на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Розинский, Эдвард
БЫЛИННИКИ "НЕЧИСТЫЕ"


Как много песен о любви к Отчизне!
Певцы со всех экранов и эстрад,
что, мол, для Родины не пожалеют жизни,
через динамики на всю страну кричат.
А я б о том, что глубоко интимно,
не декламировал, не пел бы, не орал.
Когда о сокровенном пишут гимны,
похоже, наживают капитал.
    Эльдар Рязанов

Одесский Дворец Культуры Железнодорожников был расположен на Троицкой улице. Он стал местом моих первых осязаемых сценических успехов. Все свободное от работы и учебы время я проводил там. Репетиции, выступления, просмотры кинофильмов, встречи с известными людьми и концерты приезжих исполнителей заполняли мою жизнь до предела. Для нас, участников самодеятельности Дворца культуры, все это было бесплатно. Здесь-то и формировался мой "провинциальный" художественный вкус и культивировалось вдохновение. 
Как раз тогда на экраны вышел фильм "Карнавальная Ночь", который для всех быстро стал культовым, а для участников самодеятельости он оказался просто "про нас". Я до сих пор помню все песни наизусть, а мое увлечение чечёткой началось под влиянием этого фильма.
Однажды, в нашем Дворце культуры выступал с авторским концертом композитор-песенник Дмитрий Покрасс. Его песни тогда распевала вся страна, и мы с волнением ожидали встречи с ним. Покрасс, с тех пор как его назначили руководителем джаз-оркестра Центрального Дома культуры Железнодорожников, стал как бы полпредом работников железных дорог. Обласканный партией, он пользовался славой и почетом и, несомненно, всеми удобствами жизни. 
Помню, в тот вечер в зале не было свободного места, зато на сцене было просторно ? там стоял  рояль, и за ним сидел уже немолодой Дмитрий Покрасс. Выступал он один, так как его брат Даниил к тому времени уже помер. Жанр авторского концерта в те годы был уникален. Это уже позднее многие стали подражать, и этот жанр стал называться "Композиторы за роялем". Сильно грассируя каждую букву "р", Покрасс заученно комментировал свои песни и, аккомпанируя себе на рояле, тут же пел отрывки из них. Сидя за роялем вполоборота к зрителям он говорил, ? и вот в суговые 1920-е годы я оказался в Гостове-на Дону и вместе с поэтом Анатолием Фгенкелем по пгиказу Политотдела Южного Фгонта мы написали песню "Магш Буденного". Он взял аккорд и запел:

Мы ? кгасные кавалегисты, и пго нас  
Былинники гечистые ведут гассказ ? 
О том, как в ночи ясные, 
О том, как в дни ненастные 
Мы смело и гогдо в бой идём!..
Зал взорвался аплодисментами, а Покрасс, поклонившись не вставая со скамейки продолжал:
- Но нашу молодую Советскую Геспублику осаждали вгаги со всех стогон и тогда мы с бгатом Даниилом написали:

Дан пгиказ ему - на запад,
Ей - в дгугую стогону...

И зрители вместе с композитором закончили куплет:

Уходили комсомольцы
На гражданскую войну.

- А в конце 30-х годов, ? продолжал Дмитрий Яковлевич, ? когда фашизм начал оскаливать свои зубы, мы с бгатом Даниилом написали песню на слова моего большого дгуга, замечательного гусского поэта Богиса Ласкина для кинофильма "Тгактогисты":

Бгоня кгепка, и танки наши быстгы,
И наши люди мужеством полны.
Когда нас в бой пошлет товагищ Сталин,
И пегвый магшал в бой нас поведет.

Зал ревел от восторга. Ну а как же иначе? Ведь все эти песни были на слуху у народа и пел их не кто-нибудь, а сам автор! После концерта одна старуха еврейка, выходя из зала, сказала, "Гиб а кик! Эхэт ми а ройте Будёновец" (идиш, Посмотрите на него! Тоже мне красный будённовец). А потом была встреча композитора с участниками самодеятельности, и мы задавали Дмитрию Яковлевичу вопросы. 
Прошли годы и появились новые песни о родине, о партии, и о наших отважных разведчиках. К этому времени вывеска ВЧК сменилось на НКВД, затем превратилось в КГБ, но от изменения названия суть не менялась - они по-прежнему самоотверженно работали по ночам, и их по-прежнему все боялись. Мы уже знали о том, что люди исчезают куда-то, и больше их никто не видит. Среди таких были и композиторы, и поэты, и писатели. А песен про чекистов появлялось все больше. Очевидно, животная страсть доказать чекистам свою лояльность во все времена вдохновляла песенников. Прославляли воинов то ли со страху стать их подопечными, то ли авторские гонорары притягивали; а возможно срабатывала старая формула "вам песня строить, а нам жить помогает". Трудно сказать. 
Мой художественный вкус тем временем укреплялся, мировоззрение расширялось и интерес к таким представлениям постепенно пропал. Но моя фантазия поможет представить себе подобные авторские выступления последователей братьев Покрасс, новых братьев по промыслу и воспевателей "железных феликсов". 
И вот на сцену уже выходит одессит, Оскар Борисович Фельцман, и, преисполненный лирической любовью к родным ментам, садится за рояль вполоборота и говорит, - ... видите ли, все почему-то пишут марши, но мы с моим лучшим другом, поэтом Олегом Милявским, решили написать вальс и назвали его "Вальс Милиции". -  Он играет вступление и сам же поёт:

