на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Зелиговский, Валерий
АРМИЯ ПРОТИВ ФЛОТА
(Ко Дню Победы)

Был август 1944 года. Союзники успешно высадились в Нормандии и быстро продвигались на восток. Советская армия, не считаясь с огромными потерями, рвалась на запад. Сталин старался захватить как можно больше соседних стран и вступить в Берлин, опередив союзников.

"Солдат не жалеть, бабы новых нарожают", - скажет уверенно "маршал Победы" Георгий Жуков.

Для дальнейших успехов в войне стране было необходимо скорейшее восстановление военно-морского и речного флота. Инженеры-судостроители производили танки, самолёты, пушки на сотнях заводах огромной страны. Наркомат судостроительной промышленности срочно разыскивал своих специалистов по всей территории Советского Союза.

Павел, инженер-механик, работавший до 1941 года на Николаевском судостроительном заводе, а во время войны - на оборонных заводах, был вызван в Москву.

В Москве, в наркомате, обстановка резко отличалась от заводской: спокойные, уверенные лица, улыбки, доброжелательность, порой ликующие взгляды.

Судостроительная промышленность переживала своё второе рождение. Павел встретил нескольких знакомых инженеров по Николаеву. В столовой наркомата его накормили вкуснейшим обедом. Такого он не пробовал с довоенных времён. Секретарша при регистрации с улыбкой сказала ему: "Зайдите к наркому". Нарком - Носенко Иван Исидорович - был его однокурсником. После окончания Николаевского кораблестроительного института, в конце 30-х, они вместе работали на всесоюзно известном судостроительном заводе имени Андре Марти. После 1935 года карьера энергичного и делового Вани Носенко стремительно пошла вверх. Товарищи по институту и заводу искренне радовались его успеху. Встреча с наркомом прошла очень тепло: вспомнили молодость, любимый город, завод, общих друзей.

- С выходом нашей армии к рекам Восточной Европы и расширению военного театра на морях наши судостроители нужны стране, как никогда раньше. Ремонт военных кораблей и подводных лодок, боевые речные катера и понтоны существенно приблизят нашу победу, - сказал нарком. - Поедешь на судостроительный завод в Киев. Там можно много полезного сделать для наших армии и флота, - резюмировал он.

На прощание Ваня подарил своему другу пачку американских сигарет. По тем временам это был королевский подарок.             

В кровавой, безжалостной мясорубке войны, в первую очередь, погибали самые молодые, самые сильные, самые храбрые. Армия нуждалась в бесконечном пополнении мужчин, способных держать оружие. Военкоматы призывали всех.                                                                                       

Каждый инженер имел воинское звание. Павел был приписан к флоту. В его военном билете было записано "инженер-капитан-лейтенант" (армейское звание - инженер-капитан, 4 маленькие звездочки и один просвет на погонах). Человек он был штатский, никогда не носил формы, но морские обычаи, традиции и любовь к флоту были воспитаны в нём со студенческих лет.

Павел уверенно зашёл в военкомат, чтобы сняться с воинского учёта и ехать по назначению. За обшарпанным столом сидел армейский майор с орденом Красной Звезды и желтой нашивкой за ранение. Он медленно положил дымящуюся папиросу в обрезанную гильзу от 76-мм снаряда, служащую ему пепельницей. Затем внимательно, с хищной улыбкой посмотрел на вошедшего худощавого, крепкого морского инженера. Майор небрежно выслушал доклад, мельком глянул на документы и, обнажив желтые зубы, сказал:

- Опять на завод захотел, а Родину кто защищать будет?

На возражение вновь прибывшего: "У меня предписание моего наркомата!" - майор гаркнул: "Молчать!"

Все документы своей жертвы майор с удовольствием вложил в большой серый конверт, надписал фамилию, открыл ящик перед собой и бросил туда этот конверт. В ящике лежало уже полдюжины конвертов такого же цвета.

- Завтра к 8 утра с ложкой и кружкой быть здесь. На фронт поедете, - громко и четко объявил майор.

Павел вышел из военкомата совершенно разбитый и подавленный. Он машинально перешел улицу, и перед его глазами возникла аккуратная вывеска: "Военкомат. Военно-морское министерство СССР". Павел с надеждой открыл дверь. Всё было по-флотски аккуратно и чисто. В углу приёмной стоял небольшой якорь, в другом углу - корабельный штурвал, медные части которого были надраены до блеска. Павел попал в давно забытую флотскую обстановку. На душе у него потеплело. У дверей кабинета военкома стоял матрос с винтовкой, за столом сидела молодая симпатичная секретарша. Она приветливо улыбнулась ему и спросила о цели визита. Такого доброжелательного отношения Павел не мог припомнить с довоенного времени.

Это было как в сказке: "перед ним царевна прекрасная, позади чудовище поганое". "Царевна", продолжая улыбаться, внимательно выслушала его, затем постучала в дверь к военкому и через 5 минут пригласила посетителя в кабинет.

