на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
"Забытый человек": тогда и сегодня
(АМЕРИКА: от и до)

Считается, что автором крылатой фразы "Все познается в сравнении" был живший в первой половине XVII века французский философ, математик и филолог Рене Декарт, которому, как полагают, принадлежит и не менее крылатая фраза "Я мыслю, следовательно, существую". Забудем о второй, обратимся к первой.

Журналисты обращаются к ней постоянно, сравнивая события, случившиеся в разные исторические эпохи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что происходящий на наших глазах обвал экономики сравнивают с крахом, начавшимся в 1929 году, продолжавшимся все 30-е годы и вошедшим в историю как Великая депрессия. Либералы-прогрессисты сравнивают Дональда Трампа с президентом Гербертом Гувером, при котором начался экономический кризис, и ставят ему в пример нынешних политиков- демократов, которые, как и Франклин Делано Рузвельт, пытаются помочь миллионам американцев, попавших в его жернова. 

У двух экономических кризисов - тогдашнего и сегодняшнего - действительно много общего. Например, отношение властей к небольшим бизнесам. Вот только два таких бизнеса - тогдашний и сегодняшний. Начну с тогдашнего.

Улица Гриффит в городе Джерси-Сити ничем не отличается от тысяч и тысяч улиц в сотнях американских городов. Скучная улица. Правда, от нее рукой подать до Манхэттена, всего-навсего пятнадцать минут езды на машине. Но попадаешь вот на такую улицу - и кажется, что оказался в каком-то типичном захолустье: дома, мало чем отличающиеся друг от друга, припаркованные у тротуара машины, непривлекательные магазины. Двухэтажный дом номер 138 на Гриффит-стрит столь же невзрачный, как и его соседи, но - исторический, хотя на нем нет никакой таблички, подтверждающей это.  Нынче здесь на первом этаже расположилась парикмахерская с громким названием Richard's International Barber Shop - "Международная парикмахерская Ричарда". Она названа так, потому что принадлежит Ричарду, и потому, что клиенты хозяина говорят на десятках языков. Иммигранты со всего мира живут в Джерси-Сити с давних пор.

В том самом помещении, где сегодня бреют и стригут, восемь с лишним десятилетий назад находилась пошивочная мастерская. Ее владельцем был портной Джейкоб Маджед, иммигрант из Польши. Он занимался шитьем, а также принимал одежду в чистку, в глажку и в перелицовку. Его клиентами были, как сегодня клиентами Ричарда, иммигранты, многие из которых вряд ли умели общаться на английском.  Маджед никогда не жаловался на отсутствие клиентов, клиенты никогда не жаловались на его работу. Но весной 1934 года с ним случилась беда. Он был арестован и предстал перед судом. Его признали виновным и оштрафовали на 100 долларов. Сто долларов были для Маджеда большими деньгами, поскольку его годовой заработок не превышал 1500. И штрафом наказание не ограничилось. Портного приговорили к тюремному заключению на 30 дней. 

В чем провинился Маджед? Он отутюжил заказчику костюм - пиджак и брюки - и взял за работу 35 центов, тем самым нарушив закон. Закон предписывал брать за глажку мужского костюма не 35 центов, а 40. Портной сэкономил заказчику 5 центов и... И оказался на скамье подсудимых.

С трудом верится? Разумеется, с трудом. Но это - факт. Маджед нарушил "кодекс честной конкуренции" (Code of Fair Competition), установленный распоряжением администрации Рузвельта для всех бизнесов. Кодекс диктовал цены на товары и услуги, размер зарплаты, продолжительность рабочего дня и так далее... Портной провинился: взял за свои услуги 35 центов вместо 40... Десятки клиентов Маджеда протестовали, и поэтому он провел за решеткой только три дня. Его не только отпустили на свободу, но и отменили штраф. Он отделался легким испугом - в отличие от многих других, кто нарушил "кодекс честной конкуренции".

