"Народный артист" нашей общины
От редакции: Мы публикуем очередную главу из готовящейся к печати в издательстве Varda Books (www.eBookShuk.com) второй книги нашего автора Наталии Шур "Свобода - символ или призрак? Из жизни одной русскоязычной общины в Америке и не только".
Под таким заголовком в чикагской газете "7 дней" за 2010 г. была опубликована моя статья о Григории Шульмановиче. Мы были знакомы и ранее, когда великовозрастными студентами учились в Трумэн колледже, но, посетив его сольные концерты, я посмотрела на него другими глазами. На сцену выходил любимый в общине артист "из народа" и всякий раз покидал ее под бурные аплодисменты восторженной публики. В его программе "Я к Вас с улыбкой" пантомимой и короткими скетчами с такой искренностью представлены человеческие эмоции и подмечены такие скрытые людские слабости, что это доходит до каждого сердца и находит благодарный отклик. Будь то даже иноязычные соседи - всем понятна его мимика и жесты, вызывающие смех и грусть. Правда, это не помешало одной интеллигентного вида даме безапелляционно заявить по поводу названия концерта: - Вы коверкаете русский язык! Его миниатюры - не карикатура, скорее дружеские шаржи; его герои по-доброму смешны: это холостяк, жарящий яичницу, не отрываясь от книжного детектива; пожиратель арбуза, выплёвывающий косточки на тротуар; "любитель мороженого", которому нужен вафельный стаканчик для того, чтобы налить в него спиртное, а затем им же блаженно закусить. И являются его герои из жизни, как в подсмотренной на пляже в Мельбурне сценке сражения народа с полчищами мух, изображенного им как боксёрский бой на ринге. В Америке проявился еще один талант Григория - он увлекся живописью. И свои нарочито реалистические изображения идиллии в собачей семье или скандала в медвежьей он удачно использовал в эстрадных выступлениях. А свой автопортрет не без самоиронии представил в виде клоуна: белое лицо с красным носом, на длинных ресницах слеза и улыбка Джоконды. Нельзя сказать, что выход на чикагскую сцену был для него случайным. Просто появилось свободное время, позволившее прорасти жизненному опыту и всем талантам, заложенным в генах этого жизнерадостного и волевого человека. Кумиром Григория был выдающийся клоун "с осенью в сердце" Леонид Енгибаров. Григорий знал наизусть его тонкие и мудрые прозаические миниатюры, его волнующе-грустную клоунаду, безукоризненную по совершенству выполнения пантомиму. Григорий любил цирк, с детства дружил с семьёй потомственных циркачей, был своим человеком в московском цирке на Цветном бульваре, даже репетировал роль второго среднего в головокружительном номере из четырёх акробатов. Но впервые на сцене он оказался благодаря любви к анекдотам. Дело было так. После окончания Днепропетровского горного института молодого гидрогеолога направили на работу в Артёмовск, что на Донбассе (теперь это украинский Бахмут). Там он обследовал шахты и играл в волейбол, и была там очень сильная самодеятельность. Достаточно сказать, что только в хоре пело 70 человек, а зал в Доме культуры был рассчитан на 700 мест. Однажды, за день до очередного праздничного концерта, заболел конферансье. Попросили Григория, весёлого и находчивого парня, любителя и замечательного рассказчика анекдотов, заменить его. Ему сказали: - Возьми программу и читай: "Песня такая-то на слова такого-то... Композитор такой-то... Исполняет наш Вася... Делов-то! Главное - не тушеваться, а ты к полным спортзалам привык! Лады? С того и началось. После успешного дебюта он вел большие концерты... и в какой-то момент решил рискнуть. Его первая миниатюра была о том, как одну лампочку вкручивают трое, а увидев, как работает великий мим Марсель Марсо и изучив его приёмы, исполнил пантомиму о "пустом-порожнем". Под видом критики они с партнершей-акробаткой вдохновенно популяризировали "буржуазный" рок-энд-ролл, который тогда бурными темпами входил в моду. Успех у молодёжи был ошеломляющий, зал переполнен. В знак поощрения за проведение праздничных концертов секретарь горкома предложил Григорию вступить в партию. В ответ прозвучал удачный анекдот и... слава богу, проехало. Григорий рассказывал, что очень многим в своей жизни он обязан спорту. С 15 лет он играл за взрослый состав днепропетровской волейбольной команды "Спартак". Первым серьезным соревнованием был чемпионат Украины среди школьников в Одессе в 1949 г., а последним - чемпионат геологов Украины в Алуште в 1964 г. Спорт воспитал в нём твёрдый и волевой характер: стремление к победе, преодоление трудностей. Интересы команды были превыше всего. "Помоги другому, подстрахуй и поддержи морально. Мы - команда! - говорил тренер. - Не ищи, кто хуже - будь лучше". По этим заветам он и жил. Переехав в Чикаго, после большого перерыва вновь вышел на сцену. К своей сольной программе он написал репризу-монолог "Да и Нет", которую после концерта руководитель Литературной студии Ефим Чеповецкий предложил прочесть на заседании студии. Свою "пробу пера" Григорий опубликовал в газете "Земляки", и с той поры он пишет рассказы, эссе и очерки, которые охотно печатают русскоязычные издания Чикаго и Флориды, а его статья "Внешторгбанк - банкрот" появилась в 1990 г. в газете "Известия". Григория по праву считают одним из трёх основателей чикагского Народного театра Welcome. В первом спектакле этого театра "Полвека прошло" по повести Дины Калиновской "О суббота" он блестяще сыграл сразу две роли, упрочив себя в звании "народного артиста" нашей общины.
