на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Варвары воюют с историей
(АМЕРИКА: от и до)

"Одной из десяти величайших улиц страны" назвала в 2007 году Американская ассоциация планирования (American Planning Association) Аллею монументов (Monument Avenue) - центральную улицу Ричмонда, столицы штата Вирджиния. Эта улица занесена в Национальный реестр исторических мест (National Register of Historic Places) и Реестр достопримечательностей Вирджинии (Virginia Landmarks Register). Аллея монументов была заложена в последнее десятилетие XIX столетия - с возведения в 1890 году памятника генералу Конфедерации Роберту Ли. В 1907 году здесь поставили памятники генералу Конфедерации Джебу Стюарту и президенту Конфедерации Джефферсону Дэвису. В 1919-м возвели памятник генералу Конфедерации Томасу Джексону. В 1929-м - Мэтью Фонтейну Мори, который командовал береговой охраной Конфедерации. 
Сегодня Аллеи монументов не существует. Возможно, название все еще сохраняется. Возможно. Но монументов уже нет. Они убраны. Убраны потому, что являли собой - я цитирую корреспондентку газеты New York Times Сабрину Тавернайс - "символы власти белых" (symbols of white power). В июне-июле 2020 года убрали памятники Джефферсону, Джексону, Стюарту и Мори. Совсем недавно, в среду, 8 сентября, Аллею монументов окончательно очистили от "символов" - сняли с пьедестала памятник генералу Ли. В этот день ни один общенациональный телеканал не начинал выпуск новостей с репортажа из Ричмонда, а на следующий день, в четверг, этому событию не нашлось места на первых страницах главных газет. Отсутствие интереса СМИ к случившемуся легко объяснить. Снос памятников в нашей стране стал столь обычным занятием, что это варварство - иного слова не подберу - перестало привлекать внимание. 
Отсчет следует, вероятно, вести с лета 2015 года, точнее, с 17 июня этого года. В этот день белый расист Дилан Руф убил в негритянской церкви города Чарльстона (Южная Каролина) девять прихожан. В личных вещах Руфа нашли фотографию с боевым флагом Конфедерации, был такой флаг и на его машине. В стране начались протесты против флага и всего, что так или иначе связано с Конфедерацией. 10 июля с флагштока у Капитолия Южной Каролины в Колумбии, столице штата, был спущен боевой флаг Конфедерации. Затем наступила очередь памятников конфедератам... И не только конфедератам...
В последующие годы сносили памятники президенту Аврааму Линкольну, освободившему черных рабов, президенту Уильяму Маккинли, воевавшему в армии Союза против Конфедерации, президенту Теодору Рузвельту, бывшему ребенком во время Гражданской войны, и многим, многим другим, кто - по мнению варваров - является "символом власти белых". Дело дошло до национальных героев Мериуэзера Льюиса и Уильяма Кларка, проложивших путь через неисследованные в стране территории.
Происходящее в стране часто возвращает меня к Санкт-Петербургу, в котором я жил почти четыре десятилетия и восторгался величественными памятниками "символам власти крепостников" - царям и генералам. Памятник Екатерине Второй - Екатерине Великой - был и остается в числе моих любимых. Он стоит в сквере, разбитом у Александринского драматического театра и Публичной библиотеки. Не сосчитать, сколько раз я сидел на скамейке в этом сквере и любовался памятником императрице, которая основала Библиотеку. А в последнее время я не могу не думать, что случилось бы с этим памятником, как и со многими другими памятниками в Питере, если бы варварам разрешили решать их судьбу.
Екатерина олицетворяла крепостнический строй. Она награждала своих фаворитов, не только любовников, деревнями с их обитателями - крепостными крестьянами, то есть рабами. Сколько сотен деревень с тысячами и тысячами рабов раздарила она! Я учился в университете на географическом факультете, который располагался в бывшем дворце графа Алексея Григорьевича Бобринского - внебрачного сына Екатерины и Григория Орлова. Екатерина дала ребенку фамилию Бобринский - по названию села Бобрики в Тульской губернии, подаренного ею новорожденному для его материального обеспечения... На памятнике у ног императрицы расположились девять деятелей екатерининской эпохи. Все девять - владельцы крепостных крестьян. Назову только одного, но не князя Григория Потемкина, не графа Алексея Орлова, не поэта Гавриила Державина (вспомните пушкинские строки "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил..."). Назову только Александра Васильевича Суворова. Его прославляли в царской России, прославляли в советской и славят в послесоветской. Он воспет в книгах и фильмах. В 1774 году он разгромил крестьянский бунт, вошедший в историю как Пугачевский. В 1794 году он огнем и мечом подавил восстание поляков за независимость от России, вошедшее в историю как Восстание Тадеуша Костюшко... 
И Суворов - "символ власти крепостников" - красуется в Санкт-Петербурге не только на памятнике у ног императрицы. В 1801 году ему был поставлен - по личному распоряжению императора Павла Первого - памятник напротив Марсова поля.... Памятник Екатерине был открыт в 1873 году... 
Какая судьба была бы уготована в Санкт-Петербурге памятникам царского времени, если бы варвары получили право - подчеркну: законное право! - вычеркивать из истории страны пороки крепостнического периода? Есть ли в сегодняшней России таковые? Наверное, есть. Но, хочется верить, никто никогда не позволит им убирать памятники.