Перенесемся из весны 1934 года в весну 2020-го, из Джерси-Сити в Даллас, из пошивочной мастерской давным-давно забытого Джейкоба Маджеда в салон красоты Шелли Лутер, о которой сегодня говорит вся страна. Мисс Лутер нарушила приказ властей - открыла салон, когда карантин, вызванный эпидемией коронавируса, еще не был отменен. Ее арестовали и доставили в суд. В ходе слушаний судья графства Даллас Эрик Мой заявил, что, нарушая приказ, обвиняемая руководствовалась корыстью, и предложил ей выбор: "Признайте свою вину, закройте салон - и я ограничусь штрафом, в противном случае будет и штраф, и тюрьма". "Кормление детей - не корысть, - сказала Лутер судье. -  Если вы считаете, что исполнение закона важнее, чем кормление детей, то, пожалуйста, принимайте решение, но я салон не закрою". И судья Мой принял решение: семь дней тюрьмы и штраф 3500 долларов.  

2020 год - не 1934-й. О приговоре Джейкобу Маджеду знали только его родные, его друзья, его клиенты и городские журналисты. Это было местное событие. Событие в Далласе стало общенациональным благодаря Интернету, социальным сетям и круглосуточному новостийному телеканалу Fox News. Шелли Лутер освободили через два дня.

Между тем, что случилось много лет назад в Джерси-Сити, и тем, что произошло совсем недавно в Далласе, есть кое-что общего: и Джейкоб Маджед, и Шелли Лутер - владельцы небольших бизнесов, незаметные люди, рядовые американцы. А когда страна оказывается в беде, такие, как они, в числе первых принимают на себя удар. В 1932 году, в ходе предвыборной кампании, когда уже третий год бушевал экономический кризис, кандидат Демократической партии на пост президента губернатор штата Нью-Йорк Франклин Делано Рузвельт назвал этих людей в радиообращении к избирателям "забытыми". И он обещал, что, будучи избранным, приложит все силы, чтобы оказать помощь "забытому человеку, находящемуся на дне экономической пирамиды" (the forgotten man at the bottom of the economic pyramid). То есть таким американцам, как нью-джерсийский портной Джейкоб Маджед. Это было обещание. Действительность оказалась совершенно иной.  Рузвельтовский "новый курс" продлил Великую депрессию на многие годы - до вступления Соединенных Штатов в мировую войну - и больше других от его реформ пострадал "забытый человек". После того, как в 2007 году вышло в свет фундаментальное исследование Эмити Шлейс "Забытый человек: новая история Великой депрессии" (The Forgotten Man: A New History of the Great Depression), только левые идеологи - либералы, прогрессисты, социалисты - продолжают восторгаться рузвельтовскими реформами. Их преклонение перед Рузвельтом и его реформами сродни идолопоклонству. Ну, например, предложенная ими замена "грязных" источников энергии (уголь, нефть и газ) на "чистые" (солнце и ветер) была названа "Зеленым новым курсом" (Green New Deal). И уподобившись Рузвельту, они не перестают твердить, что их политика направлена, во-первых, на оказание помощи рядовому американцу - "забытому человеку" и во-вторых - на его защиту от произвола олигархов, толстосумов, финансистов - "одного процента".

"Забытый человек" прошлого и сегодняшний "забытый человек" - жертвы Демократической партии. В 30-е годы минувшего столетия представители этой партии занимали все командные посты: в Белом доме был демократ, обе палаты Конгресса контролировали его одноклубники. Нынче в Белом доме - республиканец, и демократы владеют большинством мандатов только в нижней палате Конгресса. Но в ряде штатов демократам принадлежит исполнительная власть, да к тому же немало судей, от которых часто зависит судьба "забытого человека", являются членами Демократической партии. Как, например, судья Мой, который счел возможным оштрафовать госпожу Лутер и отправить ее за решетку.

Каждый, кто более или менее интересуется политикой, не мог не обратить внимание на диаметрально противоположное отношение губернаторов-республиканцев и губернаторов-демократов к процессу возвращения к нормальной жизни. Штаты с республиканцами во главе исполнительной власти во второй половине апреля и в первых числах мая открыли двери небольших бизнесов. Штаты с демократами во главе исполнительной власти делали и продолжают делать все, что в их власти, чтобы держать небольшие бизнесы на замке. А власть губернатора в штате почти неограниченная.

