на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Назад в будущее, или Как выбросить триллионы долларов на ветер
(АМЕРИКА: от и до)

"Почему не социализм?" - этим вопросом Эмити Шлес начинает книгу "Великое общество" (Great Society), анализирующую социалистические реформы президента-демократа Линдона Джонсона, пожелавшего превратить свою страну - по примеру стран Западной Европы - в "государство всеобщего благосостояния" (Welfare state).
Вопрос "Почему не социализм?" задал Майкл Харрингтон, вызванный в 1964 году в Вашингтон для участия в проекте намеченных президентом Джонсоном реформ, которые ставили целью покончить в стране с бедностью. Харрингтон, в тот год 34-летний, задал этот вопрос группе людей, уже занятых в проекте. Сам Харрингтон ответ знал: преграда в борьбе с бедностью - это американский капитализм. "Проблема бедности не будет решена, пока мы не покончим с капитализмом", - сказал он.
Участники проекта сочли взгляды Харрингтона слишком радикальными. Они не хотели ликвидировать капитализм - национализировать средства производства. Образцом для них были "государства всеобщего благосостояния", в которых тон задавали социал-демократы. Позднее Харрингтон основал партию Демократические социалисты Америки и пришел к выводу: следует начинать с превращения страны в "государство всеобщего благосостояния". Он скончался в 1999 году, будучи уверенным, что его мечта осуществится.
Сегодня, два десятилетия после смерти Харрингтона, овладевшие Белым домом и Конгрессом социалисты намерены претворить в жизнь заветы основателя их партии и готовы израсходовать на это три с половиной триллиона долларов. О таких расходах в 60-70-е годы никто даже не заикался, речь шла всего лишь о каких-то жалких миллиардах. Реформы, предлагаемые нынче демократами-социалистами, обсуждаются в газетах, на телевидении, в соцсетях, и не перечесть тех, кто их поддерживает. Есть, конечно, и скептики. 
"Можем ли мы позволить себе государство всеобщего благосостояния?" (Сan We Afford a Welfare State?) - вопрошает в New York Times профессор экономики Гарвардского университета Николас Грегори Мэнкью. Проанализировав наши - всеамериканские ресурсы, профессор приходит к заключению: "Весь пакет в 3,5 триллиона слишком велик и слишком рискован. Мудрый курс - делать больше постепенных шагов, а не пытаться переделать экономику одним махом". То есть в решении изменить американскую экономику ничего страшного, по мнению профессора, нет. Но создавать государство всеобщего благосостояния следует не торопясь, постепенно, шаг за шагом. 
Однако, прежде чем заняться строительством, следует, наверное, вспомнить и проанализировать первую попытку создать американский образец Welfare State - Великое общество (Great Society), как назвал проект президент Джонсон. В таком обществе, провозглашал он, обращаясь к Конгрессу, бедности не будет место. "Мы не только покончим с бедностью, но и предотвратим ее", - объявил он. И одна за другой стали рождаться программы помощи бедным - продовольственные, жилищные, медицинские. Федеральные программы, штатные. Программы помощи старикам и детям, женщинам и немощным. Были созданы программы "позитивных действий" (affirmative action), которые гарантировали "меньшинствам" всевозможные льготы. Сначала это были программы только для черных, затем в "меньшинства" записали латино и желтых, потом уже гомосексуалистов и лесбиянок, совсем недавно и транссексуалов записали. Обойденными вниманием властей - федеральных, штатных, городских - оказались только белые мужчины. Сегодня такое упущение понятно: белые мужчины, объяснили нам социалисты, рождаются расистами. Зачинатели Великого общества так не считали. Наверное, потому, что сами были белыми мужчинами.
Создатели Великого общества вели счет на миллиарды, редко - на десятки миллиардов... С тех пор, в течение десятилетий, на борьбу с бедностью и - вспомним еще раз президента Джонсона - "предотвращение бедности" потрачены триллионы долларов. Результаты известны. Программы вэлфера не принесли планируемых результатов. С бедностью (так, как ее трактуют в нашей стране) не покончено. После 60-х годов уровень бедности стабилизировался: 10-15 процентов от общего населения. В 2020 году уровень бедности составил (согласно Бюро переписи населения) 11,4 процента. 
