на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Краткий курс истории Демократической партии
(АМЕРИКА: от и до)


Когда Джо Байден - читатель, вы еще не забыли о нем? - открывает рот и произносит что-то не по бумажке-шпаргалке, а "от себя", то иногда его трудно понять. Так случилось и с фразой, вылетевшей из президентского рта на широко разрекламированной - первой - пресс-конференции. Критикуя избирательный закон в штате Джорджия, в котором губернатор-республиканец и легислатура находятся под контролем республиканцев, Байден назвал этот закон "антиамериканским", "нездоровым", "вредным", после чего добавил: "Это делает Джима Кроу похожим на Джима Игла".

Со времени первой пресс-конференции (вторая будет не скоро, если вообще будет) Байдена прошло две недели, а историки, юристы, лингвисты, социологи так и не выяснили, кто такой Джим Игл. Выяснят ли когда-нибудь? Я воздержусь от предсказаний. Но вот о Джиме Кроу знает, конечно, каждый более или менее осведомленный об истории страны. Это герой родившейся в 20-е годы XIX века песенки "Прыгай, Джим Кроу", под которую танцевал белый, изображавший черного оборванца. Песенка родила уличную пьеску, и постепенно имя ее героя стало нарицательным. Ну а когда на границе XIX и XX столетий штаты бывшей Конфедерации принялись принимать один за другим дискриминационные по отношению к черным законы, их назвали Законами Джима Кроу. И вот сегодня демократы - не только Байден - постоянно сравнивают избирательные законы в республиканских штатах с законами Джима Кроу, намеренно забывая - или не желая - напомнить, что эти расистские законы - продукт Демократической партии.

Законы Джима Кроу существовали в южных штатах, где власть была однопартийной властью и властвовала Демократическая партия. Демократы занимали посты губернаторов, демократы командовали легислатурами, чиновничество в городах и графствах было сплошь демократическим и судьями были только демократы. Когда в 50-60-е годы ХХ столетия пришло время расставания с Джимом Кроу, демократы высшего политического калибра - депутаты Сената, верхней палаты Конгресса - делали все, что в их силах, чтобы сохранить расистские законы. Ныне демократы делают все, что в их силах, чтобы связать Джима Кроу с Республиканской партией, сознательно тем самым искажая историю своей партии. Нечто подобное уж случалось. Правда, в другой стране.

В 1938 году в Советском Союзе вышел учебник по истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). "История ВКП(б). Краткий курс" - так был назван этот учебник, который стал абсолютно обязательным для изучения в школах и вузах. Его также штудировали на фабриках и заводах, в колхозах и научно-исследовательских институтах, в театрах и на киностудиях, в филармониях и музеях. Всюду. "Краткий курс" искажал как историю Коммунистической партии, так и - параллельно - историю России с конца XIX века. Через весь "Краткий курс" красной нитью проходила борьба в Коммунистической партии - сначала российской, затем всесоюзной - хорошего с плохим, положительных героев с отрицательными. Это был главный сюжет: хорошее против плохого. И подобный сюжет постоянен в толковании демократами истории нашей страны: положительные герои - это всегда демократы, а отрицательные - всегда республиканцы.

Лучшие президенты последних ста лет - демократы: Вудро Вильсон, Франклин Делано Рузвельт, Гарри Трумэн, Джон Кеннеди, Линдон Джонсон, Билл Клинтон, Барак Обама. Худшие президенты - республиканцы: Уоррен Хардинг, Герберт Гувер, Ричард Никсон, Джордж Буш-сын, Дональд Трамп... Сенатор-демократ Эдвард Кеннеди - почти святой... Сенаторы-республиканцы Джо Маккарти - исчадие ада... Ныне демократы - это борцы за равноправие и расовую справедливость, а республиканцы - это расисты, ксенофобы, сексисты...

Спросите выпускника сегодняшней американской школы: какая из двух партий насаждала и отстаивала законы Джима Кроу? Девять из десяти ответят: Республиканская. В этом, возможно, не сомневаются и девять из десяти учителей. Но вот история свидетельствует об обратном.

Последний президент XIX столетия республиканец Уильям Мак-Кинли и два первых президента ХХ столетия республиканцы Теодор Рузвельт и Уильям Говард Тафт распахнули двери федеральных учреждения для негров. Мак-Кинли не только убеждал негров записываться в армию, но и основал учебные программы для пополнения армии чернокожими офицерами. Негры-офицеры служили в армии и в годы президентов Рузвельта и Тафта. Сменивший в 1913 году Тафта демократ Вудро Вильсон "очистил" армию от негров и распорядился установить во всех федеральных учреждениях отдельные места работы - и отдельные туалеты - для белых и черных. И не кто иной, как демократ Вильсон, способствовал возрождению ку-клукс-клана.

