на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Цидулко, Наум
ОВИР НА ВЫСОТЕ!


... Мы с Линой вечером смотрели футбол по телевизору. Кто-то позвонил; Лина открыла дверь и сказала, что меня спрашивает какая-то женщина. Я вздохнул: понял, что досмотреть футбол не удастся. Вошла женщина необыкновенной красоты - красивее женщин я не видел! Хорошо и модно одета. Пригласил сесть и спросил, чем могу ей помочь.

- Меня зовут Мирра. Я знаю, что вы опытный юрист. Моего мужа Абрама и его друга Семёна арестовали. Я прошу вас о помощи!

- Но, милая Мирра, я не адвокат, я юрисконсульт - начальник юротдела объединения "Пиворакипром". Личными делами не занимаюсь. Для этого имеются адвокаты.

Мирра замялась.

- Понимаете, Абрам и Семён адвокатам не доверяют - они все купленные властью подлецы. Да и адвокаты не желают вести наши дела, ведь моего мужа и его друга обвиняют в антисоветской агитации и пропаганде.  Но это неправда. Они невиновны! Однако доказать это без опытного юриста не могут.

- Здесь что-то не так. Просто так предъявить такое обвинение невозможно!

- Возможно! Три месяца назад мы подали документы для репатриации в Израиль. Но нам отказали по надуманным причинам. Мы сумели передать наши дела на Запад, и две недели назад о нас сообщил "Голос Америки". И вскоре моего мужа и Семёна арестовали. Я была в республиканской коллегии адвокатов. Мне сказали, что если я найду юриста с высшим образованием, имеющего не менее 20 лет стажа, согласного нам помочь, они могут в виде разового поручения разрешить ему вести дела. Мы должны уплатить по 40 рублей, из которых юрист получит 28 - 30% берёт коллегия. Мы доплатим вам сколько скажете. Умоляю вас, помогите!

- Хорошо, Мирра. Но я должен подумать. Приходите завтра, я сообщу вам мое решение. До свидания!

Лина слышала наш разговор - не из ревности (я давно отучил её ревновать меня к красивым женщинам), а из любопытства. Поставила руки в боки. 

- Лёва, ты с ума сошёл? Ты хочешь, чтобы тебя взяли пониже спины? Забыл, с кем ты имеешь дело? Захотел снова поехать в Магадан, но уже под конвоем?

- Бабушка, спокойно. Никто никуда не едет. И никто не будет покушаться на мою филейную часть - не за что. Адвокаты защищали даже таких монстров, как, к примеру, Геринг и Кальтенбруннер. Адвокаты получили свой гонорар и пили шнапс дома спокойно, когда их подзащитных вешали. И я не тот чувак, который даст взять себя пониже спины. Да мы и так под колпаком после отъезда моего брата Аркаши в Америку в прошлом году! 

Тут надо сообщить, что после отъезда Аркаши наши славные чекисты взяли нас под колпак - за мной ходила пара топтунов, причём, так неуклюже, что их заметил бы даже сапожник с тремя классами, а не юрист, изучавший в университете спецсеминар "Разведка и контрразведка". Наши с Аркашей письма перлюстрировались, по телефону в день раздавалось больше десятка звонков. Мы снимали трубку, кричали "алло-алло", но в ответ слышался лишь какой-то шорох. И я сказал Лине, что нас подключают к прослушивающей системе. Она, как обычно, не поверила, но когда я предложил ей вместо "алло" сказать: "даю настройку: пять, четыре, три, два, один" - звонки сразу прекратились.

Я к колпаку относился наплевательски: понимал, что нашим славным чекистам надо было показать свою работу. Они прекрасно понимали, что я не собираюсь взрывать стадион или стрелять в секретаря ЦК Бодюла. Но за кем же следить, как не за юристом, брат которого в Америке, ведётся переписка; возможно, я передаю проклятым империалистам секрет изготовления тёмного карамельного пива "Катифелате" ("Бархатное"). Но я отвлёкся, извините.

После моих слов Лина аж подпрыгнула.

- Да где-же твоя хвалёная логика, чёрт побери?! Сам говоришь, что мы под колпаком, и сам-же лезешь на рожон, даёшь повод чекистам заняться тобой всерьёз. Не будь идиотом, откажись! Если решили посадить этих ребят, их посадят - с тобой или без тебя!

Да, Лина права. Но я уже принял решение: ребятам надо помочь. Пусть даже безрезультатно, но это их хоть поддержит. И на следующий день я сказал Мирре, что берусь за защиту.

Мирра закатила нам истерику! Сквозь слёзы, всхлипывая, сказала, что ни один юрист не взялся за защиту и что мне это зачтётся и на этом, и на том свете. Ну спасибо.

