на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Цидулко, Наум
10 новелл из жизни пионера, солдата и юриста-эмигрантанта" - 1-2



Первая новелла.  ПОДВИГ ПИОНЕРА НИКУШОРА СЫРБУ.

 

В 1948-м году было мне 10 лет, и учился я в 4-м классе. Учился, прямо скажу, средне. Не "шли" задачи; остальное "тянул" на "хорошо", а русский язык, и особенно то, что в дальнейшем выделилось как "Русская литература" - и на "отлично".

 

...Как-то в холодный январский день наша Вера Эммануиловна на первый урок явилась взволнованной и объявила, что сегодня мы будем изучать рассказ "Подвиг пионера Никушора Сырбу", и чтобы мы слушали очень внимательно. Во-первых, эта работа будет под контролем Гороно (ого!), во-вторых, нам надо будет ответить на 5 вопросов, и эта оценка сразу пойдёт в табель за 3-ю четверть (ого!). И в полной тишине дважды прочла о том, как пионер Никушор Сырбу, ученик 6-го класса, отличник, мечтающий после школы поступить в училище и стать офицером-пограничником, как-то ночью почему-то  не спал и подслушивал, что делают родители. А отец шептал маме, что надо что-то взорвать и кого-то пристрелить; и мама вроде была согласна с этим кошмаром... Утром Никушор пошёл в известный дом, где его выслушали и похвалили, а ночью к ним явилось двое дяденек  в форме, сделали обыск и увезли с собой маму и папу. Кончался рассказ красиво: в торжественной тишине школьной линейки директор зачитывает приказ о внесении Никушора на доску почёта, представитель органов вручает ему именные наручные часы, а женщина-завуч - большой букет алых роз. И Вера продиктовала 5 вопросов, на которые мы должны ответить.

            Рассказ мне страшно понравился, и всю дорогу домой я "прокручивал" в уме ответы на  вопросы - не столько чтобы получить пятёрку, а чтобы показать, что я тоже кое-что понимаю. Ну, как взрослый.

Дома я рассказал о домашнем задании тёте Симе и бабушке, но не вызвал у них интереса: Сима "вертелась" по хозяйству, а бабушка не поняла - она была неграмотна. Я даже не пошёл гулять, а сразу засел за уроки. И, как мне показалось, хорошо ответил на все вопросы, особенно на последний - что все мы, пионеры, должны брать с Никушора пример и помогать разоблачать врагов народа. Так, как это делал Павлик Морозов, имя которого с гордостью носила наша пионерская дружина.

 

Вечером я рассказал о Никушоре родителям. Вообще отец моими школьными делами интересовался мало; за 11 лет учёбы  побывал у меня в школе только раз. Но вдруг он заинтересовался рассказом! Потребовал тетрадку, внимательно прочёл и заявил, что у него тоже есть 5 вопросов ко мне. Очень довольный его вниманием, я приготовился отвечать.

 

Сперва отец спросил: а хорошо ли подслушивать, о чём  говорят родители? - и я признал, что это нехорошо. Поинтересовался: а в состоянии ли Никушор, даже будучи отличником, оценить то, что услышал? Он мог кое-что и не расслышать, и не понять - ведь родители шептались? А если отец рассказывал о фильме "Секретарь райкома"? Там партизаны тоже собирались что-то взорвать и пристрелить какого-то предателя? И я опять вынужден был признать, что и такое возможно. Но ведь органы разберутся, и если они не виноваты - их отпустят? Отец усмехнулся: что-то не припоминается, чтобы кого-то отпускали: наши органы не ошибаются! Ну, а куда вернулся Никушор после школы с часами и букетом? Я удивился: как - куда? Домой, куда же ещё. Э нет, сказал отец. После ареста и обыска  квартиру опечатывают, а, судя по рассказу, больше никого в семье нет, так? Я задумался... Может, к дедушке или бабушке? Нет, сказал  отец. Никакого упоминания о них нет. Да если бы они и были - вряд ли они приняли бы к себе внука, из-за которого их сын или дочь на долгие годы попали в тюрьму, лагерь или вообще погибли. Я растерянно молчал... Отец подсказал: в этих случаях несовершеннолетних детей отправляют в детдом для детей врагов народа. И там, первым делом, Никушора изобьют - это обязательный  ритуал для "новенького", часы отберут - ему их не положено иметь, букет увял, о мечте стать офицером надо позабыть:  кто примет в училище сына врагов народа! Итак, подведём итоги, пока итоги не подвели нас: родителей нет, часов нет, букета нет, мечты  нет. А что есть? Фотография на доске почёта, которую вскоре снимут, несколько синяков и шишек, горькое сиротство и спецдетдом, мало отличающийся от тюрьмы. И всё это по его собственному желанию.

 

Я в растерянности чуть не заплакал и хотел порвать тетрадку, но отец сказал, что не надо её рвать. Там всё написано как надо, он тоже надеется на пятёрку. Но чтобы я запомнил на всю жизнь: никакая идея не стоит того, чтобы из-за неё губить и себя, и других. И идеи, и агитация, и пропаганда - это одно, а жизнь совсем другое. Ничего, подрастёшь и поймёшь.

 

И я получил свою пятёрку. Даже самым тупым двоечникам -  кандидатам во второгодники - Вера поставила троечки, сказав, что главное здесь не правописание, а идея. И что все мы поняли эту идею хорошо, и Гороно будет нами довольно.