"Война с бедностью и рождение множества новых программ не только не предотвратили бедность, но создали новый вид бедности - чувство постоянной зависимости", - пишет Эмити Шлес. 
Один вид такой "зависимости" иллюстрирует научный сотрудник Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute) Говард Хасок в книге "Бедная часть города: и зачем она нам" (The Poor Side of Town: And Why We Need It). Жилищные программы, напоминает он, создавались как временная - временная! - помощь тем, кому не по карману аренда и тем более покупка квартиры или дома. Проектировалось: встав - финансово - на ноги, обитатели субсидированных квартир съедут, и их место займут другие нуждающиеся в помощи. Так было в теории. На практике получилось иначе. В сегодняшнем Нью-Йорке "средняя семья" живет в субсидируемой квартире не год-два-три, а 19 лет. 10 процентов обитателей таких квартир живут в них более 40 лет: жили бабушка-дедушка, мама-папа, а теперь уже и они. Три поколения. Будет, возможно, и четвертое. Государство взрастило постоянных иждивенцев.
"Жилье, предназначенное для помощи семьям в трудную минуту, стало ловушкой для многих поколений", - замечает Джейсон Райли в газете Wall Street Journal в отзыве о книге Хасока. 
В статье "Разрушительное наследие Великого общества" афроамериканец Райли пишет и о другом наследии социалистических программ - крушении негритянской семьи: в 1960 году менее 25 процентов рождались в семье без отца, сегодня - более 50 процентов. В больших городах - не менее 70-ти. Еще факты: в 50-е годы уровень безработицы среди белых и черных был одинаковым; начиная с середины 60-х годов - когда стали внедряться программы Великого общества, - уровень безработицы черных всегда был выше, чем белых... А согласно исследованию криминолога Барри Латцера, в 40-е и 50-е годы уровень убийств среди черных постоянно снижался, во второй половине 60-х начал расти и рос в следующие три десятилетия...
В 1984 году увидела свет книга Чарльза Мюррея "Теряя почву под ногами" (Losing Ground), в которой анализируется "американская социальная политика" с 50-х годов до конца 80-х. Приступая к сбору материала, Мюррей полагал, что результатом его исследования станет если не гимн социальной политике, то хотя бы похвала. Но даже умеренной похвалы не получилось. Анализ результатов этой политики - особенно начиная с 1965 года - показал безо всяких "но" и "если", что социальные программы способствуют разрушению семьи, в первую очередь негритянской семьи...
Читали ли книгу Мюррея сегодняшние радетели превращения капитализма (уже обросшего сотнями социальных программ) в государство всеобщего благосостояния? Казалось бы, Эмити Шлес, Чарльз Мюррей и десятки других авторов, досконально исследовавших последствия реформ Великого общества, должны были бы убедить радетелей, что создание государства всеобщего благосостояния ничего хорошего стране не сулит. "Но да ведь у Дании и Норвегии получилось ", - не унимается член основанной Харрингтоном партии сенатор Берни Сандерс, возглавляющий ныне бюджетный комитет, в котором родился 3,5-триллионный пакет расходов, призванный заложить фундамент государства всеобщего благосостояния.
Сандерс прав: у Дании и Норвегии получилось. И у Финляндии со Швецией получилось, и у Германии получилось, и у Англии, и у Франции.... Германия заложила основы государства всеобщего благосостояния. Отцом-основателем первых реформы велфэра был Отто фон Бисмарк - первый канцлер Германской империи, вошедший в историю как "железный канцлер". Он боролся, как только мог, с социалистами всех мастей, и принятый в 1878 году закон запрещал социалистам собираться и распространять свою литературу, их лидеры подвергались преследованиям. Но никто иной, как "железный канцлер", провел первые в Европе - да и во всем мире - социальные законы: о страховании в случае болезни (1883 год) и увечья на производстве (1884), о пенсиях по старости (1889)... В 1927 году Германия - Веймарская республика - первой в мире приняла закон о пособиях по безработице. В национал-социалистической Германии различные формы велфэра получали 17 миллионов человек (хочется верить, что сенатор Сандерс и его единомышленники не будут ссылаться на опыт нацистов в деле социального обеспечения народных масс). Но наша страна отличается - фундаментально отличается - от европейских государств всеобщего благосостояния.
