на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Цидулко, Наум
БЕССАРАБИЯ, ЛЮБОВЬ МОЯ!



Наш герой Лев Ефимович Штейн, как и положено неординарному человеку, явился на свет не где-то там, а во славном граде Кишинёве в июле 1938 года. И родители его были непростыми людьми: отец Ефим Иосифович, главбух, посвятил жизнь бухучёту, мать Бела, тоже бухгалтер, но рангом пониже. Хотя ей довелось поработать кассиршей в магазине, а во время войны - учётчицей в колхозе, делопроизводителем военного трибунала...

... 300 лет Молдавское княжество было провинцией Великой Порты - Турции. К началу XIX века Турция уже ослабла, и в 1811 году под Рущуком одноглазый орёл Кутузов окончательно добил турок. Через год был заключён Бухарестский мирный договор, и Россия разжилась Бессарабией - довольно большой территорией в междуречье Прута и Днестра.

В Кишинёве было много интересных событий! В 1820 году сюда был сослан Пушкин, провёл он здесь почти 3 года. Был вхож в дома губернатора Инзова и генерала Орлова, якшался с декабристами из "Южного общества", ездил по стране, собирая фольклор, писал прозу и поэзию - 200 эпиграмм, стихотворений и поэм, в т.ч. поэму "Цыгане" и большую часть "Евгения Онегина". Но Кишинёв ему не нравился, он с трудом добился перевода в Одессу, где сходу соблазнил жену губернатора Воронцова. Перед отъездом писал своему другу Ф.Ф. Вигелю:

Прощай, проклятый Кишинёв,

Уста бранить тебя устанут.

Когда-нибудь на грязный кров

Твоих обос...ных домов

Небесный гром, конечно, грянет.

Падут, исчезнут, пламенея,

И лавки грязные жидов,

И пёстрый дом Варфоломея.

       

Вот так наш гений ответил на гостеприимство. Поросёнок.

К слову, проклятие Пушкина сбылось: в 1903 году в Кишинёве произошел один из самых тяжёлых погромов (если не считать нацистских и арабских): было убито более сотни евреев, ещё двести ранено или искалечено. "Пали, исчезли, пламенея", 50 синагог, иешив, магазинов, мастерских и т. д. - почти вся, как говорят теперь, инфраструктура. Об этих событиях писал Н. Короленко - рассказ "Квартира ? 6". Кое-кто бежал в Одессу - и зря: и там в 1905 году состоялся погром. Правда, помельче. Кишинёвцы не обиделись на Пушкина, и в 1887-м году к 50-летию его смерти открыли памятник - мраморную колонну с бюстом работы скульптора Опекушина (того самого, что отлил ему памятник в Москве) с надписью: "Здесь, лирой Северной пустыни оглашая, скитался я".

Кишинёв был истинно еврейским уголком! В 1926 году на 110 тыс. населения числилось 43 450 румын (после "воссоединения" с Румынией всех молдаван "чохом" перекрестили в румын), 45 203 еврея, 1201 украинец. Остальные - 5% русских и примерно по проценту болгар, гагаузов, цыган, греков, поляков и т. д. (газета "Бессарабское слово" от 17 мая 1927 года). Итак, евреев: 1926 год - 50%. По переписи 1959 года (после эвакуации, гетто, военных действий, голода 1947 года, эпидемий и т. д.)  - 8%. В 1989 г. - менее 1%. Страшная статистика.

В 1892 году город посетил император Александр III. От Святых Ворот (ныне - Арка Победы), Александр на коленях по коврам шёл к собору (метров 150). Бабушке Льва Хане было 5 лет, но из рассказов взрослых хорошо знала этот эпизод. А в 1912 году Хане было уже 25, она стояла в первых рядах встречающих императора Николая II - он посетил Кишинёв в связи со столетием присоединения Бессарабии к России. Видела, как встречали его хлебом-солью, любовалась военным парадом в его честь. Но император как мужчина не произвёл на неё особого впечатления; заявила, что замуж за него не пошла бы. Слава Богу. "Любовь" евреев к императорам России была налицо! Стоит ли удивляться, что еврейская молодёжь пополняла ряды большевиков, сионистов, социал-демократов, анархистов и т. д. Кстати, уже после отторжения Бессарабии, город в 1925 году посетил наследный принц Румынии Кароль - его встречали, как и Николая II, хлебом и парадом. Побывали в Кишинёве в свое время Косыгин, Гагарин, Пельше. Хрущёв похвалил молдаван за кукурузу, а Брежнев даже несколько лет здесь работал первым секретарём ЦК, построил Комсомольское озеро и вытащил местную команду "Буревестник" в высшую лигу советского футбола. Шороху было много...

