на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Ландер, Михаил
Это было недавно, это было давно


Есть вещи, которые глубоко упрятаны в моей памяти, о которых никогда не хочется вспоминать. Проведя свое юношество в военном лихолетье, я перепрыгнул из детства во взрослую жизнь с измененной психикой. Этот синдром, наверное, был в первые годы у всех, кто прошел горнило войны. Поэтому на память военных лет я наложил "табу". Правда, позднее, когда стал пописывать, написал на эту тему несколько рассказов из личных воспоминаний, но никак не воспевающих войну, будь она проклята.  У меня к этому особое отношение. Но в глубине памяти сидят такие эпизоды... Чтобы их выплеснуть, нужен особый раздражитель. Мы живем в мире противоречивой информации с обеих сторон.  Поэтому нашим русскоязычным слушателям, особенно пожилым (молодняк это вообще не слушает, и правильно), нужно полагаться на свое мнение, с высоты прожитых лет. Что касается меня - я эту белиберду вообще не слушаю. Иногда "Голос Америки" или "Свободу". Но однажды включил "Первую студию" Первого канала Москвы.

Речь шла о событиях в Украине. А за пару дней до этого я видел немецкий репортаж из Киева о факельном шествии украинских националистов. Я думал, что липа. Ан нет.

Мой бывший старший механик, живущий в Киеве, подтвердил все это. А рассказы моих друзей из Одессы, проклинающих Майдан и насильственную украинизацию родного города, меня повергли в шок. "Первая студия" предоставила слово представителям Украины. Все бы ничего - кто кого перекричит. Но когда они дружно стали оправдывать национализацию и хвалить УПА-ОУН - Украинскую повстанческую армию, бандитов и карателей, воевавших на стороне немецкой армии, я взорвался.

И тут из далеких закоулков памяти, минуя "табу", всплыло 10 апреля 1946 года в Одессе. Ровно два года со дня освобождения города от оккупации. А теперь расскажу, как в клятве, - правду, только правду и ничего кроме правды. Наш дивизион тральщиков только вернулся с очередного траления, и мы ошвартовались в Арбузной гавани. Утром 10 апреля прибыло указание комдива выделить с каждого корабля одного офицера и матроса с табельным оружием в распоряжение городской комендатуры. От нашего корабля ТЩ-189 назначили меня и старшего матроса Тохтомашева. Нас привезли в городскую комендатуру. Она тогда находилась на углу Александровского проспекта и улицы Бебеля.  Сиплоголосый комендант сказал, что на Соборной площади будет публичная казнь изменников и бандитов. Нет-нет, вы расстреливать не будете, их будут просто вешать. Ваша задача, флотских, стоять в окружении трибуны при чтении приговора. Нам выдали патрульные повязки, и мы вышли в тесный двор. Там у стены на земле сидело полсотни осужденных со связанными руками. Вдоль них стояли конвоиры. Кто-то крикнул встать, и им дали по сигарете. Рядом поднялся белобрысый молодой паренек. "Тебе сколько лет?" - спросил я. Он молчал. "Отвечай, сука, лейтенанту", - сказал конвоир и отошел.  "Двадцать чотыри". - "А за что взяли?" - "А хто це знамо. Стреляв, як уси службовци".  - "И много настрелял?" - "Майбуть, с десяток, не считав. Цэ ж вороги - москали та й жиды". Моя рука потянулась к моему ТТ. Но меня опередил Тохтомашев, ударив прикладом по голове белобрысого. "Не сметь!" - между нами стал конвоир. Соборная площадь была оцеплена. На ней собралось примерно две-три сотни горожан. Накрапывал мелкий дождь. Недалеко от памятника Воронцову стоял столик с трибуной. Дальше - балка с десятью веревками. За столом сидело трое. Четвертый - за трибуной, все в армейской форме.

От микрофона звук двоился, как эхо. Приговор зачитывался минут двадцать. Затем подъехала полуторка с десятком приговоренных, на каждом была табличка "УПА". Конвоиры надели на них петли - и полуторка отъехала. Минут через десять полуторка сдавала назад и конвоиры снимали петли. Затем подходила следующая полуторка. Через час все было закончено. Комендантский взвод разбирал виселицу и сматывал провода с динамиками. Не дожидаясь транспорта, мы пошли пешком на корабль, забыв снять патрульные повязки. У меня было ощущение, что я прикоснулся к чему-то грязному и вонючему. Раньше я видел врагов лицом к лицу и пленных тоже, а эти в моей голове не укладывались. На Военном спуске мы зашли в закусочную, я попросил два стакана водки. "Я не пью, мне нельзя, - сказал Тохтомашев, - я мусульманин". Я выпил второй стакан. У проходной встретили командира корабля Хомякова и откозыряли ему.  "Идите немедленно спать, лейтенант, и не забудьте снять пистолет, а вы, старший матрос, проследите. Ясно?"

На обед я не вышел. На душе было муторно, все, что забыл, выползало, опять эта оторванная детская ножка в лакированной туфельке, мои соседи-школьники - Галя Кировская и Павлик Розенберг, которых повесили на воротах нашего дома... К ужину попросил у доктора спирта, с трудом заснул. Через месяц демобилизовался старший матрос Тохтомашев, а в ноябре и я. Но события того дня в моей памяти засели надолго.  А теперь вопрос. Какой у нас сейчас год? Ведь прошло более семидесяти лет. Кто они, эти наседки, которые так долго, с тех пор высиживали змеиные яйца, которые в Украине уже вылупились и продолжают дело висельников. Да просто. В Украине злобный национализм существовал всегда, просто об этом стыдливо умалчивалось.

Я не хочу заниматься политикой, но именно Украине нельзя было давать государственность без федеративности. Теперь этот пожар расколет ее на части, и чем скорее, тем лучше, меньше невинных жертв.

Насаждение бандеровской властью моно в языке и культуре всегда кончается насильственным свержением этой власти, тем более в искусственно созданном государстве, никогда в истории не существовавшем. Мне жаль мою родную Одессу - она снова в оккупации. Сейчас Соборная площадь пустует, пока.

 


 
 

Ландер, Михаил
№158 Aug 2017

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.