительной лирикой и волнующей неземной музыкой о добре и зле, одиночестве, сексуальности, сложных отношениях между людьми. 
Его песня "Аллилуйя" - с древнееврейского "слава господу" - одна из самых известных и распространённых песен XX века. И самая высокая башня песни Леонарда Коэна.
Над этой глубоко философской одой Богу, жизни и любви Коэн работал пять лет: из 80 куплетов четыре стали песней, которая вошла в состав 500 лучших песен мира всех времён, оставаясь, по выражению современника, одной "из самых любимых, самых исполняемых и самых недопонятых композиций всех времён". 
К концу 80-х в песнях Коэна появился сарказм, обращенный на социальное неравенство, лицемерие, ложь и предательство. 
Все знают, что война окончена,
Все знают, что наши проиграли,
Все знают, что битва была предрешена,
Бедные остались бедными, богатые стали ещё богаче.

Основной темой его альбома "Будущее" является приближающийся апокалипсис. И мы понимаем, что ужасы захватнической войны России в Украине и беспрецедентный ядерный шантаж делают слова поэта пророческими.
- Я единственный человек, которому падение Берлинской стены не внушило оптимизма, единственный, для кого объединение Германии стало обещанием новой волны насилия... У будущего больше нет перспективы. Вы примете Берлинскую стену. Вы примете тоталитаризм. Вы примете ФБР. Вы примете озоновый слой с дырой. Вы примете загубленный амазонский лес. Всё это будет казаться неплохим в сравнении с тем, что грядёт...
Искупление, покаяние, воскресение - все эти идеи смыты в канализацию.
Экспериментируя с философией буддизма, Коэн на несколько лет удалился в затворничество, став монахом дзен-буддийского монастыря на горе Болди под Лос-Анджелесом, где он принял имя Джикхан - безмолвный. 
В редких интервью того времени он появлялся с бритой головой, в темном японском халате хаори, который заменил его обычный строгий костюм с белой или черной футболкой.
Вернуться в мир вынудило банкротство: его подруга - менеджер и доверенное лицо - за это время растранжирила и присвоила его состояние, оцениваемое в 5 миллионов долларов, в том числе все авторские отчисления.  Может быть, поэтому до конца жизни он активно работал и гастролировал, представив 387 шоу во время своего пятилетнего тура по городам США, Канады и Европы.
Коэн - певец свободы. Его "Гимн" призывает видеть красоту во всём, ведь даже печаль может привести к радости. "Во всем есть трещина, именно через нее проникает свет". 
Коэн - человек мира. Его песни переведены на сотни языков. Лауреат самых престижных поэтических и музыкальных премий Нового Света, он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. В 2008 г. он был включен в американский Зал славы рок-н-ролла. Введён в Канадский музыкальный зал славы; стал офицером и затем компаньоном ордена Канады, что является высшей наградой для гражданина этой страны. 
Заглавная в его альбоме "Жизнь в Лондоне" песня со словами: "Веди меня в танце к своей красоте под пылающую скрипку" стала хитом. Но ее название "Танцуй со мной до конца любви" означает не завершение или крах любви, как поняли многие, а Любовь без будущего, Любовь, обреченную на смерть. Иными словами, это конец Жизни, потому что эта знаменитая песня была посвящена Холокосту, и горящая скрипка - это символ маленького оркестра в концлагере Терезиенштадт, который своей музыкой провожал людей в газовую камеру, чтобы потом последовать за ними. 
Эта щемящая, волшебная музыка дала повод считать песню любовной, свадебной, даже молитвой, на что Коэн заметил:
- Если песня приходит из глубины души, то она получается о многом; песня, первоначально рожденная из дыхания смерти, становится Гимном Жизни и Любви... Я бы поставил ее во главу списка собственных любимых песен. У этой песни - десятки и десятки куплетов, которые я писал на протяжении многих лет.
Еврейское наследие красной нитью проходит через всё творчество Леонарда Коэна. Он серьезно относился к иудаизму и к Богу, к еврейской культуре и истории. "Я не ищу новую религию. Я вполне счастлив со старой, с иудаизмом".
Когда началась война Йом-Кипур, он прилетел в Тель-Авив, желая помочь сражающемуся за свою жизнь и свободу еврейскому народу. Несколько месяцев по всей стране выступал он со своими песнями перед израильскими солдатами.
Вдохновлённый их грацией и храбростью, он обращается к ним своей трогательной песней "Любимая, вернись ко мне":
Пусть дух этой песни,
пусть он восстанет чистым и свободным.
Пусть он будет щитом для вас,
шитом против врага.

Солдаты знали, что его песни могут стать последним, что они услышат; но если они выживут, то никогда их не забудут.
Еще одна грань таланта Коэна: он был поклонником изящных искусств и членом Американской академии искусств и наук. Его живопись, рисунки, портреты и автопортреты, выполненные акварелью и чернилами, выставлялись во многих арт-галереях мира.
Коэн был женат. У него двое детей: дочь Лорка, названная в честь любимого поэта Гарсиа Лорки, стала фотографом; сын Адам - музыкант-вокалист группы Low Millions и посол семьи Коэнов на художественных выставках своего знаменитого отца. 
Получивший восторженные отзывы благодарной публики последний, 14-й альбом Коэна - альбом-реквием "Вы хотите, чтобы было темнее" - вышел в 2016 году, за пару недель до его кончины. 
Леонард Коэн похоронен на кладбище ортодоксальной синагоги "Шаар Хашомаим" в Монреале вместе со своими родителями, дедушками и бабушками, прадедушками и прабабушками.
В детстве Леонард хотел стать оратором, и он достойно выполнил своё предназначение на этой земле - священную роль Коэна, закончив жизнь словом ханени из своей песни на иврите, что означает: "Я готов ко встрече с тобой, Господи..." 


 
 

Шур, Наталия
№222 Feb 2023

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.