|
Сознательно забытый юбилей
(К 400-летию высадки пилигримов на американский берег)
АМЕРИКА: от и до В мае 2007 года мы с женой возвращались из Джеймстауна с празднования 400-летия основания в Северной Америке первого постоянного поселения выходцев из Англии. Исторический юбилей отмечали по обе стороны Атлантики. В Джеймстауне побывали королева Елизавета и ее муж принц Филипп. О юбилее сообщили ведущие американские газеты и телекомпании. Были выпущены серебряный доллар и золотая пятидолларовая монета. В Джеймстауане мы познакомились с чудесной парой из Массачусетса, обменялись телефонами и электронными адресами и договорились встретиться в ноябре 2020 года на праздновании 400-летия высадки с судна "Мэйфлауэр" пассажиров, которые основали Плимутскую колонию, второе поселение выходцев из Англии. Со времени поездки в Джеймстаун прошло 13 лет. Большой срок. "Иных уж нет, а те далече..." Но даже если бы мы все оставались живы, здоровы и молоды, наша встреча вряд ли бы состоялась. Потому что не было никакого празднования 400-летней годовщины со дня основания Плимутской колонии. Не было не из-за эпидемии китайской болезни, хотя, конечно, опасение подхватить заразу сыграло свою роль. Но никакая болезнь не могла служить препятствием ведущим телекомпаниям посвятить часок-другой 400-летней годовщине. И почему 11 ноября, в день юбилея, общенациональные газеты Wall Street Journal и New York Times не удосужились напомнить читателям об исторической высадке подданных британской короны на американский берег? Коронавирус попутал? Нет, не пандемия COVID-19 помешала телевизионщикам и газетчикам проинформировать телезрителей и читателей о 400-летней годовщине исторического события. Помешала им другая пандемия - пандемия политкорректности и все, что связано с этой болезнью, о которой Владимир Буковский сказал: "хуже марксизма-ленинизма". За тринадцать лет, разделившие два 400-летних юбилея, наша страна изменилась. Изменилась до неузнаваемости. Если в 2007 году кому-нибудь и приходила в голову мысль сбрасывать с пьедесталов памятники героям Конфедерации Роберту Ли и Томасу ("Каменная стена") Джексону, то таковые, если существовали, помалкивали, не пытались засветиться. О сбрасывании с пьедесталов памятников Аврааму Линкольну и Теодору Рузвельту не думали даже отморозки. И невозможно было увидеть на телеканале CNN кого-либо, кто говорил, что в столице не место Монументу Вашингтона и Мемориалу Джефферсона. В 2007 году и в страшном сне не могли присниться расистско-марксистское движение "Жизни черных важны" и террористическая организация Антифа. А сегодня эти экстремистские организации существуют с благословения и одобрения одной из двух главных в стране политических партий. Ну и, конечно, в 2007 году вряд ли кто-либо сомневался, что день рождения нашей страны, Соединенных Штатов Америки, - это 4 июля, День независимости. Нынче это дата ставится под сомнение. Редакционная коллегия The New York Times - флагмана либерально-прогрессивных СМИ - решила познакомить нас с другой датой рождения страны. 18 августа 2019 год журнал The New York Times Magazine, воскресное приложение в газете, обнародовал "Программу 1619" ("The 1619 Project"), в которой утверждается: отсчет истории Соединенных Штатов Америки следует начинать не 4 июля 1776 года, а с августовского дня 1619-го, когда в основанную в 1607 году колонию Вирджиния были привезены двадцать рабов из Африки. Авторы "Программы" объявили: всему, что у нас есть, мы обязаны чернокожим. "В стране, - читаем мы, - не было ничего, что не было бы затронуто последовавшим 250-летним рабством", и "почти все, что сделало Америку исключительной (exceptional), выросло из рабства". "Программа 1619" предназначена для изучения в школах, преподавателям следует делать акцент на расистской сущности Соединенных Штатов Америки. The Washington Post, идеологическая сестрица нью-йоркской газеты, немедленно развила эту тему. В статье "Преподавать правду об Америке" ('Teaching America's truth") столичная газета писала: "Говорить в американской государственной школе о рабстве с давних пор не удается. Многие учителя чувствуют себя плохо подготовленными, и большинство учебников скользят по поверхности". Газета сетовала на недостаток преподавателей, которые делают акцент на роли расизма в