С чем можно сравнить происходящую в Соединенных Штатах Америки войну с историей? Всякие сравнения страдают, но я позволю себе поставить рядом американских ненавистников истории с мусульманскими ненавистниками истории - талибами и террористами Исламского государства. Не перечесть памятники, разрушенных ими в Афганистане, Ираке и Сирии. Достаточно, полагаю, назвать уничтоженные талибами в Афганистане в 2001 году две гигантские статуи Будды... В 2006 году джихадисты разбомбили в Ираке шиитскую мечеть Аль-Аскари, возведенную в 944 году... В городе Хорсабад, на месте которого находилась 2700 лет назад столица Ассирии, варвары уничтожили несколько памятников. В 2016 году они разрушили памятник архитектуры Врата бога, которому две тысячи лет.
Уничтожая памятники истории, мусульманские варвары руководствуются религией - ведут борьбу с язычеством, защищают "истинный" ислам. Американские варвары руководствуются политикой - ведут борьбу с властью белых расистов, защищают "истинное" равноправие. Но между мусульманскими и американскими существует отличие. Варварство первых абсолютно незаконно. Ни в одной из стран, где они крушат памятники, нет законов, позволяющих это делать. Варвары, разрушающие памятники истории в нашей стране, действуют с одобрения властей. В частности, Аллея монументов прекратила существование с разрешения и благословения правительства штата. В 2020 году Генеральная ассамблея Вирджинии приняла закон, позволяющий местным властям - горсовету Ричмонда - решать судьбу памятников. Губернатор штата Ральф Нортэм одобрил закон. Верховный суд штата отверг апелляцию жителей города, оспаривавших закон в суде. 
"Когда-то этот памятник использовался как символ расизма и превосходства белой расы, - сказала в интервью "Голосу Америки" профессор Университета Ричмонда Пиппа Холлоуэй. - Но впереди еще много работы: расовые отношения, репарации, создание равных возможностей.... Сделан важный шаг на этом пути...."
Будучи профессором истории в городе, который был столицей Конфедерации Соединенных Штатов, госпоже Холлоуэй следовало бы лучше, чем большинству ее сограждан, знать, что памятник Роберту Ли не был ни символом расизма, ни символом превосходства белой расы. Профессор-историк госпожа Холлоуэй должна была бы знать, что в 1856 году в письме жене Ли назвал рабовладение "порочным институтом", и на это письмо ссылают все его биографы. Когда образовалась Конфедерация, подполковник Ли не скрывал скептицизма по отношению к ней, о чем в январе 1861 году написал сыну Кастису. Произошедший в стране раскол он назвал "анархией". В феврале Техас, где служил Ли, вышел из состава Союза, и он отправился в Вашингтон. 28 марта Ли стал полковником. Приказ о повышении в чине был подписан президентом Линкольном. Если бы Вирджиния осталась в составе Союза, Ли воевал бы с Конфедерацией. Но 15 апреля Вирджиния вышла из Союза, и когда спустя три дня советник Линкольна Фрэнсис Блэйр предложил Ли войти в чине генерал-майора в состав командования по обороне Вашингтона, полковник отказался: "Как я могу поднять меч против своего родного штата?" 20 апреля полковник Ли подал в отставку, 23-го приступил к военной службе в армии Конфедерации.
Роберт Ли был не только выдающимся военачальником - в числе лучших в современной истории. Он был безукоризненно честен - с самим собой, с родными и друзьями, с офицерами и рядовыми. Он был любим каждым, кто общался с ним...
9 апреля 1865 года генерал Ли закончил войну - подписал капитуляцию в Аппоматтоксе и попросил солдат и офицеров, веривших в него, как в родного отца, расходиться по домам и не замышлять борьбы с северянами. Он полагал, что с окончанием войны наступит мир. Но мир не наступил. Воевавших с Союзом белых мужчин лишили гражданских прав. Учрежденные победителями власти увеличили налоги на собственность - чтобы владельцы домов, ферм, фабрик были не в состоянии их платить, и они были вынуждены продавать за бесценок свое имущество нагрянувшим с севера предпринимателям (их назвали "саквояжниками" - carpetbagger). Спустя пять лет, в 1870-м, после встречи с бывшими однополчанами, Ли сказал: "Если бы я предвидел, что эти люди (северяне) сделают после победы, я не подписал бы капитуляцию. Если бы я предвидел результаты подчинения, то предпочел бы умереть у Аппоматтокса с мечом в правой руке бок о бок со смелыми парнями".
В южных штатах - штатах бывшей Конфедерации - Роберт Ли был и остается героем почитателей американской истории. Немногих деятелей прошлого любят, чтят и уважают больше, чем генерала Ли. Неудивительно поэтому, что современные варвары - борцы с историей - ненавидят его больше, чем любого другого конфедераты. И если варвары прогрессистского движения "культура отмены" (cancel culture) надеются вычеркнуть имя Роберта Ли из истории, им предстоит трудная работа. В 2016 году в нашей стране было 37 памятников генералу Ли, остается 29... 79 дорог - улиц, авеню, бульваров, - в 16 штатах носят имя Ли... Его именем все еще названы 38 школ... В восьми штатах есть графства Ли... В Вирджинии, Джорджии, Луизиане и Техасе есть города, названные в честь Ли... Есть два высших учебных заведения - Ли-колледж в Техасе и Университет Вашингтона и Ли в Вирджинии... 
Руки варваров развязаны в местах, где правит Демократическая партия. Вот и закон, позволяющий городским властям самим решать судьбу памятников, был принят Генеральной ассамблеей Вирджинии только после того, как демократы получили большинство мандатов в обеих палатах этого законодательного органа...
Дай волю варварам, под угрозой окажутся Национальный флаг и Национальный гимн, ибо и Флаг, и Гимн - плоды творения белых американцев, а значит, "символы власти белых".


 
 

Орлов, Алексей
№206 Oct 2021

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.