Ку-клукс-клан создали в 1865 году побежденные в Гражданской войне конфедераты. Создали для борьбы с оккупантами - федеральными войсками и с коллаборантами, в большинстве своем чернокожими. По настоянию президента-республиканца Улисса Гранта контролируемый республиканцами Конгресс принял с мая 1870 года по апрель 1871-го один за другим три закона, вошедшие в историю как законы против ку-клукс-клана. Законы позволяли армии расправляться с арестованными клановцами без суда и следствия и облегчали судебные преследования ку-клукс-клановцев. Эти меры принесли плоды: организация - террористическая, по сегодняшним меркам - исчезла. Исчезала бы, наверное, навсегда, но ее вернул к жизни президент-демократ Вильсон.

В 1915 году режиссер Дэвид Уорк Гриффит снял фильм "Рождение нации" (The Birth of a Nation), который представлял собой революцию в кинематографии и в течение десятилетий изучался в киношколах. В основу картины был положен роман Томаса Диксона "Клановец" (The Clansman), повествующий об истории белой семьи на юге в период Реконструкции, когда южные штаты были оккупированы федеральной армией. Героям грозит гибель, их спасают куклуксклановцы.

Диксон дружил с Вильсоном со времени совместной учебы в Университете Джонса Хопкинса. И перед тем, как снятый по роману Диксона фильм вышел на экраны, президент Вильсон устроил просмотр в Белом доме. Вильсон, южанин по рождению, вирджинец, детские годы которого совпали с Гражданской войной, высоко оценил художественные качества фильма, и, будучи историком по образованию, счел нужным сказать: "Это как попавшая в луч света история. Сожалею только о том, что весь этот ужас - правда". Лучшей рекламы фильму "Рождение нации" не могло быть. И это была реклама не только фильму.

Ку-клукс-клан возродился. И не только в штатах бывшей Конфедерации. И не только как антинегритянская организация, но и как антикатолическая и антисемитская. В далекие 60-е годы XIX столетия ку-клукс-клан был всего лишь военизированной организацией, теперь стал политической силой в Демократической партии. В 1924 году на общенациональном партийном съезде в Нью-Йорке кандидат ку-клукс-клана калифорниец Уильям Макаду - зять Вильсона и министр финансов в кабинете тестя - был в числе главных претендентов на номинацию кандидатом на пост президента. Сторонники Макаду блокировали попытку группы делегатов включить в партийную программу параграф с критикой ку-клукс-клана.

Если южанин мечтал о карьере политика, он был, как правило, куклуксклановцем. Пример - Хьюго Блэк, назначенный в 1937 году Франклином Делано Рузвельтом в Верховный суд. Уроженец Алабамы, он вступил в ку-клукс-клан в начале 20-х годов. "Я присоединился бы к любой группе, если бы это добавило мне голосов на выборах", - говорил он позднее. В 1926 году Блэк победил на выборах в Сенат и вскоре сказал, что "покинул" ку-клукс-клан в 1925-м. Но когда президент Рузвельт назначил сенатора Блэка в Верховный суд, стало известно, что в 1926 году ку-клукс-клан выдал ему "важный паспорт" (grand passport), гарантирующий пожизненное членство в клане. Рузвельт утверждал, что понятия не имел об этом. С трудом верится, поскольку ку-клукс-клановское прошлое сенатора Блэка вряд ли было для кого-либо секретом. Вскоре после выдвижения Рузвельтом Блэка в Верховный суд Pittsburgh Post-Gazette напечатала в шести номерах проведенное корреспондентом газеты Рэем Сприглом расследование активнейшей ку-клукс-клановской деятельности Блэка. Статьи Спригла перепечатали десятки газет. Это не повлияло на решение Сената, где господствовали демократы, а в партийной фракции Демократической партии тон задавали сенаторы-южане. Блэк был введен в состав Верховного суда 63-мя голосами (57 демократов, 6 республиканцев), 16 сенаторов (14 республиканцев, 2 демократа) голосовали против.

Рузвельт и его однопартийцы воспринимали законы Джима Кроу как нечто само собой разумеющееся, и если депутат Конгресса поддерживал реформы "нового курса", значит, он заслуживал доверия и поддержки. Политолог и историк Айра Кацнелсон проанализировал в книге "Страх в себе: новый курс и истоки нашего времени" (Fear Itself: The New Deal and the Origins of Our Time), заслужившей в 2014 году престижную премию Бэнкрофта, политический союз между реформаторами и расистами из южных штатов. Поскольку сенатор из Алабамы Блэк был стойким защитником и пропагандистом "нового курса", то значит, заслужил место в Верховном суде

"Любимец Клана" - так назвала Блэка старейшая - основанная в 1829 году - алабамская газета Montgomery Advertiser. А любимцем Клана в Западной Вирджинии был Роберт Берд, представлявший свой штат в Сенате с 1959 года и до смерти в 2010-м. В молодые годы Берд был не рядовым куклуксклановцем - в начале 40-х годов набирал кадры для ку-клукс-клана. За каждую голову получал по 10 долларов. В своей официальной биографии сенатор Берд написал, что покинул организацию в 1943 году, когда ему было 26 лет. Официальная биография не содержит письма, написанного 29-летним Бердом в 1946-м Великому магу ку-клукс-клана: "Сегодня клан нужен Западной Вирджинии больше, чем когда-либо, и я надеюсь на его возрождение".