... В 1918 году, воспользовавшись революционной катавасией в России, румыны тихонько оккупировали Бессарабию. И то: молдаванин отличается от румына меньше, чем русский от белоруса. Конечно, за это свинство румынам следовало бы "надавать по сусалам"; но Ленин и Троцкий были заняты: там Колчак, здесь Деникин, там Юденич... До Бессарабии ли тут! И 22 года Бессарабия была провинцией королевства Румынии, а Кишинёв - её восточной столицей. В 1939 году товарищ Сталин и партайгеноссе Гитлер поделили Европу: Прибалтику, часть Восточной Белоруссии и Бессарабию вернули СССР, а Гитлеру - Польшу. 2 августа 1940 года была провозглашена Молдавская ССР. 51 год Бессарабия носила это гордое название, пока в 1991 не стала Республикой Молдова...

Но мы увлеклись историческими исследованиями, позабыв о семье Льва. Исправим эту несправедливость.

Дед Льва со стороны отца Иосиф (Ёсл) был рабаем в небольшой синагоге, но жила его большая семья прилично. По вечерам зажигали лампу "блиц" (молния - евр.), Иосиф читал очередную главу Торы, ели "идеше мехулэм" (еврейские блюда), на которые бабушка Льва Сара была большой мастерицей. Ещё в семье были сын Борис (Бейрл) 1900 года рождения, сестра Хая (1905 г. р.) и самый младший - будущий отец Льва Ефим (Ёйне) 1913 года рождения. В возрасте 54 лет скоропостижно скончалась Сара; Бог не дал ей счастья увидеть внука: Лев родился через 2 года. Неудачно вышла замуж и вернулась в семью Хая; долго и тяжело болел Иосиф...

Ефим окончил хедер, но из ешивы его за что-то турнули - Бэла и Ефим при упоминании об этом только улыбались, мы уж никогда не узнаем, почему. Учиться Ефим не любил, но считал хорошо. 2 года отслужил в румынской армии, был подносчиком снарядов к орудию. Дембельнулся и удачно поступил помощником бухгалтера на зеркальную фабрику. Про Бориса и Хаю будет рассказано позже - их жизнь заслуживает отдельного описания.

... Тогда не было дискотек, ночных клубов и прочих разлекаловок. Молодёжь собиралась в субботу вечером у кого-нибудь дома, вскладчину покупали дешёвое красное вино и фрукты, танцевали под патефон, ухаживали за девушками и спорили до хрипоты. На одной из вечеринок Ефим познакомился с Маней - дочерью хозяина самой большой аптеки в городе. Любовь-морковь, то, сё - дело шло к свадьбе. Обе семьи были счастливы выбором детей. Но где-то Ефим познакомился с некой Белой Ройтман - и всё полетело в тартарары: расторг договоренности, женился на Беле и перешёл к ней жить. Маня легко перенесла удар; видимо, их "морковь" была не очень сладкой. Она сохранила дружеские отношения с Белой, а когда родился Лев - явилась на "брыст" (праздник обрезания) и принесла дорогой подарок.

Семья Ройтманов была небогата, жила в небольшой полуподвальной квартире. Дед Льва со стороны матери Абрам был знатоком табака; каждую осень отправлялся на юг Бессарабии, где выращивали хороший табак, покупал его, паковал в тюки и отправлял в Кишинёв. Дома он нанизывал листья на бечёвку и вешал на чердаке сушить - теперь эта операция называется "ферментация". Через определённое время листья снимал, резал, паковал и сдавал на табачную фабрику. Ему помогали мальчики - Яша (Янкель) 1923 года рождения и Петя (Пейсах) 1928 года. Была и сестра Сима - 1917 года рождения. Бабушка Льва, Хана, утром выходила на въезд в город, останавливала крестьянина, везущего овощи или фрукты на базар, покупала всю повозку, делила на кучки и продавала на базаре. Как теперь говорят - снимала разницу между оптом и розницей. После уплаты налога, за весы, хранение и т. д. оставался мизер: много товара портилось, иногда его разворовывали. В общем, семья еле сводила концы с концами.

