Пушкин и компьютеры
Возможно, многим говорящим на языке Пушкина, от пушкиноведов до суесловов ("обогащающих" нашу речь выражениями типа: "А кто за тобой уберёт - Пушкин?") приходила в голову мысль: "А мог ли бы состояться А. С. Пушкин в компьютерную эру?" Давайте, проанализируем. Нет сомнения, что А. С. освоил бы компьютер и напечатал, скажем, "Песнь о вещем Олеге", зарифмовав летописную легенду 6-ти строчными строфами с выразительными 2-х строчными концовками, расцветив "Песнь" своими определениями ("вдохновенный кудесник", "синего моря обманчивый вал", "лукавый кинжал" и т. д.). А вот вдохновился ли бы он перипетиями дворянской жизни в эпоху нынешнего российского победившего капитализма и напис..., простите, напечатал "Евгений Онегин" - весьма сомнительно (в любом случае, Ленскому не было смысла вызывать Онегина на дуэль, когда можно было бы его просто заказать). И вряд ли довелось бы Пушкину ввести в память компьютера, а заодно и нашу с вами, такие чарующие строки: "То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит". Ведь обветшалые кровли, как находящиеся в аварийном состоянии, ныне подлежат, согласно российским нормам и американским кодам, срочному сносу, а солома запрещена как пожароопасная. Ну, а уж если бы "путник запоздалый" застучал в окошко к А. С., он бы не стал печатать об этом стихов, а позвонил в полицию. Вот и выходит, что, появись А. С. в наш век, о нём можно было бы сказать словами Аркадия Райкина: "Нет, есть, конечно, что-то, но не то!" С другой стороны, если бы Пушкин творил в наш, компьютерный век, он бы улучшил свои, и без того прекрасные стихи. Он бы, пользуясь интернетом, имея богатый словарь рифм, пожалуй, вместо слова "утомлена" в том же стихотворении ("Зимний вечер") поставил "угнетена", что и созвучием точнее, и по смыслу больше подходит: "Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, (угнетена?) Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?" А вообще-то, имея новейшую информацию, он, возможно, и не создал бы стихотворения о вещем Олеге как не соответствующего историческим реалиям, и уж, во всяком случае, не назвал бы хазар "неразумными", а Онегина и Татьяну Ларину избавил бы от их устаревших страстей. А вот назвали бы "нашим всем" поэта, стихи которого проблематично было бы обнаружить в океане графоманских виршей? Мы, современные поэты, широко используем компьютеры. Они не создают редактору проблем с расшифровкой каракулей автора и не отнимают времени и денег на набор, который иногда чреват такими явлениями, как human error (человеческая ошибка), за что редактор выпуска одной из центральных советских газет во время оно поплатился жизнью, проглядев в слове "Сталин" устрашающую букву "р", напечатанную миллионными тиражами, взамен второй буквы фамилии "Великого Вождя всех времён и народов". Правда, не все поэты пользуются компьютером. Я знаю, по крайней мере, двух прекрасных авторов в уважаемом возрасте, но у которых, как пел Марк Бернес, "всё ещё впереди". А для всё большего количества поэтов компьютер с его необъятной памятью - всё равно, что для Бориса Пастернака его тетради. После того, как дом Пастернака в Переделкино однажды обокрали, он стал, уходя, оставлять записку: "Уважаемые товарищи воры! Деньги для вас приготовлены в кабинете, в левом ящике стола. Берите на здоровье. Только не трогайте тетрадей в правом ящике. Они исписаны, и вам за них ничего не заплатят. С трудовым приветом. Б. Пастернак".
|