на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
На прицеле культуртрегеров - национальные герои Льюис и Кларк
(АМЕРИКА: от и до)

Правила Городского совета вирджинского города Шарлотсвилл повелевают пяти его членам собираться дважды в месяц - в первый и третий понедельник. Недавно это правило было нарушено. Мэр Никуя Уокер сочла необходимым вызвать квартет подчиненных в субботу, 10 июля, на экстренное (emergency) совещание.
В этот день специальные бригады убирали в Шарлотсвилле с постаментов памятники генералам Конфедерации Роберту Ли и Томасу Джексону, завершая тем самым четырехлетнюю кампанию, начатую пропагандистами "культуры отмены". Выполнить их требование городским властям мешал в течение нескольких лет закон Вирджинии. Но в прошлом году штатная легислатура, обеими палатами которой командуют демократы, облегчила задачу ненавистникам американкой истории. Она приняла закон, позволяющий местным органам власти самим решать - быть или не быть памятникам, и это был приговор памятникам генералам Конфедерации в Шарлотсвилле. Но в городе был еще один памятник, вызывавший неприязнь культуртрегеров. Вот для обсуждения его судьбы и было созвано экстренное совещание. 
Совещание было коротким, продолжалось 20 минут. Этих минут пяти членам горсовета оказалось достаточно, чтобы обсудить и проголосовать единогласно: памятник убрать. И в тот же день, в субботу 10 июля, был убран стоявший с 1919 года памятник Мериуэзеру Льюису и Уильяму Кларку, совершившим столетием ранее путешествие, которое вошло в историю и о котором осведомлен - в чем я не сомневаюсь - каждый, кто когда-либо учился в американской школе.
Признаюсь читателю: когда вечером 10 июля я услышал по радио в машине, что в Шарлотсвилле снесли памятник Льюису и Кларку, то не поверил услышанному. Мне - всем нам - давно объяснили, в чем виноваты генералы Конфедерации, нам втолковали, в чем виноваты отцы-основатели нашей страны, в чем провинились президенты Авраам Линкольн, Уильям Мак-Кинли, Теодор Рузвельт. Но Льюис и Кларк?! Я не поверил своим ушам. На следующий день я прочитал, чем был вызван гнев шарлотсвиллских ненавистников американской истории: Льюис и Кларк, белые мужчины, стоят, а индианка Сакагавея, их помощница, низко присела. "Будто бы коренная американка находится в подчинении двум белым", - процитировала The New York Post местного, как пишет газета, "левого активиста".
В самом деле, автор памятника Чарльз Кек изваял Льюиса и Кларка стоявшими, а Сакагавею пригнувшейся к земле. Чем руководствовался скульптор, создавая такую группу из трех человек? Превосходством белых над коренным населением? Пренебрежением к индейцам? Ни то, ни другое. Он руководствовался фактами. Какими? Но сначала об экспедиции, в ходе которой Льюис и Кларк обрели в лице Сакагавеи необходимую, как оказалось, попутчицу. Я обращаюсь к истории, потому что не все читатели нашей газеты учились в американских школах.
В 1803 году Соединенные Штаты купили у Франции Луизиану - громадную территорию, которая увеличила в два раза тогдашние американские владения в Северной Америке. Ныне она составляет примерно 23 процента Соединенных Штатов Америки. Сегодня на этой территории располагаются полностью шесть штатов - по алфавиту: Айова, Арканзас, Канзас, Миссури, Небраска и Оклахома; частично - еще девять штатов. 828 тысяч квадратных миль (2 миллиона 100 тысяч квадратных километра) были куплены за бесценок - 15 миллионов долларов (3 цента за акр). Наполеону требовались деньги для ведения войн, и его помощники недолго торговались с посланцами президента Томаса Джефферсона. 
Приобретенная территория была не изведана покупателями, и Джефферсон решил снарядить экспедицию, перед которой поставил цель - исследовать ее и найти водный путь через весть континент к Тихому океану. Он назначил начальником экспедиции своего личного секретаря - капитана Льюиса, который взял в помощники своего друга лейтенанта Кларка. 
Льюис и Кларк готовились к дороге несколько месяцев. Они собрали группу из мужчин, имевших опыт выживания в дикой природе. Они назвали группу Корпусом открытий (Corps of Discovery), совершенно не догадываясь о главном открытии, которое их ждет, - впереди горный массив и водного пути к Тихому океану не существует. 
14 мая 1804 года Корпус открытий отправился в путь из Сент-Луиса по реке Миссури: 43 крепких мужчины на трех больших лодках, груженных едой, оружием, лекарствами, подарками для индейцев и многим другим. Льюис и Кларк предполагали, что доплывут до Тихого океана до наступления зимних холодов и вернутся в Сент-Луис летом следующего года. Но вернулись они только через два года и четыре месяца - 23 сентября 1806 года. Их считали пропавшими без вести и встречали как героев. Да они и были героям. Национальными героями. Героями-исследователями.
Корпус открытий привез богатейший материал - для ботаников, зоологов, геологов, топографов... В историю вошли многие участники экспедиции, в том числе - и в первую очередь - Сакагавея, молодая (моложе 20 лет) индианка. Она присоединилась к экспедиции вместе со своим мужем в первых числах ноября 1804 года.