Праздничный вечер настал, следуя доброй традиции
Мы начинаем наш бал, с музыки вальса милиции.
И не нарушит наш бал, тихое слово-прощание
Если вдруг кто-то из нас, с танцев уйдёт на задание...
А где-то в заброшенном Доме культуры работников пищевой промышленности г. Мухосранска на подмостки вышли два человека - поэт Павел Давидович Герман и композитор Владимир Михайлович Юровский - оба киевляне. Юровский сел за рояль и, пародируя Рудакова и Нечаева, шутейно объявил, "С Пал Давидовичем вдвоем мы вам песню пропоем". Народ шутку понял и рассмеялся. Павел Давидович Герман облокотился вполоборота на рояль и они вдвоем запели:

Слава вам, железные чекисты, 
Слава вам, и доблесть, и почёт ? 
От озер и до тайги смолистой 
От степей до северных широт! 

Безусловно, былинником может стать не всякий. Для того, чтобы песня стала популярной, массовой и любимой, автору надо обладать определенными способностями, как например, музыкальным слухом, чувством ритма, воображением и... нахальством, то-есть верой в своем превосходстве. Ну, скажем, просто сочинять хорошую музыку или там написать стихи, это тоже надо уметь, но кто это оценит? Сотня-другая эстетов и интеллектуалов? А вот песня - это для всего народа. А особенно, если песня зовет на подвиги, или, скажем, эти поступки поэтизирует. Даже если эти подвиги против человечества. Главное в этом деле - "зажечь сердца людей".
Но вот, как в одной песне поется, "отгремела Великая Отечественная" и настало время больших расправ с внутренними врагами и предателями. Тут уж песенникам пришлось перепевать один другого, чтобы чекисты там, наверху, не сомневались в их преданности "делу". Заодно, надо было отвоёвывать законное право на квартиру в центре города, на дачу в пригороде, и на место у кормушки, но не на виду у толпы, а вдали от тех, кому их "песня строить помогает". 
И вот тогда, российский советский композитор Вениамин Ефимович Баснер вышел на сцену столичного Дворца Культуры (рояль уже стоял в ожидании), учтиво поклонился публике и сказал:
- Я начну свой авторский концерт с песни, которую я написал на слова всем вам известного поэта и, разумеется, моего лучшего друга... Михаила Львовича Матусовскского (бурные аплодисменты). 
Выдержав паузу и усевшись за инструмент (вполоборота), Баснер объявил, "наша новая песня называется "Пограничная Застава". Звучит вступление, Баснер поет:

Скоро сядем мы в вагон, 
Скоро поезд вдаль помчится. 
Где же сердце наше, друг? 
Остается на границе! 
Ведь она, ты так и знай, 
И любовь, и наша слава. 
Так прости! Прости - прощай! 
До свидания, прощай, 
Пограничная застава. 

С такой любовью о пограничниках могли писать только те, которые хорошо понимали, что пересечь границу СССР в те годы можно было только в цинковом ящике. Не зря же статистика показывает, что из каждых ста человек, убитых при попытке пересечь священную границу великой державы, только двое пытались проникнуть в СССР. Уже гораздо позже, в начале 70-х годов, эта песенка вполне могла бы стать гимном эмигрантов, но не стала.
Надо заметить, что и в те годы такого рода песни почему-то популярными не становились. То ли народ уже устал от них, а может потому, что тогда не было еще средств массовой пропаганды, таких как интернет и соцсеть.
Так или иначе, но попытки композитора Вано Мурадели протолкнуть свою новую замечательную "Песню Дзержинцев" (разумеется, на слова его друга ? Евгения Долматовского) увенчались тем же успехом - народ ее не знает, не помнит, и никто её не поёт. Но где надо было, этот факт был отмечен, песня с уважением прослушана, и соответствующие выводы сделаны.

Горе и муки, печаль голодного детства 
Сжата блокадой наша страна, 
Но берегут революцию, 
Но берегут революцию 
Чистые руки, горячее сердце, холодная голова. 

Стать популярной этой выдающейся песне не помогло даже то, что талантливый российский советский певец, Иосиф Давыдович Кобзон с присущим его творчеству вдохновением, спел этот замечательный марш всенародно. 
А пока борьба за "щит и меч" в песенном творчестве успешно продолжалась, знаменитые былинники Вениамин Баснер и Михаил Матусовский ухватили хорошую "халтуру" и написали песенку к одноименному телефильму в четырёх (4-х!) сериях. Представляете сколько авторских им перепало? К тому же, им удалось уговорить Марка Наумовича Неймана, (известного народу как Бернес) записать ее для фильма. 