формировании страны. Но вот когда таковых станет большинство, цель "Программы 1619" будет достигнута. Мальчики и девочки начнут усваивать со школьной скамьи, что живут в стране, основанной белыми расистами, и что расизм проник во все сферы общества и до сих пор не изжит. С выходом в свет "Программы 1619" тема расизма стала регулярной не только в прогрессистских СМИ. Она стала одной из главных в выступлениях политиков-демократов. Бывший техасский конгрессмен Бето О'Рурк, видевший свое будущее в Овальном кабинете, заявил, что расизм лежит в основе Соединенных Штатов. Нью-йоркская конгрессвумен Александрия Окасио-Кортес назвала Коллегию выборщиков "расистской аферой" (racist scam). И кто только сегодня не говорит и не пишет об институциональном - системном - расизме?! Этот расизм в фундаменте нашей страны, в нем корни всех наших социальных и политических институтов. Такой расизм, читаем мы в Wikipedia, "находит свое отражение в неравном распределении богатства, доходов, уголовном правосудии, занятости, доступности жилья, здравоохранении, политической власти и образовании". Куда не кинь, всюду системный расизм. И каждый белый - каждый - должен осознавать свою вину перед Черными. Прогрессистские СМИ требуют писать слово black применительно к людям с прописной буквы. Не будь черных (я придерживаюсь разумного написания), проповедуют прогрессисты, белые не смогли бы превратить Соединенные Штаты Америки в страну, которая ежегодно манит к себе миллионы землян со всех континентов. И конечно же, не следует выпячивать заслуги белых, надо быть весьма осторожным даже в упоминании их заслуг, если заслуги вообще существуют. Ну а теперь обратимся к юбилею. "400 лет спустя наследие "Мэйфлауэр" содержит в себе гордость, предрассудок" - так информационное агентство Associated Press озаглавило 23 октября 2020 года сообщение о том, что (цитирую) "четыре века (назад) белые европейцы ступили с борта "Мэйфлауэр" на американский берег..." В прошлом - совсем недавнем прошлом - никто бы не уточнял, что европейцы были белыми. Но ныне необходимо подчеркивать: на берег сошли белые и это были белые с предрассудком - предвзятым мнением по отношению к коренным жителям. О юбилее следует забыть. И следует забыть обо всем, что с ним связано. В частности, о "Мэйфлауэрском соглашении" (Mayflower Compact) - первом нормативном источнике американского конституционализма, символе демократического самоуправления. Пропагандисты "системного расизма" хотят вычеркнуть из памяти страны этот документ, как и любой другой, опровергающий измышления о расистских корнях Америки. Воскресим вкратце в памяти историю, которую учили в школе. На барке "Мэйфлауэр", который 6 сентября 1620 года отчалил из порта английского города Плимут и отправился в Америку, было 102 пассажира и 30 членов экипажа. Их путь лежал в Вирджинию, где тринадцатью годами ранее был основан Джеймстаун. Перед тем как отправиться в путь, они договорились с Вирджинской компанией о праве основать свое поселение и обязались соблюдать существовавшие там порядки и правила. Состав пассажиров "Мэйфлауэра" был неоднороден. Большинство составляли религиозные диссиденты - протестанты, конфликтовавшие с Англиканской церковью. Но были среди пассажиров и такие, кто собирался открыть в новых краях бизнес, заняться предпринимательством. Первую группу называют "святыми" (saints), вторую - "чужаками" (strangers). Большую часть пути разногласий между ними не было. Разногласия начались после того, как штормы и бури сбили судно с курса и стало ясно, что оно пристанет к американскому берегу гораздо севернее Вирджинии. Следует ли соблюдать условия соглашения с Вирджинской компанией? Мнения разделились. Джон Карвер, один из "святых", кто вел переговоры с Вирджинской компанией, предложил принять новое соглашение. Он написал и первым подписал "Мэйфлауэрское соглашение". Его подписали еще сорок пассажиров - главы семей. Они обязались основать поселение по законам, которые будут "соответствовать общему благу колонии". Документ был подписан 11 ноября 1620 года, и в этот день пара десятков пассажиров сошла на берег, положив вскоре начало Плимутской колонии. Спустя годы Уильям Брэдфорд, вторым подписавший "Мэйфлауэрское соглашение", так описывал высадку пассажиров на американский берег: "Все