В 1947 году 30-летний Берд, депутат нижней палаты легислатуры штата, писал сенатору Теодору Билбо (демократу от Миссисипи): "Никогда не соглашусь сражаться под одним знаменем бок о бок с негром. Я лучше умру тысячу раз и увижу славный флаг втоптанным в грязь так, что он никогда не поднимется снова, чем увижу, как наша любимая земля разлагается настаивающими на равенстве ублюдками..."

Чего не скажешь и не напишешь, будучи молодым! Далеко не каждый созревает к тридцати годам. Но в 1964 году Берду исполнилось 46 лет, он провел почти шесть лет в Сенате. В это время Конгресс обсуждал Закон о равных правах. Президент-демократ Джонсон настаивал на принятии закона, и поскольку в нижней и верхней палатах демократам принадлежало большинство, он не сомневался, что закон состоится. Так и случилось. Но демократы не желают сегодня вспоминать, как голосовали их однопартийцы в 1964 году.

В Сенате было 65 демократов и 35 республиканцев. 28 республиканцев (80 проц.) поддержали Закон о равных правах. Но только 42 демократа (66 проц.) голосовали за. 23 демократа и 2 республиканца были против предоставления неграм равных прав с белыми. Среди демократов, голосовавших "нет", был и Берд. В числе тех, кто голосовал "нет", был и сенатор из Теннесси Ал Гор-старший, отец будущего вице-президента, а ныне борца с глобальным потеплением. Некоторые противники равноправия решили прибегнуть к филибастеру. Берд говорил не переставая 14 часов 13 минут, чтобы отодвинуть как можно дольше голосование. На этом поход Берда против чернокожих сограждан не завершился. В 1967 президент Джонсон впервые в истории выдвинул в члены Верховного суда негра Тургуда Маршалла; сенатор Берд голосовал против. В 1991 году президент Джордж Буш выдвинул в члены Верховного суда негра Кларенса Томаса; сенатор Берд снова голосовал против. Он стал единственным в истории сенатором, голосовавшим против двух выдвинутых в высший судебный орган страны негров.

В марте 2001 году уже изрядно постаревший сенатор Берд выступал в телешоу Тони Сноу (Fox News). Ведущий попросил 83-летнего законодателя охарактеризовать состояние расовых отношений в Америке начала XXI века, и когда сенатор заговорил, ведущий заерзал в своем кресле. Потому что Берд говорил: "Существуют белые ниггеры. Я встречал в своей жизни много белых ниггеров. И я намеренно использую это слово..." Это слово давно уже считали оскорбительным, грязным, но бывший клансмен счел возможным использовать его...

"Я считаю, что Боб Берд олицетворяет законодателя, о каком размышляли наши отцы-основатели, когда они думали о Сенате Соединенных Штатов. Он обладает теми качествами, какие, считали отцы-основатели, необходимы для службы штату и для службы стране", - говорил в 2002 году сенатор-демократ Эдвард Кеннеди.

На похоронах Берда в июле 2010 года похвалы о покойном расточали президент Барак Обама, вице-президент Джо Байден, бывший президент Билл Клинтон. "Уважаемый джентльмен из Западной Вирджинии", - сказал Обама.

"Уважаемый джентльмен" и 22 его однопартийца, голосовавшие в 1964 году против Закона о равных правах, были все как один сторонниками и защитниками расистских законов Джима Кроу, которые практиковались в южных штатах восемь десятилетий. Эти законы послужили своего рода базой для законов в нацистской Германии, вошедших в историю как Нюрнбергские расовые законы: Закон о гражданине Рейха и Закон об охране германской крови и германской чести. Они были приняты по инициативе Гитлера в сентябре 1935 года в Нюрнберге на съезде Национал-социалистической рабочей партии Германии. В частности, запрет на браки евреев и арийцев был срисован с закона, запрещающего браки черных и белых.

"Джим Кроу был годной расистской программой", - читаем мы в фундаментальном исследовании "Американская модель Гитлера" (Hitler's American Model) профессора юридической школы Йельского университета Джеймса Уитмена. Профессор продолжает: "Американские черные были уже угнетенными и бедными. Но в Германии, напротив, евреи были - так считали нацисты - богатыми и влиятельными, поэтому необходимо было принять более суровые меры".

По законам Джима Кроу южные штаты жили с однопартийной, как и в нацистской Германии, системой. На Юге господствовала Демократическая партия. Сегодня эта партия вновь стремится к однопартийному правлению, но уже во всей стране, и теперь ей служит не Джим Кроу, а расистское движение "Жизни черных важны".

Достигнут ли демократы поставленной цели? 


 
 

Орлов, Алексей
№200 May 2021

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.