на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Исторические назначения в Верховный суд
(АМЕРИКА: от и до)

Исторические назначения в Верховный суд - от "полуночных судей" и Джона Маршалла до Эми Кони Барретт


Начну рассказ с ситуации, которая может возникнуть в процессе утверждения Эми Кони Барретт членом Верховном суда. Не исключено, что республиканцам не удастся провести голосование полного состава Сената по предложенной Дональдом Трампом кандидатуре до 3 ноября, дня выборов, а выборы закончатся триумфом демократов. Джо Байден победит Трампа и его однопартийцы сумеют отвоевать у республиканцев Сенат. Но Трамп остается в Белом доме до 20 января, и республиканцы владеют большинством мест в Сенате до 5 января, когда начнется новая сессия Конгресса. Таким образом, в распоряжении сенаторов-республиканцев останется 60 дней - с 4 ноября до 4 января, чтобы утвердить Эми Кони Барретт членом Верховного суда. Воспользуются ли они такой возможностью? Обязаны воспользоваться. История на их стороне. Обратимся к истории.

Нынешняя обстановка в стране под стать той, что была двести двадцать лет назад накануне выборов. В 1800 году президент Джон Адамс и Конгресс, обе палаты которого контролировали его однопартийцы-федералисты, отбивались от цунами обвинений со стороны республиканцев, лидер которых Томас Джефферсон баллотировался на пост президента. Адамс и федералисты потерпели поражение. Джефферсон был избран президентом, его однопартийцы завоевали большинство мест в Палате представителей и в Сенате. В то время инаугурация президента состоялась 4 марта, и тогда же открывалась сессия нового Конгресса. До этого дня Адамс оставался президентом, и федералисты держали в своих руках вожжи правления в законодательном органе власти, и они - проигравшие - не желали терять время даром.

13 февраля 1801 года федералистский Конгресс принял Закон о судебной системе, который сократил число судей в Верховном суде с шести до пяти и внес изменения в отношения Верховного суда с федеральными апелляционными судами. Изменениями в судебной системе Адамс не ограничился. В оставшиеся до отставки дни он продолжал назначать судей в федеральные окружные и апелляционные суды, некоторых назначил в ночь с 3 марта на 4-е, и они вошли в историю как "полуночные судьи". И в последние дни своего президентства Адамс совершил нечто, за что потомки должны благодарить его по сей день. Он назначил председателем Верховного суда Джона Маршалла. "Больше всего в жизни горжусь этим", - сказал Адамс годы спустя.

"Решение Адамса о назначении Маршалла было под стать его решению двадцатью пятью годами ранее назначить Джорджа Вашингтона командующим Континентальной армией", - писал историк Дэвид Маккулог в принесшей ему Пулитцеровскую премию биографии Джона Адамса. "Маршалл считал Верховный суд бастионом против тирании исполнительной (Белый дом) и законодательной (Конгресс) власти и в противостоянии им он руководствовался Конституцией как главным оружием", - писал историк Харлоу Ангер, автор фундаментальной биографии Маршалла.

Джон Маршалл - родоначальник американской правовой системы и лучший в истории председатель Верховного суда (возглавлял его до смерти в 1835 году). Но сегодня мы вряд ли даже знали бы о существовании Маршалла-юриста (до назначения председателем Верховного суда он был конгрессменом и госсекретарем), если бы не решение проигравшего президентские выборы Адамса и если бы Сенат не находился под контролем потерпевших поражение федералистов. Заступившему 4 марта 1801 года на пост президента Джефферсону и в голову не могла прийти мысль о назначении федералиста в Верховный суд.

К тому времени в молодой республике - Соединенным Штатам Америки было отроду четверть века - уже сформировалась двухпартийная система. Федералисты и джефферсониевские республиканцы были не меньшими врагами, чем ныне демократы и республиканцы. Газеты и журналы (других СМИ не существовало) были однопартийными от первой до последней страницы - либо федералистскими, ибо республиканскими.  Второму мнению в них не было места. И когда проигравший выборы Адамс и потерпевшие поражение федералисты заполняли судебные вакансии, газеты республиканцев не скупились на критику. Однако никто из сторонников Джефферсона не обвинял Адамса в нарушении Конституции и узурпации власти. И никто не обвинял сенаторов-федералистов, одобривших назначение Маршалла председателем Верховного суда, в превращении демократической страны в авторитарную - республику в монархию. Легко объяснить, почему не было таких обвинений. Победители знали: побежденные - президент Адамс и федералисты-депутаты Конгресса - руководствуются Конституцией,  существующими законами и, конечно, политикой. Знали и не сомневались: как только Джефферсон займет пост президента и бразды правления в Конгрессе перейдут к его однопартийцам, кое-что из того, что сотворили предшественники, будет отправлено в мусорную корзину. Так и произошло. В принятый федералистским Конгрессом Закон о судебной системе были немедленно внесены изменения. В частности, число членов Верховного суда вернулось к первоначальному - шести. Но новая власть не имела права удалить федералиста Маршалла из Верховного суда и федералистов из федеральных судов, потому что это были - согласно Конституции - бессрочные должности.

В 1807 году президент Джефферсон и контролируемый его однопартийцами Конгресс увеличили число членов Верховного суда до семи. К этому времени Маршалл превратил высшую судебную инстанцию в действительную - а не теоретическую - третью ветвь власти. Авторитет председателя Верховного суда стал неприкасаемым. Только он излагал письменно решение по каждому делу (сегодня написанное им изучается в юридических школах всех университетов). Назначенцы Джефферсона в Верховный суд немедленно поняли, кто их босс. Как и назначенцы следующих президентов - Джеймса Мэдисона, Джеймса Монро, Джона Куинси Адамса... Маршалл испортил отношения с Эндрю Джексоном до того, как Джексон победил Адамса на выборах в 1828 году. В избирательной кампании Маршалл активно ратовал за переизбрание на второй срок президента Адамса, отец которого назначил его председателем Верховного суда, и тем самым нажил себе врага в лице Джексона. Маршалл оставался федералистом, хотя партия федералистов уже прекратила существование.