Военком был в звании капитана второго ранга (что соответствует званию армейского подполковника). В кабинете всё блестело, чувствовался какой-то флотский шик, несмотря на тяжелейшее время войны и разрухи.

Военком был среднего роста, широкоплечий, с приятным, открытым русским лицом. Он с улыбкой крепко пожал Павлу руку и пригласил его присесть. На чёрном кителе военкома сверкали ордена Красной Звезды и Отечественной войны, жёлтая и красная нашивки говорили о ранениях. Узнав, что Павел работал на судоверфи Николаевского завода, сказал, что бывал там по службе до войны. А потом, улыбнувшись, вспомнил:

- Ну и девушки красивые в вашем городе.

По мере дальнейшего рассказа посетителя капитан всё больше мрачнел и в конце беседы схватил телефонную трубку, как гранату.

- Майор, вы мобилизовали нашего человека, инженер-капитан-лейтенанта. Вы разбазариваете наши ценные кадры. Человек учился 5 лет на инженера, 15 лет работал, причём 3 года на армию, теперь он нужен флоту. Он имеет предписание от нашего министерства прибыть на судостроительный завод. Верните ему документы, иначе пойдёте под трибунал. Вы говорите: "Посмотрим?" Вот именно, посмотрим, - сказал он и бросил трубку.

Капитан второго ранга тяжело опустился в кресло.

- Я выше его по званию, но он мне не подчиняется, буду звонить своему начальству. Мы ещё повоюем, - объяснил он обстановку. - Приходите с утра сразу ко мне, - добавил он.

Павел вышел из военкомата с надеждой, на сердце было тяжело. Секретарша сочувственно смотрела ему вслед. 

Вернувшись домой, он рассказал о происшедшем жене и тёще. Они не ожидали такого поворота событий и проплакали всю ночь. Пятилетний сынок не разделял их настроения. Он был горд, что наконец-то его отец пойдёт на фронт. "Конечно, мой папа, такой большой и сильный, поможет Советской армии разбить немцев и приблизить победу". Сын подошёл к отцу, обнял его и попросил:

- Ты когда вернёшься с фронта, привези мне хотя бы один патрончик.

Отец улыбнулся, крепко прижал к себе тщедушное тельце своего несмышлёного сына.

- Обязательно привезу, - сказал он и грустно добавил: - Если останусь жив.

Наутро, ровно в 8:00, Павел был у капитана второго ранга.

- Я дам вам сопровождающих, идите, - сказал тот.

Павел снова перешёл дорогу в обратном направлении с двумя сопровождающими его матросами и вошёл в армейский военкомат. Та же обшарпанная, удручающая обстановка. Постучал в кабинет майора, ответа не было, он толкнул дверь и вошёл вместе с матросами.

- Выйдите, - зашипел тот на матросов, - а вы останьтесь. С вами только свяжись, одни неприятности. 

Павел подумал: "Это к чему, к флоту или к национальности? "

Майор продолжал:

- Вечно вы вывернетесь из любого положения.

Тут уже сомнений не было - к национальности.

Затем майор достал из ящика тот самый серый конверт с написанной вчера фамилией вошедшего, вынул из него документы и резко бросил их на стол.

- Забирайте ваши бумаги и никогда не попадайтесь мне на глаза. Второй раз у вас это не пройдёт! - выкрикнул зло, на одном дыхании военком.

Павел внимательно просмотрел свои документы, чудом вернувшиеся к нему. Всё проверять - это была привычка инженера, постоянно имеющего дело с чертежами и важными документами. Павел вежливо поблагодарил майора и направился к выходу. Тот пробурчал что-то нечленораздельное, очень похожее на мат.                                                                                              

Павел вернулся, чтобы поблагодарить капитана второго ранга и попрощаться.

- Сегодня утром, после вашего ухода, я получил письмо из своего министерства, - сказал капитан. - "Всячески способствовать инженерно-техническому персоналу судостроительной промышленности выехать по назначению в западные районы СССР для восстановления военно-морского и речного флота", - прочитал он и с усмешкой заключил: - Позвоню армейскому майору, я спас его от трибунала.

Павел вытащил заветную пачку американских сигарет, медленно открыл её и угостил капитана, затем матросов, стоящих в сторонке. Все закурили.

- Откуда такое чудо? С довоенных лет не пробовал, - удивился капитан.

- Нарком подарил, - скромно ответил инженер.

- Так что же ты раньше не сказал, что он твой друг, дело бы упростилось.

- Да как-то неловко было говорить.

Начатую пачку сигарет Павел протянул военкому.

- На память, капитан, спасибо, выручил, никогда не забуду, детям расскажу.

            - Да брось, инженер, это мой долг, флотские своих не бросают, - сказал капитан, растрогавшись.

Павел уехал по назначению вечером в тот же день.


 
 

Зелиговский, Валерий
№155 May 2017

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.