На пошлой неделе, в своей радиопередаче, я рассказал, как губернатор-демократ Северной Каролины - штата, в котором я живу, - держит бизнесы на замке, а губернаторы-республиканцы соседних штатов Джорджия, Южная Каролина и Теннесси дали добро на открытие бизнесов. Такая картина во всей стране. И губернаторы-демократы не устают повторять: продлевая карантин, они руководствуются заботой о здоровье и безопасности граждан своих штатов. Но они, конечно же, руководствуются в первую очередь - и во вторую, и в пятую, и в десятую - политикой. Карантин тормозит выход экономики из кризиса, а чем хуже состояние экономики, тем выше шансы демократов на победу в ноябре. Главная жертва такой политики - "забытый человек". И во многих штатах "забытые" протестовали и протестуют против такой политики.

"Карантин - это когда вы ограничиваете движение больных людей. Тирания - это когда вы ограничиваете движение свободных людей", - сказал в передаче телеканала Fox News Мишоун Мэддок, организатор демонстраций против "тирании" губернатора Мичигана Гретчен Уитмер. Эта дама продлила карантин в своем штате до 12 июня. Ее приказом закрыты магазины, запрещено встречаться родственникам. Демонстрации собирают в столице штата городе Лансинг тысячи "забытых". Протестующим грозит штраф в 1000 долларов, поскольку они стоят плечом к плечу, нарушая требование соблюдать "социальную дистанцию" - быть не ближе шести футов друг к другу. 

Демократы - политики, журналисты, профессура, общественные деятели и т. д. - единогласно осуждают демонстрантов. "Искаженная концепция свободы" (A Twisted Conception of Liberty) - написал о демонстрациях против "тирании" политический комментатор New York Times Джемел Буй, посчитав нужным добавить расовый душок в свое сочинение: "Они вооружены и размахивают конфедератскими флагами... Подавляющее большинство протестующих - белые..." И Буй не преминул сообщить, что среди "черных и коричневых", то есть афроамериканцев и латиноамериканцев, непропорционально больше, чем среди белых, и жертв коронавируса, и безработных... Во многих публикациях либерально-прогрессивных изданий, рассказывающих о выходе того или иного штата из карантинного состояния, присутствует расовый душок. И не только расовый, но и классовый.

В числе первых в стране снял оковы с небольших бизнесов губернатор Джорджии республиканец Брайан Кемп, и сняв, приехал в город Авалон, благополучие которого зависит от таких бизнесов. В репортаже о его визите корреспондентка Washington Post Стефани Маккрамен сочла необходимым проинформировать читателя: большинство покупателей в Авалоне - "богатые и белые", в отличие от столицы штата Атланты "с бедным и преимущественно афроамериканским" населением, на которое приходится большинство заразившихся и умерших. Маккрамен дает понять: губернатор-республиканец служит интересам богатых белых и ему безразличны тревоги черных бедняков.  

"Забытым человеком" 30-х годов был американец вне зависимости от цвета кожи. Рузвельтовский "новый курс" ударил в равной степени как по белым, которые составляли большинство в производственном секторе, так и по черным, которые составляли большинство среди сезонных сельскохозяйственных рабочих. Да ведь и сегодня страдают от развала экономики все американцы: и белые, и черные, и латино, и американцы с азиатскими корнями. Все. Но в 30-е годы не было такого политического раскола, как сегодня.

"С ним вся страна, лишь бы он что-нибудь сделал, - сказал о Рузвельте популярнейший комик, ковбой, актер и журналист Уильям Роджерс. - Если бы он сжег Капитолий, то мы бы все радовались и говорили: вот видите, из искры возгорелось пламя".

В то далекое уже время демократы не называли "скверными" (deplorable) американцев, которые голосовали за республиканцев, но их политика не способствовала восстановлению экономики и противоречила интересам "забытого человека". Сегодняшняя политика демократов сродни тогдашней.


 
 

Орлов, Алексей
№190 Jun 2020

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.