на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Когда у правительства нет денег...
(АМЕРИКА: от и до)

Финансовый год правительства США начинается 1 октября текущего года и завершается 30 сентября следующего года, и если до полуночи 1 октября Конгресс не утвердит закон о выделении правительству денег на новый финансовый год, правительство останавливает работу. Что и произошло...
Федеральное правительство остановило свою работу. Это произошло в одиннадцатый раз в истории нашей страны. Первая остановка - Government Shutdown - случилась сравнительно недавно - в 1980 году. Так решил министр юстиции Бенджамин Чивилетти. 
Значит ли это, что в предыдущие два столетия Конгресс всегда укладывался в срок - утверждал годовой федеральный бюджет до 1 октября? Очень часто в срок не укладывался. Однако остановок в работе не было. Правительство продолжало расходовать деньги. Таким образом правительство, во-первых, нарушало Конституцию и, во-вторых, нарушало принятый в 1884 году Закон о борьбе с дефицитом бюджета (Anti deficiency Act).  
В Конституции (статья 1, раздел 9, пункт 7) записано: "Никакие средства не могут быть изъяты из казны, кроме как в результате ассигнований, установленных законом".
Яснее не скажешь: из госказны ничего не следует изымать, если нет ассигнованных Конгрессом денег. Долгие годы федеральное правительство следовало Конституции. Но закончилась в 1865 году Гражданская война, правительство сократило финансирование военного министерства, а военные продолжали расходовать деньги, как во время войны. Бывало, что расходовали за три-четыре месяца деньги, выданные на весь год. Да и другие министерства тратили, случалось, больше, чем им было дано законом. С этим мирились республиканцы, безраздельно господствовавшие в Конгрессе в первые годы после Гражданской войны. Но, вновь став двухпартийным, Конгресс решил воздвигнуть барьер перед беззаконным изъятием денег из казны. Барьером стал принятый в 1884 году Закон о борьбе с дефицитом бюджета.
С тех пор закон дополнялся и расширялся, но никогда не служил препятствием для деятельности правительства, если Конгресс не успевал - по той или иной причине - утвердить до 1 октября бюджет на очередной финансовый год. Подобное стало почти что нормой. Чивилетти, министр юстиции в последние два года Администрации президента Джимми Картера, покончил с такой практикой. Он распорядился: нет в казне денег - прекращайте работу. Решение, ставшее историческим, заслуживает внимания.
В апреле 1980 года Конгресс обсуждал законопроект о финансировании Федеральной торговой комиссии (Federal Trade Commission) на начинающийся 1 октября новый финансовый год. Обсуждал, обсуждал, обсуждал... А 25 апреля министр юстиции Чивилетти объявил: если к 1 мая билль о финансировании Федеральной торговой комиссии не будет утвержден, ей следует остановить работу - согласно Закону 1884 года о борьбе с дефицитом. 1 мая Комиссия прекратила работу. Но в этот же день Конгресс одобрил билль о ее финансировании. 2 мая Комиссия возобновила работу.
Первая в истории остановка работы правительственного ведомства продолжалась один рабочий день. Но вот десятая - последняя перед нынешней - оказалась самой продолжительной - 35 дней. Началась 22 декабря 2018 года, закончилась 25 января 2019-го. Можно только гадать, сколько продлится нынешняя. Возможно, станет рекордной. Противоборствующие стороны, республиканцы и демократы, не готовы - если судить по их заявлениям - к компромиссу. Следует готовиться к затяжному противостоянию. Что ждет страну?
Поскольку история предыдущих остановок работы правительства хорошо документирована, легко предсказать: ничего страшного не случится. Пожилые люди будут получать ежемесячные пенсии. Действие государственных медицинских страховок "Медикер" и "Медикейд" не отменяется. Вооруженные силы всех родов войск в отпуска не уходят. Федеральное бюро расследований продолжит борьбу с преступниками, а Иммиграционная и таможенная служба (ICE) продолжит отлов нелегальных иммигрантов. Но прекратят - остановят - работу федеральные организации, которые не несут непосредственной ответственности за наше благосостояние, здоровье, безопасность. Правительство лишится поступлений в казну из-за закрытия Национальных парков, музеев Смитсоновского института. И, конечно, десятки тысяч - а может, сотни - федеральных служащих окажутся без зарплаты... 
Кто же несет вину за остановку работы правительства?
Газета The New York Times обвинила Дональда Трампа. "Президент Трамп стремится лишить миллионы американцев медицинской страховки, а демократы в Сенате отказываются с этим согласиться", - объясняет 1 октября редакционная статья. Я придерживаюсь противоположного мнения. По многим причинам. Вот только одна: остановку работы правительства можно было легко избежать резолюцией о "продлении финансирования" (Continuing Appropriations Resolution - CR). Такая законодательная мера позволяет сторонам-спорщикам продолжать переговоры о бюджете без остановки работы правительства. Подобное часто практиковалось. 