Рождение Льва принесло удачу в семью Ройтманов: Абраму дали большой заказ, выдали аванс, коробки, клей и даже продали в рассрочку машинку для резки табака, похожую на большую мясорубку. Всю осень Абрам мотался по Трансильвании, скупая дорогой трубочный табак марки "Кепстейн". Работы было очень много, но и заработок оказался хорош: отдали долги, заплатили за 3 месяца вперёд за квартиру, что было очень важно: не уплатил вовремя - приходили полицаи, выбрасывали на улицу бебехи вместе со стариками, детьми и кошками, несмотря на погоду - снег, дождь или жару. Ефим продолжал служить на зеркальной фабрике, а Сима трудилась в "гиганте" полиграфии - типографии, где работало трое рабочих на "американках" и одном линотипе. Хозяином "гиганта" был алкаш (и среди евреев встречаются!) Хаим. До обеда он где-то шлялся, потом являлся в типографию в "дупель" и заваливался спать в кладовке на груду мятой бумаги. Всем остальным заведовала Сима: выписывала чеки и векселя, ругалась с заказчиками и рабочими, ходила в банк и т. д., а вечером, растолкав и выгнав Хаима и отпустив рабочих, подоткнув юбку, мыла пол. Бела служила кассиршей в самом большом мануфактурном магазине. Пейсах уже в 4 ночи стоял у ворот типографии, покупал с полсотни газет и носился с ними и воплями по городу. Не продал до 12-ти дня - пиши пропало, они уже макулатура. Но половину своего "великого" заработка он честно отдавал родителям. Вот так усилиями широких трудовых масс удалось приподнять уровень жизни семьи. Приобрели подержанные платяной шкаф и комод, кроватку Льву, в субботу на столе появлялась бутылка вина и были даже сделаны шаги в поиске более приличного жилья. Но неисповедимы пути Господни! Кто-то там, наверху, вырубил рубильник - и всё посыпалось.

Начал Абрам: захворал, не мог уже мотаться в поиске табака. К тому же на табачной фабрике появилась пара молодых ребят, которые хотя и не слишком "петрили" в табаке, но были молоды, здоровы, наглы... Ефима вызвали на "кончетраре" (переподготовка - рум.). Конечно, за прошедшие 5 лет в деле подноски снарядов появились огромные изменения. Продержали 4 месяца, прекрасно зная, что место работы сохраняется только 3. Когда он вернулся на свою зеркальную фабрику, на его месте сидел какой-то усатый шмок, а главбух пояснил, что хотя шмок полный идиот, но он племянник хозяина, а Ефим, увы... Затем налог на розничную торговлю на базаре был увеличен с 15 до 25%, и торговля стала бессмысленной, Хана осталась сидеть со Львом. И Бела не осталась в стороне от магистральной линии партии: её приревновала жена хозяина, и она птичкой вылетела из магазина. Правда, ей чудом удалось устроиться в солидную румыно-немецкую страховую фирму. Бела была молода, красива, образованна (она единственная в семье окончила гимназию "Реджина Мария" (королева Мария - рум.), свободно говорила на трех языках - и дело пошло, ряды застрахованных ею ширились! Распахнув глаза, она рассказывала, как ей удалось застраховать даже германского консула в Кишинёве, он делал ей галантные намёки, пока не узнал, что она еврейка. И как, являясь за взносами в германское консульство, видела в вестибюле огромный портрет Гитлера в полный рост! К Симе на "гигант" явились судебные исполнители, выгнали всю честную компанию и опечатали двери. Хотя такой исход был неизбежен, но все на что-то надеялись...

И семья Ройтманов осталась на заработки Белы и Пейсаха. Так стоит ли ругать Белу, что она кое-что прихватывала из страховых сумм - не голодать же, в самом деле. Наладится - отдадим! Ефим, Сима и Янкель целыми днями мотались по городу в поисках работы, но... И тут ревизия у Белы выявила недостачу в 6 тыс. лей (среднемесячный заработок рабочего в те годы составлял 600-700 лей). Сумма казалась чудовищной и потому ошибочной; но Ефим с карандашом в руках доказал: там взяли пару сот за квартиру, там оплатили счета доктора и за лекарства, там то, сё... Набежало!

Фирма платила Беле 8% от страховых сумм. Бросились к кредиторам, но они в один голос, как сговорившись, талдычили одно: с каких заработков, господа, собираетесь эту сумму погасить? И под какой процент? И в какой срок? И под какую недвижимость? А из недвижимости у Ройтманов имелся только старый кот Майне-цурес (моё горе - евр.), единственный друг Льва.

