Надо вечно петь и плакать этим струнам
(Лия Кисина удостоена звания "Человек года - 2014" в номинации "Скрипач года" по версии чикагской газеты "Земляки")
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться обезумевший смычок И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад, и когда горит восток. Николай Гумилев Деревянный дом под старыми каштанами на Аллейной улице, где с давних пор обитала семья Слуцкиных-Кисиных, терялся в центре Даугавпилса, крупного города буржуазной Латвии. У них в роду и шапошных дел мастера, позже - уже в советские времена - раскулаченные и сосланные в Сибирь, а затем реабилитированные, и учитель музыки по классу балалайки и мандолины, и герой Израиля Лев Хнох, окончивший Рижский институт инженеров гражданской авиации и принявший деятельное участие в угоне самолета из Ленинграда в 80-е годы, за что поплатился тюрьмой, но был вызволен с помощью израильтян.
Отец Лии прошел всю войну, начиная со Сталинграда, куда - в деревню на краю Cталинградской области - успел вывезти cвою жену с двумя детьми и тещу. Все другие родственники, не пожелавшие бежать сломя голову, были расстреляны в первые же дни немецкой оккупации.
Лия появилась на свет после войны, когда Латвия уже стала социалистической республикой, но хорошо помнит, как они, дети, играли в руинах полностью разрушенного и очень медленно восстанавливающегося города.
Сначала была отстроена военная крепость с военным училищем, потом молочно-консервный завод всесоюзного значения, радиозавод, пединститут, музыкальная школа с музыкальным училищем, драматический театр, он же оперный.
Отец, золотые руки, работал в мастерской при крепости - кроил обувь для солдат. И пел, все его братья пели... Он окончил хедер и, когда за столом собиралась вся семья, торжественно вставал, выводя своим бархатным баритоном:
- Ломир але инейнем, инейнем...
Мама подхватывала, она всегда пела, когда мыла посуду или хлопотала по дому. А маленькая Лия пела, танцевала и даже насвистывала. По-мальчишески, в два или четыре пальца, если придется. Она и сейчас делает это мастерски, при необходимости может исполнить и партию барабана. У отца была заветная мечта: вырастить из детей хороших музыкантов. Но была война - до музыки ли? И тогда он решил учить музыке хотя бы младшую, Лию.
И мама пригласила на ее прослушивание специалиста из оперного театра - Льва Абрамовича Чернявского, который, проверяя слух и ритм, что-то играл на скрипке, хлопал и стучал карандашом по стеклу. Шестилетняя Лия все это воспроизвела и в заключение спела "На позицию девушка...".
Лев Абрамович был краток:
- Так, бесподобно. Отдать в музыку!
Лия Кисина: "Он играл так вдохновенно, у него был такой красивый музыкальный тон, что я загорелась. А его вибрация осталась у меня с детства. Он подготовил меня к поступлению в музыкальную школу".
И начались для Лии тяжелые дни. Мама с нее спускала три шкуры. Уже некогда было посидеть в дупле векового дерева или беззаботно погонять с мальчишками на улице. Скрипка была беспощадной.
И к 5-му классу Лии все надоело.
На школьном концерте
- Она талантливая лентяйка, - жаловался родителям педагог-латыш.
- Ах так, - сказала мама. Она не била дочь по пальцам, как отец юного Паганини, но была категорична, - пойдешь не в общеобразовательную школу, а в музыкальную спецшколу.
Ослушаться родителей было нельзя. Лию с ее данными определили в класс скрипки и направили в струнный оркестр.
Добавились еще и другие заботы: для скрипачей и баянистов был обязателен курс игры на фортепиано. А денег на пианино не было. Чтобы выполнять домашние задания, ей приходилось каждый день по вечерам снова ходить в школу и по красной дорожке входить в комнату, куда никого не пускали и где тайком можно было подбирать по слуху модные фокстроты и танго.