4 ноября Льюис записал в дневнике: "К нам заходил француз по имени Шарбонно, который говорит на языке (местных индейцев). Он хотел наняться и сообщил, что его две скво из индейского племени шошонов, и мы наняли его, чтобы он пошел с нами и взял одну из своих жен для перевода с шошонского".
Тусен Шарбонно был франкоязычным траппером - охотником на пушных зверей. Он взял с собой одну из своих скво - Сакагавею. Она говорила на нескольких индейских диалектах, стала переводчицей и как переводчица оказалась совершенно незаменимой. Только один пример: с ее помощью Льюис и Кларк получили у индейцев лошадей и проводников для перехода через Скалистые горы. Часто она сама указывала путь, которым следовало продвигаться. И ее присутствие в группе вооруженных мужчин однозначно служило доказательством мирных намерений Корпуса открытия.
Кларк писал в дневнике: "Индейская женщина служит свидетельством наших дружеских намерений, так как в этих краях женщина никогда не сопровождает боевой отряд индейцев..." 
Когда скво траппера Шарбонно присоединилась к экспедиции, она была беременной. 11 февраля 1895 года Сакагавея родила мальчика и продолжала путь вместе с новорожденным Жаном Батистом Шарбонно.
Кларк записывал в дневнике: "Жена Шарбонно, нашего переводчика, примиряет всех индейцев, так что в наших дружеских намерениях присутствие женщины в отряде мужчин служит символом мира".
Особенно женщины с новорожденным!
Участие Сакагавеи в экспедиции Льюиса и Кларка - одна из интереснейших страниц в истории Соединенных Штатах. Эта женщина стала символом суфражисток, ей поставлены памятники, ее лицо запечатлено на однодолларовой монете - "долларе Сакагавеи". Согласно федеральной Службе национальных парков (The National Park Service), Сакагавее "установлено памятников больше, чем любой другой американской женщине".
В американской истории есть лишь еще только одна не менее знаменитая индианка - Покахонтас. Но Покахонтас - это начало XVII века, и далеко не всем сведениям о ней можно доверять, иногда трудно определить, где кончаются легенды и начинаются факты. Сакагавея - начало XIX века, о ней сохранились дневниковые записи, она - в письменных и устных воспоминаниях знавших ее... 
А теперь обратимся к памятнику Льюису и Кларку, который украшал в течение ста двух лет одну из площадей Шарлотсвилла. Да, действительно, белые мужчины стоят, а индейская женщина присела. Но ее поза - не знак унижения. Чарльз Кек изваял Сакагавею распознающей тропу, по которой следует идти. Как явствует из истории, летом 1806 года, когда экспедиция уже двигалась с запада на восток, возвращалась от побережья Тихого океана в Сент-Луис, 6 июля Сакагавея указала путь через перевал Гиббонса, а 13 июля - через перевал Бозмана. И да, да, да, она нагибалась к земле, почти ложилась на землю...
Льюис и Кларк были людьми своего времени, о чем свидетельствуют и их записи о Сакагавее и индейцах. Они постоянно называют их "дикарями" (savages). В записях Льюиса о Сакагавее негатива больше, чем позитива. Но в записях Кларка - почти исключительно позитив. И доподлинно известно, что после смерти Сакагавеи в 1812 году (ей было 24 года) Кларк поддерживал ее детей...
Мэру Шарлотсвилла Никуи Уокер и четырем другим членам горсовета хватило несколько минут, чтобы решить судьбу памятника. Почему они спешили с приговором? Почему не обратились к историкам, знающим от а до я все, что связано с экспедицией Льюиса и Кларка?
Любые исторические параллели рискованны и сомнительны, но я все же решусь сравнить приговор, вынесенный пятеркой членов горсовета Шарлотсвилла памятнику Льюиса и Кларка, с приговорами, которые выносили "антисоветским элементам" в конце 30-х годов прошлого века тройки в составе представителя НКВД, секретаря местной партийной организации и местного прокурора. Тройкам хватало нескольких минут на решение судьбы арестованного: расстрел или тюрьма. Пятерке по главе с шарлотсвиллской градоначальницей Уокер хватило нескольких для вынесения приговора "белым супрематистам" Льюису и Кларку. К счастью, расстрел им не грозил. Их отправили в ссылку. Пока неизвестно, куда.
Эхо приговора, вынесенного в Шарлотсвилле Льюису и Кларку, наверняка услышано во всей стране активистами "культуры отмены", и - дурной пример заразителен - можно только гадать, что ждет другие памятники Льюису, Кларку и Сакагавее. Не потребуют ли, например, прогрессистские культуртрегеры прогрессистского штата Орегон переименовать находящийся в Портленде Колледж Льюиса и Кларка? Да ведь не завершено и очищение Шарлотсвилла от памятников, неугодных левым образованцам. Все еще стоит памятник рабовладельцу Томасу Джефферсону. Последует ли он за памятниками Роберту Ли, Томасу Джексону, Льюису и Кларку? Ответ зависит от пятерки во главе с мэром Уокер. 
Джефферсон, главный соавтор Декларации независимости и наш третий президент, давно стал мишенью марксистско-расистского движения "Жизни черных важны".  


 
 

Орлов, Алексей
№205 Sep 2021

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.