Европейские социалистические страны (где социализм с человеческим лицом, а не со звериным советским или фашистским оскалом) - почти все одноязычные страны (исключение: Бельгия и Швейцария). Соединенные Штаты Америки - многоязычная страна.
В каждой европейской социалистической стране большинство жителей принадлежат к одной конфессии, и это, как правило, протестантская церковь, что чрезвычайно важно, поскольку в христианском мире протестантские страны были - и есть - экономически здоровее католических и православных. Соединенные Штаты Америки многорелигиозная страна и, в отличие от европейских государств, многонациональная и многорасовая.
Многоязычность, многорелигиозность, многонациональность Соединенных Штатов Америки не роднит их ни с одной европейской Welfare State, а роднит со страной со звериным советским оскалом социализма. Задумываются ли о таком сравнении американские певцы государства всеобщего благосостояния?
Еще одно фундаментальное отличие: расходы на оборону. В Соединенных Штатах они в разы превосходят (в процентах от общего бюджета) расходы каждой европейской страны. Европейские государства всеобщего благосостояния годами не выполняли взятые на себя - в рамках НАТО - обязательства по финансированию обороны. Все американские президенты - все вплоть до Дональда Трампа - не обращали на это внимания. Трамп обратил - и навлек на себя гнев не только европейских партнеров, но и американских хулителей: дескать, подрывает нерушимую дружбу с Европой... Позиция европейских Welfare States легко объяснима: надо ли тратить деньги на оборону, если существуют Соединенные Штаты Америки? Они помогли в Первой мировой войне, помогли во Второй и помогут, если дело дойдет до еще одной...
Предлагая 3,5-триллионные расходы на существующие социальные программы и на создание новых, наши социалисты "забыли" увеличить хотя бы на чуть-чуть расходы на оборону.
Естественен вопрос: где взять деньги, необходимые для строительства Welfare State? Ответ, разумеется, есть - ответ, давно социалистами апробированный: требуются деньги - повышай налоги на бизнесы и богатеев. Американские социалисты собираются идти проторенной дорогой: вырастут налоги на корпорации и граждан с годовым доходом от 400 тысяч долларов и больше. Но разумные в бюджетных вопросах эксперты (а таковые, разумеется, существуют) не сомневаются: собрать таким способом необходимые деньги не удастся. Об этом, в частности, сказала Майя МакГиннес, глава внепартийного Комитета по платежеспособному федеральному бюджету (Committee for a Responsible Federal Budget). Для финансирования предлагаемых к внедрению программ придется вводить - по примеру европейских стран - общенациональный налог на покупки, а это будет налог на каждого из нас, не только на корпорации и богатеев. И социалисты уже предлагают ввести налог "на загрязнителей атмосферы", то есть на каждого, кто отапливает дом не солнцем и ветром, и на каждого, кто не рулит электромобилем.
Нетрудно предвидеть - спасибо опыту европейских Welfare States - результаты превращения нашей страны в государство всеобщего благосостояния. Во-первых, высокие налоги убьют личную инициативу. Во-вторых, удвоят, а может быть, и утроят армию бездельников, готовых вообще не работать и небедно существовать на социальные пособия.
В последние три-четыре десятилетия индивидуальными усилиями - инициативой - американцев были созданы компании, деяния которых использует ныне весь мир: Microsoft, Apple, Amazon, Google, Facebook, Youtube... А чем порадовали нас европейские государства всеобщего благосостояния? Назовите, читатель, хотя бы одну изобретенную европейцами в последние десятилетия новинку, которой вы лично пользуетесь каждый день. Что, кроме продукции шведско-нидерландского мебельного гиганта IKEA, достигло дом среднего американца?
И еще несколько цифр, почерпнутых мной из статьи профессора Мэнкью, который, напомню, советует не спешить со строительством Welfare State: в 2019 году средний доход жителя Германии был на 14 процентов ниже, чем у американца, во Франции - ниже на 24 процента, в Британии - на 26...
Построение затеянного в середине 60-х годов президентом Джонсоном Великого общества завершилось провалом... Что ждет затеваемое президентом Джо Байденом строительство?


 
 

Орлов, Алексей
№207 Nov 2021

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.