И Мирра поведала историю своего мужа Абрама. Отец его погиб на фронте, мать тащила троих детей - жили впроголодь. Абрам после 7 классов поступил в мореходное училище, после окончания год был рулевым на танкере, потом призван во флот. Как служилось матросу с именем Абрам Шнеерсон - говорить не стоит. Но на третьем году службы (а тогда служили 5 лет) матросам со средним образованием предложили поступить в Калининградское высшее военно-морское училище - и Абрам без размышлений поступил, окончил, получил звание лейтенанта и был назначен командиром баковой артиллерии крейсера "Керчь". Этот крейсер был построен на Путиловском заводе и спущен на воду в 1912 году, получив название "Царевна Анастасия". В 1-й империалистической не участвовал, а после революции был переименован в "Полтаву". В 41-м, во время перехода флота из Таллина в Кронштадт, когда немцы потопили 90% Балтийского флота, был потоплен и пролежал на дне до 47 года. Его подняли, отремонтировали и переименовали в "Керчь". На нём и начал службу Абрам в 1970 году. В 72-м "Керчь" списали на металлолом - крейсер тёк, как решето, заплаты уже не было на что ставить. Абрам прослужил ещё несколько лет на берегу и в 1976 году "дембельнулся", приехал в Кишинёв и женился на Мирре. Устроился на завод "Гидромаш" инженером. Но у него был допуск на "Керчи", что и послужило основанием для отказа в выезде. Напрасно он доказывал, что крейсер уже давно порезан, да и какие секреты могли быть у крейсера 1912 года постройки в 1972 году! Но ему твердили: допуск, допуск...

У Семёна было попроще: он работал на заводе "Виброприбор" инженером техотдела и тоже имел допуск. И он доказывал, что осциллографы завод уже выпускает более 20 лет - какие секреты у него могут быть?! Но и ему твердили то же: допуск. Теперь ребята сидели в СИЗО (следственный изолятор). Их дело должен был рассматривать Верховный Суд Молдавии, т.е. его приговор был без права обжалования или апелляции.

Я явился в Верховный суд, предъявил допуск и истребовал дела Шнеерсона и Гуревича.

Абрам Шнеерсон обвинялся в том, что лез без очереди в кабинет Мороза, толкал евреев и говорил им, что они жиды, спекулянты и лишенцы.  Выйдя из кабинета, сказал, что начальник ОВИРа Мороз осёл. Свидетели - Авербух, Бирман. Сосед Шнеерсона Урсу сообщил, что он неоднократно слышал из его квартиры гимн Израиля "Ха-тикву" и говор на иврите и английском. Шнеерсон говорил, что желал бы, чтобы завод "Гидромаш" провалился ко всем чертям. Свидетели - Бойко, Пысларь, Котов.

Семён Гуревич сдал в библиотеку сочинения Ленина и Сталина, заявив, что пусть теперь их изучают другие, с него хватит. Свидетель - библиотекарь Аронова. Свидетель Серко заявил, что он слышал, как Гуревич сказал, что пошёл бы в Израиль пешком, и неоднократно материл ОВИР и его начальника, а свидетель Кротов сообщил, что, по его мнению, Гуревич давно собирался покинуть нашу страну и ждал только, когда его сын окончит школу. Ещё он сообщил, что слышал, как Гуревич говорил кому-то, что все евреи должны уехать в Израиль. Он говорил, чтобы завод "Виброприбор" крупно вибрировал до конца дней вместе с дирекцией и "тройкой" (партком, профком, комсомол). Свидетели - Петухов, Мыца, Стынга. Шнеерсон и Гуревич не ходили на демонстрации 1 мая и 7 ноября. На замечание секретаря парткома завода "Молдгидромаш" тов. Епуряну Шнеерсон сказал, что он видел эти мероприятия в гробу в белых тапочках. Шнеерсон и Гуревич посещали курсы по изучению иврита, которые вёл ныне арестованный раббай Зац. Список курсантов прилагается.

И вот на этом строилось обвинение в антисоветской агитации и пропаганде. Ох, и врежу же я в суде!

Я пошёл к члену суда Василаки, он должен был слушать эти дела - я знал его хорошо: как-то раз мы больше месяца сидели в процессе по хищению тары, я был представителем истца.

- Привет, Лев Ефимович! Не думал я, что ты влезешь в это дело. Ко мне приходила жена Шнеерсона - ой, и красивая бабёнка. Вот с ней я провёл бы процесс где-нибудь в гостинице! 

- А как насчёт "облика морале" члена Верховного суда?

- Клал я и на мораль, и на облик! Раз живём. Ну, к делу. Видел я эти дела, полная ерунда. Но нам звонили из ЦК - надо показать, что мы боремся с сионизмом. Твои подзащитные получат по три года общего режима. Но это хорошо: отсидят полсрока, выйдут на УДО, секретность с них автоматически снимется. Я позвоню в ОВИР, чтобы их не задерживали. Вот так. Не трепись, я разболтал наши секреты. Скажи Мирре, что я хочу её видеть.

- А вот хрен тебе, Василий Иванович! Ты посадишь её мужа и ещё надеешься на её благосклонность!? Ха-ха.

- Понял. Сам надеешься. Тебе хорошо, ты адвокат, грудью станешь на защиту её мужа - как тебя не отблагодарить! Поэтому не пошёл бы ты отсюда к такой-то матери, не мешай мне осуществлять социалистическую законность и правопорядок!

Участвовать в суде мне не дали: выяснилось, что у меня нет допуска к секретным делам, с которыми я уже ознакомился. Назначили другого адвоката, он что-то блеял... Ребята получили по три года. Через неделю после приговора к нам заявилась Мирра с каким-то пакетом. Я хотел вернуть ей 56 рублей, полученных в коллегии адвокатов, но она отказалась. Поблагодарила, положила пакет на стол и убежала. В пакете оказалось 200 рублей. Впервые за 25 лет юридической деятельности я получил деньги, которые не заработал. Но они почему-то не радовали...

Через полтора года семьи Шнеерсонов и Гуревичей уехали в Израиль. Больше о них я ничего не знаю.


 
 

Цидулко, Наум
№179 Jun 2019

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.