Беле дали ультиматум: погасить долг до 1 июля 1940 года. Нет - юрист фирмы 2 июля передаст документы в суд и Ефим станет "соломенным" вдовцом, а бедный Лёвчик - полусиротой года на 3.

Гивалт (караул - евр.)! Таганка! Но что вопить, если денег нет и не предвидится. Надо сушить сухари и уповать на чудо. А оно двигалось со скоростью танка БТ-7. 28 июня 1940 года части Красной Армии под командованием генерала армии Жукова вошли в Кишинёв. Начал осуществляться пакт Молотова-Риббентропа, о котором мы говорили в начале этого рассказа. Бежали в Румынию в панике, всё бросив, состоятельные люди, чиновники, военные, священнослужители, журналисты, юристы, учителя... Бежала и фирма Белы. И всё это произошло за 3 дня до её неизбежного ареста и суда. Вот и не верь в чудеса!

А простые люди встретили советы на ура, криками "треяске" (да здравствует - молд.). Советский агитпроп все годы "оккупации" вещал по радио, заваливал книгами, газетами, журналами, крутил фильмы - "Истребители", "Светлый путь", "Волга-Волга", "Депутат Балтики" и т. д., а в Бессарабии 90% населения владело русским языком. Люди искренне верили, что у Советов нет домохозяев-грабителей, полицаев с дубинками, чиновников-взяточников, лавочников-ворюг... Все радостно и дружно трудятся над построением светлого будущего. (Про Мировую революцию притихли.) За слово "жид" - тюрьма!? "Треяске"!

После провозглашения МССР в Кишинёве стали формироваться наркоматы (министерства), и вот тут-то выяснилось, что подходящих людей нет, сбежали. Ефим явился почему-то в Наркомат внутренних дел, его с радостью взяли замначальника финансового управления. Присвоили звание лейтенант, выплатили три оклада "подъёмных". Белу взяли кассиром в центральный аппарат вольнонаёмной, с полутора окладами. Бела и Ефим никогда не держали в руках столько денег сразу! Рассчитались с долгами, приоделись, Льву купили восхитительные белые ботики на кнопках, которыми он очень гордился. Но это ещё было не всё! Ефиму выделили прекрасную квартиру на Екатерининской какого-то сбежавшего чиновника: две комнаты с кухней, хорошей мебелью и запасом угля и дров на два года.

Абрама поместили в больницу (у него уже диагностировали рак желудка), подлечили, и оказалось - бесплатно! Янкеля зачислили в школу милиции, он являлся домой в увольнение стриженый, в форме, небрежно курил "Беломор", рассуждал о политике... Пейсаху запретили торговать газетами, вернули в школу, предупредив, что за прогулы ответит по законам военного времени. Бедный ребёнок, не очень любивший школу, был готов в ней ночевать! Установили мизерную квартплату, и Хана тихонько спрашивала Ефима: когда вернётся хозяин (она была в этом уверена), надо будет доплатить за всё время? Ефим хохотал, а Хана разводила руками. Но самый большой фортель "отмочила" Сима.

... Через пару недель после прихода Советов в квартиру Ройтманов рано утром постучали. Вошли двое мерзавцев в форме, спросили, здесь ли живёт Сима Ройтман. Бледная до синевы Сима призналась, ей бросили одежду, сказав: "Одевайтесь, поедете с нами". Начался хоровой вой: ой-вей, Сибирь, всё, пропала наша Симочка! А мерзавцы привезли Симу к её "гиганту" полиграфии. Нашли плотника, сбили замки и сообщили, что она назначается директором типографии. В недельный срок надо обеспечить выпуск агитационно-массовой печатной продукции вот по этим образцам. И предложили тут же составить штатное расписание.

К этому времени наша Симочка уже успокоилась, проявилась её природная наглость. Кроме себя, она включила в штат зама, четырёх рабочих, кладовщика, бухгалтера и уборщицу. Короче: там, где когда-то работало четверо, стало работать девять. Расписание и ставки утвердили сходу. Принципы советского производства Сима усвоила сразу! Взяла к себе на работу подружек и знакомых, приобрела портфель и красную баску (головной убор), сделалась ужасно занятой. На подначки Ефима отвечала гордо и резко. Не шутка - директор!

Много лет спустя Ефим шутил, что советская власть выделила его семье только 3 хороших года: один до войны и два - после.

Между тем, единственный хороший довоенный год подходил к концу...


 
 

Цидулко, Наум
№166 Apr 2018

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.