на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Цидулко, Наум
Вечера на Бордвоке, близ Брайтон-Бич - 9


"МАЛО ВАС БИЛИ".

 

Воспоминания детства, как правило, крепки, им не страшен даже самый сильный склероз...

...Дело было осенью 45-го года. Мы недавно вернулись из эвакуации в Кишинёв, отцу дали квартиру с печным отоплением. На зиму нам завезли большой грузовик каких-то пней, обломков столбов, кривых коряг, толстых плах... Надо было пилить и рубить это добро. Отец и мать работали, приходили вечером. Дома оставались только бабушка, незамужняя сестра мамы Сима и я, ученик 1-го класса.

Нашли каких-то "лесорубов"; но они забили такую цену, что мать ахнула. И то: на эти дрова было даже страшно смотреть... Отец тогда работал зам. нач. финуправления НКВД, носил погоны старшего лейтенанта. Он подал рапорт - и нам выделили четырёх пленных немцев.

Утром их привели. Это были почти мальчишки, худые и бледные, в затёрханных, коротких зелёных шинелишках и латаных-перелатанных сапогах. Я во все глаза смотрел на них, и никак не мог себе представить, что именно эти ребята ходили "гусиным" шагом, орали "Хайль Гитлер" и расстреливали людей. Ничего общего с откормленными мерзавцами, садистами и убийцами из наших фильмов о войне!

Двое пилили, третий рубил, четвёртый относил дрова в сарай. Часто устраивали перекуры; курили все одну сигарету и о чём-то негромко толковали. Спешить им было некуда.

Конвоировал их солдат Афанасий. Он был из Вологодщины, "носил" рыжеватые усы и сильно "окал". Было ему за сорок. Пока немцы работали, Афанасий сидел в комнате, рассказывал Симе и бабушке, что у него дома осталось трое ребятишек мал-мала-меньше, он их уже почти три года не видел. Меня он научил разбирать и собирать автомат ППШ (наука несложная), что потом в армии мне очень пригодилось. Как-то я сказал ему: ведь немцы сами на улице, сбегут! Афанасий закурил "козью ногу" и ответил: пусть. В немецкой военной форме, без денег, продуктов и документов. Знают, что мы два раза в плен не берём (потом папа объяснил мне, что это значит). Далеко не убегут!

Я внимательно слушал Афанасия, ждал историй о войне, подвигах. А он рассказывал, как грузил вагоны и машины, носил раненых, копал окопы и рвы, охранял военные объекты, конвоировал пленных, хоронил погибших... Ничего героического! Да и на груди у него блестела одна-единственная медалька "За победу над Германией". Я был разочарован. Потом мама объяснила что без таких тружеников не может обойтись ни одна армия, хотя о них редко пишут в газетах и сводках и ещё реже награждают...

Афанасий допытывал у Симы (бабушка по русски говорила плохо), почему немцы уничтожали евреев. Вроде люди как люди, не лучше и не хуже других. Чем они провинились? Разве можно просто так расстреливать людей только потому, что они евреи? Сима пыталась что-то объяснить, но она была не шибко грамотна. И видно было, что этот вопрос интересует его всерьёз.

Свой обед немцы приносили с собой, аккуратно завёрнутый в газетку: полторы буханки хлеба, пачку маргарина и 8 папирос. Просили у бабушки кружку, чтобы "обед" запивать. Афанасий рассказывал, что кормили их неважно: 300 гр. хлеба, утром и вечером - пара ложек каши, ломоть хлеба и кружка морковного чая без сахара. В обед к каше добавляли миску баланды. Мясо или рыба - раз в неделю, в субботу.

Афанасий обедал с нами. Крестился, ел не спеша, своей ложкой. Благодарил и закуривал. Общаться с немцами он запрещал.

Отец получал хороший паёк. В доме стояли пятикилограммовые банки с топлёным салом "Лярд", свиной тушёнкой фирмы "Армор", яичным порошком; армия доедала американский "Ленд-лиз". Ещё отец получал перловую крупу. Ни мы, ни наши родственники её почему-то не ели - и вскоре скопился целый мешок...

...Моя бабушка на всё имела своё мнение. Была упряма, но жалостлива. Она, конечно, ненавидела фашистов, но связать их злодеяния с этими голодными и холодными мальчишками, видимо, не могла. Она нашла где-то таганок, повесила 5-ти литровый казанок, налила воду и развела костёрик. Афанасий сидел на крыльце, держал автомат на коленях, курил и с улыбкой следил за бабушкиными хлопотами.

Вода закипела. Бабушка насыпала перловку, посолила и бросила пару ложек "Лярда". Аромат варева поплыл над двором! Немцы работали, но косились на таганок... Вскоре каша сварилась, и бабушка кивнула немцам. Они радостно загалдели, бросили работу и вымыли руки. Бабушка выдала им по ложке, услышала "данке шён" и стала снимать котелок. Афанасий встал, повесил автомат на плечо, подошёл к таганку и сильным ударом ноги опрокинул варево в костёр.

- Мало вас били, -  сказал он бабушке - и вернулся на своё место.

Немцы зароптали, но Афанасий показал на автомат - и стало тихо. Бабушка стояла столбом, она не могла понять, что случилось.

Работали у нас немцы ещё дней пять. Распилили и накололи все дрова, но попыток покормить их больше никто не предпринимал, а Афанасий к этой теме не возвращался. Лишь на прощание сказал, что с армией побывал в Освенциме.

С тех пор прошло почти 70 лет. Но в память навсегда врезалось казанок с кашей, опрокинутой в костёр, усатый конвоир из Вологды и четверо пленных немцев...




 
 

Цидулко, Наум
№130 Apr 2014

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.