Джексон, один из основателей Демократической партии, и федералист Маршалл оказались по разные стороны баррикад в отношениях к коренному населению. Верховный суд был в решении нескольких судебных разбирательств на стороне индейцев.  Администрация Джексона отказывалась выполнять эти решения. В 1835 году Маршалл скончался, и Джексон назначил на вакантное место Роджера Тейни, который вошел в историю как один из худших председателей Верховного суда.

В 1837 году Джексона сменил в Белом доме его вице-президент Мартин Ван Бюрен, и в этот год Конгресс увеличил число верховных судей с семи до девяти. Демократ Ван Бюрен заполнил образовавшиеся вакансии однопартийцами, причем второго, Питера Даниэля, назначил после того, как в 1840 года потерпел поражение на президентских выборах от кандидата партии вигов Уильяма Генри Гаррисона. Но в оставшееся до официальной отставки время Ван Бюрен выдвинут кандидатуру однопартийца в Верховный суд.

В 1863 году Конгресс решил добавить в Верховный суд еще одно место - десятое, и Авраам Линкольн, первый в истории президент-республиканец, согласился с законодателями-однопартийцами. Три года спустя, в 1866-м, контролируемый республиканцами Конгресс принял закон, согласно которому число верховных судей сокращалось с десяти до семи. Республиканцы руководствовались исключительно политикой.

После убийства Линкольна в апреле 1865 года пост президента занял вице-президент демократ-южанин Эндрю Джонсон и началась война между президентом и Конгрессом. Республиканцы не сомневались, что если в Верховном суде образуется вакансия, президент назначит демократов. Принятый республиканцами закон лишал Джонсона возможности заполнить возможные вакансии. Президент немедленно наложил вето на закон, однако республиканцы владели абсолютным большинством мандатов в обеих палатах Конгресса и им не составило труда опрокинуть вето. В 1868 году президентские выборы выиграл республиканец Улисс Грант. В следующем году республиканский Конгресс принял Закон о судебной системе, который, в частности, предусматривал увеличение числа верховных судей с семи до девяти.

С тех пор, на протяжении полутора столетий, число судей в Верховном суде остается неизменным: девять! В течение всех этих лет политика всегда играла большую роль при назначении судей президентами. Президенты - как демократы, так и республиканцы - заполняли вакансии своими сторонниками, хотя - и это известно каждому - судьи, принимая решения, должны руководствоваться Конституцией и законами, а не политикой. Бывало, и бывало неоднократно, когда судьи действительно не руководствовались политикой, приводя в негодование политиков - президентов и депутатов Конгресса. Президент-республиканец Теодор Рузвельт открыто выражал возмущение Верховным судом, который признавал антиконституционными вмешательства исполнительной и законодательной власти в экономику. Теодор Рузвельт был не первым и не последним президентом, критиковавшим Верховный суд. Однако за минувшие полтора столетия только один президент решился прибрать Верховный суд к своим рукам. В 1937 году демократ Франклин Делано Рузвельт предпринял попытку расширить состав Верховного суда - с 9-ти до 15-ти, но попытка провалилась, хотя однопартийцы президента господствовали в обеих палатах Конгресса. Барак Обама критиковал Верховный суд в 2010 году, выступая на объединенной сессии Конгресса с докладом о положении страны. В тот год однопартийцы Обамы владели большинство мандатов и в Палате представителей, и в Сенате. Была прекрасная возможность сделать то, что не удалось Рузвельту, и демократы вели разговоры о необходимости "упаковать" единомышленниками Верховный суд. Однако опросы общественного мнения свидетельствовали: большинство американцев (в пропорции два к одному) против.   Против выступила публично Рут Бейдер Гинзбург, ставшая еще до смерти легендарной в среде либералов. Еще не ставший кандидатом в президенты Джо Байден был против. Но сегодня демократы ни от кого не скрывают, что расширят состав Верховного суда, как только появится шанс. Шанс появится в случае победы на предстоящих выборах - президентских и в Сенат.

Решение Трампа о немедленном заполнении в Верховном суде вакансии, вызванной смертью Гинзбург, и решение республиканцев рассмотреть кандидатуру выдвиженца президента до выборов развязало демократам языки, они открыто заговорили о намерении изменить закон 1869 года о числе высших судей. В дни, предшествующие выборам, они продолжат обвинять Трампа и республиканцев в узурпации власти и в попытке похоронить демократическую систему.

Джон Адамс не похоронил демократическую систему, назначив Джона Маршалла председателем Верховного суда после поражения на выборах. И демократическая система осталась в целости и сохранности, несмотря на то, что, потерпев поражение на выборах, Мартин Ван Бюрен назначил в Верховный суд Питера Даниэля. 

Трамп руководствовался, как и его далекие предшественники, Конституцией, обязывающей президента заполнять вакансии в Верховном суде. Сенаторы-республиканцы руководствуются, как их далекие предшественники, Конституцией, дающей им право рассматривать кандидатуры назначенцев президента, одобрять или отвергать их. Если кандидатура Эми Кони Барретт будет одобрена после выборов, в которых победит Байден и демократы получат большинство мандатов в Сенате, то так тому и быть. Джон Маршалл, назначенный потерпевшими поражение федералистами, стал лучшим в истории председателем Верховного суда.

                 


 
 

Орлов, Алексей
№195 Nov 2020

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.