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре, 
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе...  

Душевная песня эта стала настолько популярной, что сразу же после смерти Бернеса её подхватил, как знамя павшего товарища, и чтобы лишний раз утвердиться в друзьях у чекистов, все тот же Иосиф Кобзон, по кличке "Парик".  
С Кобзоном я встречался неоднократно, выступая с ним в одних концертах. Конечно, меня в Кремлевский Концертный зал не приглашали - про чекистов я ничего не сочинил. Наоборот, с чекистами у меня были встречи совсем нетворческого характера. Но зато с Кобзоном мы встречались на круизных кораблях Черноморского Пароходства. В 60е годы по крымско-кавказской линии ходили "Шота Руствели", "Тарас Шевченко" и другие теплоходы. Нас, артистов, туда зазывали, и за харчи и каюту мы выступали перед пассажирами. Когда я впервые увидел Кобзона вблизи, я не мог отвести глаз... от его парика. Столько был наслышан о нем, что хотел убедиться лично. Но еще я обратил внимание тогда, что у него были золотые запонки с выгравированными на них инициалами "И.К.". Здорово! Но от остальных артистов он всегда держался в стороне. Не чета...
Он выходил на эстраду музыкального салона весь такой красивый и молодой в нарядном парике и в золотых запонках и говорил (без грассирования):   
? Дорогие друзья! С большим удовольствием я исполню вам песню, которую написал мой замечательный друг, композитор Астанин на слова моего товарища Василия Пчелинцева. Она называется "Песня Чекистов". - Аккомпаниатор играл вступление, Йося пел:

Чекист рожден в борьбе, мужал в сраженьях жарких.
С той пламенной поры немало лет прошло -
Фуражку со звездой, потертую кожанку
В музее положили под стекло. 

Очевидно, именно эти песенки позволили этому кавалеру всевозможных наград, избежать возможных наказаний за всякие нарушения. Но не смотря ни на что, граница для него оказалась на замке! Нет, выпускать его выпускают, но не везде его впускают. 
А вот еще один мой хороший знакомый, песнописец Илья Р. успешно продолжает традицию воспевания "людей в черных перчатках". Начинал, правда, обещающе - тогда в 70-х он бегал по холодному и голодному Ленинграду с гитарой подмышкой, пел "под Высоцкого" и свои смелые песенки. Но вот пришла пора заколачивать "бабки", и тематика поменялась. Кстати, поменялась и вывеска. Теперь чекисты называются ФСБ.
И вот на сцену Государственного Кремлевского дворца (ну что может быть лучше?) выходит Илья Р. Рояля нет, даже не на что облокотиться. А зачем? За его спиной стройными рядами стоит Академический Ансамбль песни и пляски МВД, и Илья оповещает, что на его стихи его лучший друг Э. Ханок написал песню "Служить России", и что он с удовольствием исполнит ее. 

Служить России суждено тебе и мне,
Служить России, удивительной стране,
Где солнце новое встаёт на небе синем.
Плечом к плечу идут российские войска
И пусть военная дорога не легка,
Мы будем верою и правдою служить России.

Это ж надо, прошло почти сто лет, а былинники нового не придумали. Это Михаил Светлов тогда размечтался, что, дескать, "новые песни" придумает жизнь. А они ничего так и не придумали. Как говорится, "из песни слов не выкинешь". Ну вот, сами сравните с предыдущим:

Мы - красные кавалеристы, 
И про нас
Былинники речистые
Ведут рассказ:
О том, как в ночи ясные,
О том, как в дни ненастные
Мы гордо,
Мы смело в бой идем.

Можно еще понять тех, кто таким образом буквально пытался сохранить себе и своим близким жизнь в сталинские времена и позднее. Но что движет ими сегодня? Страх? Вряд ли. У каждого из них припрятана Грин Карта (на всякий случай), и дети их учатся в Лондоне и Америке. Но с ФСБ ссориться не стоит. Эти-то везде достанут. Вот и пишут они бравурные марши. Конечно, на этих песенках деньги не заработаешь, но зато они помогают сохранить то, что заработано другими песенками. И тут вдруг выясняется, что охрана авторских прав "былинников" в родном государстве уже тоже в руках воров и бандитов. Авторы-песенники обнаруживают, что доходы от исполнения их песенок постепенно перестают "капать". 
Мой бывший приятель Илья Р. наконец понял, что "служить России, удивительной стране" уже становится невыгодно. Посудите сами, за исполнение песенки некоторые теле и радиоканалы начисляют ему всего двенадцать копеек за песню. На такие деньги даже квартиру в Майами не соберешь. Если вы спросите меня, я бы за них и пятака бы не дал.  


 
 

Розинский, Эдвард
№218 Oct 2022

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.