преклонили колени, славя Бога, приведшего нас туда через необозримый бурный океан и хранившего нас от всех опасностей и бедствий, пока снова не очутились мы на твердой земле, в родной своей стихии... Одолев океан, а до этого - море бедствий... не имели они здесь ни друзей, кто бы их встретит; ни постоялых дворов, где подкрепили бы изнуренные тела; ни домов, а тем более городов, где могли бы укрыться и искать помощи... А время было зимнее, и тем, кому известны тамошние зимы, ведомо, сколь они суровы и какие бывают свирепые бури, так что путь там опасен даже и по знакомой местности, а тем более вдоль неведомых берегов. Что увидели мы, кроме наводящей ужас мрачной пустыни, полной диких зверей и диких людей? И коль много их было, мы не знали... Лето уже миновало, и все предстало нам оголенное непогодой; вся местность, заросшая лесом, являла вид дикий и неприветливый. Позади простирался грозный океан, который пересекли мы и который теперь неодолимой преградой отделял нас от цивилизованных стран". Я воспользовался переводом воспоминаний Уильяма Брэдфорда в изданной на русском языке блестящей книге выдающегося историка Дэниела Бурстина "Американцы: колониальный опыт". Процитировав Брэдфорда, многолетнего губернатора Плимутской колонии, Бурстин не удержался от комментария: "Никогда еще Земля Обетованная не представала в столько неприглядном обличье. Однако на протяжении ближайших полутора столетий - до того даже, как свершится Американская революция, - суровому этому краю суждено было стать одной из наиболее цивилизованных стран на земном шаре. Здесь были прочерчены контуры новой цивилизации..." Однако ко времени основания "Плимутской колонии" - 1620 году - "контуры новой цивилизации" уже обозначились в полутора тысячах милях к югу - в Вирджинии. 30 июля 1619 года в Джеймстауне открылась первая сессия Генеральной ассамблеи содружества Вирджинии. Это был первый - первый! - избранный парламент не только на территории будущих Соединенных Штатов Америки, но и во всем Западном полушарии. До 60-х годов XIX века Америка знала: Джеймстаун был первым, Плимут - вторым. Но как только Гражданская война закончилась, началось переписывание истории, а историю пишут победители. Самым известным из ее толкователей был родившийся в Массачусетсе профессор истории Гарвардского университета Генри Адамс - праправнук второго президента, правнук шестого президента, сын посла в Британии во время Гражданской войны. Адамс призвал историков "к фланговой, а лучше фронтальной атаке на вирджинскую аристократию". Его призыв был услышан. Джеймстаун и первая колония стали исчезать из учебников, книг, журналов либо упоминались вскользь. В школах и университетах учили: Америка началась с Плимутской колонии. В наши дни история переписывается в очередной раз. Но теперь переписывается фундаментально. Ни Генри Адамс, ни никакой другой историк никогда не ставили под сомнение, что историю Соединенных Штатов Америки следует вести с июля 1776 года. "Программа 1619" требует покончить с этим "заблуждением" и забыть о любом достижении, не связанном в той или иной степени с "вкладом" негров. Если же "белые европейцы" чем-то и прославились, то только жестокостью к коренному населению и заковыванию черных в кандалы. Отказ прогрессистов - леваков всех мастей от либералов, социалистов, марксистов, коммунистов до участников движения "Жизни черных важны" и фашистов Антифы - праздновать 400-летие высадки пилигримов на американский берег позволяет предположить, что и многие другие юбилеи будут преданы забвению. Не поздоровится, конечно, и праздникам. Недавно прошел незамеченным День Колумба. Какой праздник на очереди? Острые перья и иступленные голоса прогрессистов нацелены на Четвертое июля, ибо Независимость от английской короны была провозглашена белыми и не освободила негров от оков. Какие праздники придут на смену? Может быть, 1-е мая - Международный день трудящихся? Родился-то Первомай в нашей стране. 1 мая 1886 года в Чикаго рабочие вышли на демонстрацию с требованием сократить трудовой день до 8 часов. Спустя четыре года, 1 мая 1890-го, Парижский конгресс II Интернационала объявил 1-е мая Днем солидарности рабочих всего мира. Но нашенские прогрессисты вряд ли призовут праздновать 1 мая. Ведь и Первомай затеяли "белые европейцы".
|
|