Гриша, по тому, как ты весь отдаёшься своей положительной или отрицательной роли, видно, что ты сам получаешь несравненное удовольствие от этого действа. Так ли это? - Я люблю всех своих героев; отрицательные даже интересней и сложней, чем положительные. В нашем возрасте острее чувствуешь реакцию зрителей. И очень приятно, когда люди понимают твоего героя и сопереживают ему.
За твоим творчеством стоит большой жизненный опыт. Ты объездил весь Советский Союз, добывая воду людям, работал за границей. Как ты используешь свои наблюдения? - В памяти непроизвольно откладываются человеческие судьбы и отдельные образы, о которых хочется рассказать со сцены или в рассказах. В Монголии народ жил бедно: монгол надевает халат при рождении, а снимает, когда тот истлеет. Но при этом всегда готов поделиться с гостем всем, что имеет. Так родилась пантомима: хлебосольная хозяйка перед тем, как налить гостю чай в пиалу, трёт ее рукой, которую тут же вытирает о свой халат. В "Эфиопских зарисовках" я рассказал, как мы ехали в джунглях среди травы "слоновник". Это камыш высотой 3 метра, острый, как нож, через который может пройти только слон. Мы спугнули нескольких лежащих на дороге гиен, которые бросились бежать чуть ли не из-под колёс нашей машины. Следующим врассыпную пустилось семейство обезьян, однако сидевший на обочине отец-бабуин не шелохнулся, лишь проводил нас насмешливым взглядом, повертев длинным пальцем у виска. И возникла идея пантомимы и картины "Горилла-мыслитель". Об этом я вспомнил, когда к нам в экспедицию прибыл куратор из посольства и на собрании бурильщиков грозно прикрикнул: - Вы не работаете, вы пьянствуете! Злостных в 24 часа отправим домой, и заграницы им больше не видать! - Нас Родиной не запугать! - раздалось в ответ. В столице Аддис-Абеба видел эфиопских евреев со светло-шоколадными европейскими лицами и живой жестикуляцией, владеющих огромными продуктовыми магазинами на центральных улицах. В Лаосе мы работали недалеко от границы с Камбоджей, которую бомбили американцы. Снаряды попадали на территорию Лаоса и в сезон дождей не взрывались, а тонули в грязи. Для того чтобы мы начали изыскательские работы, сапёры обезвредили 30 тысяч бомб. Выезжая на работу в "поле", мы не знали, вернёмся ли. Люди седели. Никогда не забуду обугленные руки и душераздирающие крики двух мальчишек, которые играли с напалмовыми бомбами.
У тебя есть очень сильный рассказ и Холокосте. Откуда корни? - Тема Израиля и Холокоста близка мне, потому что я - дитя войны, которая унесла из нашей семьи 33 человека. В основе рассказа "Жизнь после жизни" лежат реальные события, происходившие на родине моего отца в украинском городке Романов, где в братских могилах похоронено более 3 тысяч евреев. Мейхла трижды вели на расстрел, и трижды ему удавалось бежать. Сейчас Михаил Ройтбург живёт с семьёй в Германии.
Ты не так давно был в Москве, где прожил не один десяток лет. Какое впечатление? - Люди стали другими: свободнее держатся, хорошо одеты, чаще улыбаются. Стало чище не только в центре, но и на далёких окраинах; много новостроек. Однако настораживают нередкие явления бритоголовых на улицах и стадионах. Если раньше был государственный антисемитизм, то теперь это государственное попустительство антисемитским выходкам. Суды по-настоящему не осуждают даже явных убийц на почве откровенной ненависти и национальных предрассудков... Всё многогранное творчество Григория Шульмановича пронизано идеей добра и любви к людям. "Здравствуй! - здороваются в России; Гамарджоба! - приветствуют гостей в Грузии; Баровцес, - слышится в Армении; Сан байну! - в Монголии; Тыйнасеуйлин! - в Эфиопии; Здоровеньки булы! - желают здоровья в Украине. И есть мой народ, преследуемый и воюющий, для которого мир - это жизнь, и поэтому его приветствие тысячелетиями звучит с надеждой: "Шалом - мир вам! Мир вашим семьям! Шалом!"" В конце пандемического 2021 года в чикагском Малом театре состоялся вечер памяти замечательного артиста и достойного человека Григория Шульмановича.
|