 

 

 

Вторая новелла. ЗЮНЯ  ШИКАНОВИЧ.

 

...Эта история случилась, когда я учился в 10-м классе вечерней школы, и она опять-таки связана с русской литературой. Но прежде, чем приступить к описанию этих  всемирно-исторических  событий, позвольте сказать пару слов о методике преподавания  этого предмета, хотя я и не учитель, и не методист, а просто пострадавший от этой "методы".

В "сталинское" время Миннаробраз СССР не включал в программу средней школы "бездарей" Достоевского, Пастернака,  Ахматову, Есенина. И намекалось, что Данко, Рахметов,  Базаров и вместе с ними декабристы, нигилисты, народовольцы, конечно, молодцы. Но если бы они имели марксизм-ленинизм как руководящую идею, то были бы ещё большими молодцами -такими, как безупречные Павел Корчагин, Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская и др. А героев, которых "пристегнуть" к идее было никак невозможно, объявляли "лишними": Обломов, Онегин, Печорин, Раневская. Я это хорошо понимал и так как писал грамотно, то всегда имел пятёрки.

И был у меня соученик Зюня - толстоватый увалень лет 22-х. Его отец был зубным техником, хорошо "стоял", и живи эта семья в дореволюционное время, Зюне вполне хватило бы трёхлетнего хедера. Но сейчас ему, увы, приходилось мучиться в школе, хотя отец мог купить ему аттестат. Но наш Зюня был "слабоват" по женской части, и папаша "убивал" сразу двух зайцев: и экономил на аттестате, и заставлял беднягу 4 раза в неделю сидеть по вечерам в школе. В наше время даже кандидатам в зубные техники надо иметь хоть какое-нибудь образование... Впрочем, Зюня вполне навёрствывал упущенное и в оставшиеся три дня. Учёба трудно давалась ему. Он вертелся, крутился, списывал и т.д. - и в конце четверти ему "натягивали" троечки: ломай ты голову! Но с сочинениями был полный "облом". Списать было невозможно: мы писали их на спаренном уроке литературы, без черновиков. Да и грамотность у Зюни тоже хромала, и если ему удавалось сделать менее дюжины ошибок, считал это крупным творческим успехом.

Преподавала литературу Анна Ильина - старая дева. Каждое сочинение Зюни она воспринимала как личную трагедию, и иногда даже пыталась влепить ему единицу вместо "законной" двойки... Зюня плакался мне, я пытался уговорить Анну (я был старостой класса) - тщетно. Вот такая бодяга длилась до 3-й етверти; наконец, Анне надоело, она подняла Зюню и сказала:

- Товарищ Шиканович! Я отлично понимаю, что если вас не научили толком писать за 12 лет (Зюня дважды оставался на второй год), то и я за оставшиеся пару месяцев уже не научу. Поэтому я предлагаю вам вот что: прочтите, просто как беллетристику, "Евгения Онегина" и "Героя нашего времени". Это гораздо интереснее, чем читать о них в учебнике. Посоветуйтесь с Наумом, он хорошо пишет сочинения и подскажет, как надо писать. И напишите сочинение сами, без "шпор". Вы же взрослый человек, в конце концов! Выскажите своё мнение. А я, со своей стороны, гарантирую вам тройку вне зависимости от количества ошибок. Хорошо?

Зюня радостно  согласился,  прочел романы, потрепал мне  нервы бесконечными "зачем" и "почему" и написал сочинение сам. Ему, видимо, льстило, что кого-то ещё может интересовать его личное мнение...

Потом это сочинение читали во всех классах нашей школы. Правда, Зюня в творческом порыве вышел из своего обычного лимита ошибок, но зато высказал-таки своё мнение!

...Начал Зюня с Онегина и легко доказал, что все его трагедии произошли лишь потому, что он бездельник и тунеядец. Вот если бы он получил специальность, работал бы, как все, и не маялся бы дурью - не ругал бы несчастного больного дядю, меньше думал бы о Смите, эпиграммах, балах и прочей ерунде, то и с папашей не разорился бы, и Татьяну не потерял, и Ольгу не мучил, и беднягу Ленского не пристрелил. Потом Зюня препарировал Печорина. Назвать его тунеядцем было трудно: всё же, что ни говори, офицер. Но и здесь Зюня не подкачал! Доказал, что воевал Печорин за неправое дело, помогая угнетать несчастных абреков, контрабандистов не сдал следственным органам, Бэлу погубил, а Грушницкого застрелил. Ему бы вместе  с Грушницким и  Казбичем, взяв в качестве медсестры Бэлу, встать на сторону свободолюбивых кавказских народов против царского правительства, высоко подняв знамя борьбы за свободу. Цвет знамени Зюня умышленно упустил, ибо красное тогда ещё вроде не поднимали, а поднимать зелёное знамя Пророка как-то не годилось.  

В заключение Зюня поделился мыслью, что зря в школе  изучают таких, прямо скажем, уголовников-убийц как Онегин и Печорин. И, главное, им эти убийства сошли. И где же были полиция, прокуратура, суд? И какой это пример для нашей молодёжи?  Вот Дубровский - он хоть и разбойник, но борец за правое, народное дело, как и наша партия и правительство.

И всё окончилось хорошо: Зюня обрёл свою тройку, потом аттестат. Хотя Ильина и призналась мне, что если ей ещё раз попадётся ученик вроде Шикановича, она без всякого сожаления сведёт счёты с жизнью...


 
 

Цидулко, Наум
№106 Apr 2013

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.