Как-то, проходя мимо открытого окна в их доме, папа услышал не по-детски уверенную игру на фортепиано и изумился:
- Лия, это ты играешь? - в 6-м классе у нее уже было свое пианино.
Лия Кисина: "Это был незатейливый инструмент "Беларусь", изготовленный в городе Борисове. Но какая это была радость, как я была счастлива! Это потом я сама купила "Циммерман", но того чувства детского восторга уже не было".
После окончания музыкальной школы и музыкального училища Лию по распределению послали на работу в музыкальное училище латвийского города Резекне. Здесь, на танцах в Доме культуры, она встретила своего мужа, родила двух дочек.
Заочно окончила Латвийскую государственную консерваторию в Риге, для чего во время зимних и летних сессий отправлялась в столицу на консультации и сдачу экзаменов, это 4 часа оплачиваемого проезда на поезде.
В училище Лия играла в симфоническом оркестре студентов и педагогов и преподавала - до самого отъезда в Америку. Сейчас там учительствуют ее ученики.
В декабре 1994 года Лия с семьей переехала в Чикаго, на воссоединение с семьей старшей сестры. Ее сын, Лиин племянник, засветился на митингах протеста в Ленинграде в 1989 г., и им предложили убраться подобру-поздорову, что они и сделали с большим удовольствием, вызвав со временем всё многочисленное семейство.
Все было внове. Оглядевшись, Лия начала с хора "Шолом".
Лия Кисина: "Я благодарна хору "Шолом", в котором состою уже 20 лет, за то, что меня доброжелательно приняли и предоставили возможность не только аккомпанировать хористам, но и исполнять сольные партии".
Скрипку Лия привезла с собой, а племянник, который уже считал себя старожилом, подарил запасной смычок и возил на интервью и прослушивания. Сейчас он успешный врач.
Так Лия оказалась в пульте первых скрипок симфонического оркестра пригорода Скоки, в котором было 100 музыкантов, из них 6 русскоговорящих.
Репертуар был разнообразный, в основном знакомый: Чайковский, Кабалевский, Шостакович, о произведениях которого из-за их сложности музыканты-американцы говорили "крейзи мюзик".
Потом были камерный оркестр и украинский симфонический, концерты в ХИАСе и синагогах, в американских клубах на Рождество и Хануку, всего и не упомнить.
Пожалуй, вершиной было выступление в финале конкурса Encore, Chicago!, ("Бис, Чикаго!"), когда Лия и её аккомпаниатор, пианист-виртуоз Аарон Левитт вдохновенно исполнили "Романс" Шостаковича и "Венгерский танец" Брамса.
Солирует Лия Кисина
Но жизнь - как на качелях, и светлые дни сменяются черными. Произошло непоправимое: на операционном столе умер любимый муж - не выдержало сердце. И только благодаря семье, дочерям и внуку Лие удалось справиться с бедой и вернуться к активной жизни...
Последние 5 лет Лия занята в Народном театре Welcome. Во всех спектаклях, кроме аккомпанемента певцам и танцорам, она непременно исполняет соло, потому что звучание ее скрипки легко можно отличить от многих других: своим темпераментом, душой и искренностью Лия завоевала сердца всех, даже очень строгих ценителей ее таланта.
Лия Кисина: "Когда мне предложили присоединиться к только еще зарождающемуся театру Welcome, я безоговорочно согласилась, потому что поверила в него. И не ошиблась. Для меня наш театр - это отдушина в море человеческих потерь и проблем. Мне нравится быть в этом коллективе единомышленников, выступать перед понимающей публикой, ездить всем вместе на пусть маленькие, но настоящие гастроли в город Милуоки".
Нет, она не родственница знаменитого пианиста Евгения Кисина, она своим трудом, бескорыстием, активной жизненной позицией и талантом служит Искусству.
И приносит радость людям.
После спектакля чикагского Народного театра Welcome "Посиделки близ Дивана"
|