на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Цидулко, Наум
Вечера на Бордвоке, близ Брайтон-Бич - 1



ОШАРАШИТЬ И ОЗАДАЧИТЬ!

 

...С этой женщиной мы познакомились в первые, самые тяжёлые дни жизни в Америке, когда давил стресс и тоска... Она имела бесценный дар слушать, успокаивать и вселять надежду. А это так редко встречается в нашей эмигрантской среде! Память о ней мы пронесём до конца жизни.

Муся прожила трудную и интересную жизнь, достойную романа. Наиболее ярко нам запомнилась история, рассказанная ею как-то вечером у нас дома, когда мы уже вроде "встали на ножки" и изредка стали приглашать наших немногочисленных друзей на "посиделки".

Она отхлебнула кофе и начала свой рассказ.

-  История, которую я хочу рассказать, случилась со мной в первый год моей работы в московской мужской средней школе ? 000 в 1950-м году. После окончания естественнго факультета пединститута меня распределили в эту школу учительницей географии. Но я должна отвлечься и рассказать о моём отце, поскольку он непосредственный участник этой истории.

Родился он в белорусском местечке в семье сапожника. Воевал, и даже служил у Будённого. Демобилизовался, поселился в Москве и выучился на классного обувщика. Числился в какой-то артели, но работал дома, у него заказывали обувь многие руководящие товарищи. Ну, не носить же им, в самом деле, обувь фабрики "Скороход"! Женился, родилось двое детей: мой старший брат, погибший на войне, и я. И жили мы по тем временам совсем неплохо!

Конечно, в 37-м его посадили. Но поскольку единственным доказательством его контрреволюционной деятельности могли быть только мозоли на ногах заказчиков, а их не было (мозолей, а не заказчиков), то вскоре, через каких нибудь три года, его выпустили. Как мы прожили это время - расскажу в другой раз, но отец вернулся и стал шить обувь по-прежнему. Следствие и заключение были гуманными; он сам себе зачем-то отбил почки, и ему дали инвалидность. В октябре 41-го, когда немцы подошли к Москве и всех мужчин до 45-летнего возраста призвали в ополчение и бросили под немецкие танки, мы все уехали в эвакуацию и вернулись в Москву только в конце 44-го года.

Я была очень дружна с отцом. Хоть он окончил только "хедер" (3-х летняя еврейская школа), но был от природы умён. Замечено, что дочери почему-то ближе к отцу, чем к матери. Умер он в 45-ом, не "дотянув" до своего 45-летия полгода: отказали почки. Для меня это была большая трагедия.

И был у нас  в школе "гвардейский" 6-й "Б" класс. В нём было много переростков - на 2-3 года старше соучеников: во время эвакуации было не до учёбы... От него седел директор и лысел завуч - единственные мужчины-педагоги в нашей школе. Срывы уроков, драки, битьё стёкол, массовые уходы с уроков, сплошные двойки, поголовное курение... За полгода там сменилось три классных руководителя, а остальные учителя хором заявили, что предпочтут лучше увольнение, чем классное руководство в нём. Класс хотели даже расформировать, но "сверху" не разрешили: опасались, что "зараза" перебросится на

другие классы. Но вот детишки сделали "тёмную" своему ябеде -"стукачу" (вместо пары зубов приобрёл несколько синяков и шишек). Разъярённый папаша пострадавшего, сотрудник "органов", пригрозил директору Колымой. Потом случилась история с математичкой. Была она женщиной, которую и на пушечный выстрел нельзя было допускать к детям: злая, подлая, истеричная - и к тому же директорова стукачка. Её искренне ненавидели и дети, и учителя... Ну, перед её уроком в учительском стуле проковыряли дыру в обивке сиденья и аккуратно залили пол-банки клея. Она просидела на нём весь урок, и приклеилась, как муха к липучке.

Школу "затрясло". Посыплись комиссии.  Состялся  педсовет. Я сидела себе спокойно, ибо не имела никакого отношения к этому классу: географию в нём преподавала вторая "географичка". И можете представить мой ужас, когда директор вдруг назначил меня его классным руководителем! Я должна была отработать 3 года после института, поэтому сбежать я не могла, Вот теперь-то будет с кого спросить за "подвиги" "гвардейского" класса со всей строгостью идейного большевика-сталинца, борца с "безродным космополитизмом"! Наш директор и не скрывал, что евреев "не уважает"... Видимо, и остальные тоже не очень-то уважали: ни у кого не возник естественный вопрос -

а что поделает в этом классе 22-летняя девушка почти без опыта, если с ним не справилось трое опытных педагогов?

Ночью я не спала, я была в панике! Что предпринять!?  Ведь из меня явно делали "козлиху отпущения", и это уже была не педагогика, а политика! Уволят по "статье" - и на всю жизнь "замарают" трудовую книжку. Уснула я к утру, в слезах... И приснился мне покойный отец - молодой, весёлый. Сказал: "Э, доченька, не журись. Поступай "авцелухес" (назло)! Действуй по-кавалерийски: надо озадачить и ошарашить врага, и тогда твои "газлунэм" (враги) отстанут!"

            И я придумала, что делать. Конечно, от отчаяния. В обычных условиях совершить то, что я натворила, мне бы и в голову не пришло...

Наутро был мой первый урок в 6-м "Б". Встретил он меня рёвом и свистом. Я выждала несколько минут, и когда шум поутих, сказала:

-  Привет, идиоты, дебилы, олухи, дураки, кретины и тупицы! (Весь мой "запас" ругательств).

Класс уставился на меня, "переваривая" столь необычное "приветствие"; а я продолжала, уставив "руки в боки":

- Что  уставились, как бараны на новые ворота? А ну, кто из вас, паразиты этакие, сумеет натянуть презерватив на глобус?

Что такое презерватив мои милые детишки знали получше меня, девственницы; поэтому тянется рука и задаётся вопрос - а что такое глобус?

И начался урок географии!

Я нашла "общий" язык с классом. Поняла, что это мальчишки, пережившие ужасы войны и эвакуации. У многих отцы погибли на войне или вернулись инвалидами, у некоторых их вообще не было. Все они, как и я, жили в нищете - и материальной, и духовной, были задолбаны сталинскими школьными порядками и учителями вроде директора и математички. И свой протест против проклятой жизни они направляли на стёкла, стены, пустое ухарство и глупые шкоды...

После моего прихода класс несколько "утих" и успокоился. Меня не только не уволили по "статье", но как-то раз даже объявили благодарность!

Я вела этот класс до выпуска - первого в моей жизни. Не скажу, что всё было гладко. Нет. Некоторые из моих мальчишек начали свой скорбный путь по тюрьмам и лагерям, но большинство всё же стало людьми. С некоторыми из них я много лет встречалась или переписывалась, и все они с улыбкой вспоминали, как я озадачила и ошарашила их на своём первом уроке в "гвардейском" 6-м "Б" классе...


 
 

Цидулко, Наум
№122 Aug 2014

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.