Республиканцы предложили "продлить финансирование" до 21 ноября и попытаться достигнуть к этому дню компромисса. Нижняя палата Конгресса одобрила предложение, верхняя отвергла. В нижней требовалось простое большинство голосов, в верхней для одобрения резолюции о "продлении финансирования" требовалась поддержка не менее шестидесяти сенаторов. Но только два демократа из сорока семи голосовали вместе с 53-мя республиканцами. 46 демократов отвергли продолжение диалога о бюджете на новый финансовый год и добились таким образом остановки работы правительства. 
В редакционной статье газеты The New York Times возможность резолюции о "продлении финансирования" даже не упоминается. Но в статье говорится о (цитирую) "тактической целесообразности решения демократов". Говорится, но не разъясняется, что значит "тактическая целесообразность"? Не разъясняется, полагаю, по одной причине: разъяснение могло вселить в сердца читателей подозрение о подоплеке организованной демократами остановки работы правительства.
"Наше решение продиктовано заботой о здоровье американского народа", - объявил лидер фракции демократов в Сенате Чарльз Шумер.
Общенациональный опрос, проведенный этой газетой, выявил, что проблема здравоохранения беспокоит американский народ меньше всего. Только два процента считают эту проблему важнейшей. Опрос проводила не поддерживающая Республиканскую партию организация. The New York Times - флагман СМИ сторонников, защитников и пропагандистов Демократической партии. Решение сенатора Шумера остановить работу правительства - чисто политическое. Демократы против всего, за что ратует президент Трамп, и поддерживают все, против чего он возражает. Но у Шумера есть и личная причина голосовать против резолюции о "продлении финансирования", позволяющая искать компромисс в переговорах с республиканцами.
Сегодня у Демократической партии нет общепризнанного лидера, каким обычно бывает президент, или спикер Палаты представителей, или лидер большинства в Сенате. Сегодня президент - республиканец, спикер - республиканец, лидер большинства в верхней палате - республиканец. Ну а кто же командир в Демократической партии? Разумеется, не Хаким Джеффрис - лидер партийной фракции в нижней палате, совершенно заурядная личность. Шумер? Конечно же нет. Сегодня парадом командуют радикалы - демократы-социалисты. Традиционные либералы отошли на второй план. Опрос за опросом показывают: радетели социализма - главная избирательная база нынешней Демократической партии. Лучшее тому подтверждение - победа социалиста Захрана Мамдани в демократических праймериз в Нью-Йорке, и совершенно не исключено, что 4 ноября он победит на всеобщих выборах и станет мэром крупнейшего американского города.
Господин Шумер не намерен расставаться с Сенатом, порог которого переступил в январе 1999 года и с тех пор легко защищал депутатский мандат. Потому легко, что в штате Нью-Йорк, который он представляет в Сенате, у него не было серьезных соперников ни среди демократов, ни среди республиканцев. В 2028 году у Шумера - в этом году 78-летнего - наверняка будет молодой соперник. Кто именно? Он знает, и вся страна - та ее часть, которая интересуется политикой, - знает: конгрессвумен социалистка Анастасия Окасио-Кортес. Чтобы победить ее в демократических праймериз, Шумеру следует заручиться поддержкой тех самых избирателей, которые голосовали за социалиста Мамдани. И поэтому вся текущая законодательная деятельность сенатора Шумера преследует одну цель: не отпугнуть этих избирателей. Он не смеет перечить политическим требованиям социалистического крыла Демократической партии. Забота о "здоровье американского народа" - словесная ширма, за которой скрывается личная цель лидера демократов в Сенате. Обратимся к фактам.
В федеральном бюджете, предложенном республиканцами, предусмотрены многомиллионные сокращения финансирования "Медикейда" - медицинской программы для малоимущих и нетрудоспособных. Но в годы правления Администрации Джо Байдена услугами "Медикейда" пользовались миллионы нелегальных иммигрантов и миллионы трудоспособных. В ходе прошлогодней предвыборной кампании Трамп обещал, что, в случае победы на выборах, с этим будет покончено. Контролируемый республиканцами Конгресс согласился с президентом и 77 миллионами избирателей, голосовавших за Трампа.
Демократы-социалисты настаивают на финансировании "Медикейда" в прежнем объеме. Это одна из причин остановки работы правительства. Вот еще одна: отказ республиканцев продлить программу "ковидной помощи". Программа была принята в декабре 2021 года по настоянию администрации Байдена и при поддержке Конгресса, контролируемого демократами. Малообеспеченные семьи получали денежную поддержку. Программа была временной, ее срок истекает в декабре 2025 года. Совершенно естественно, что республиканцы не предусмотрели в новом бюджете миллионных выплат по этой программе. И с ковидом как будто покончено. Да и срок программы ограничен декабрем нынешнего года. Демократы настаивают на продлении временной ковидной программы помощи, превращении ее в постоянную. 
Если суммировать все требования демократов, они составят 1 триллион 300 миллиардов долларов (прописью: один триллион триста миллиардов). Республиканцы не намерены удовлетворять эти безумные требования. Так есть ли свет в конце туннеля? Как долго продлится инициируемая демократами остановка правительства? 
Требуются голоса шестидесяти сенаторов, чтобы прекратить Government Shutdown. Значит, не менее семи демократов должны голосовать вместе с 53 республиканцами. При голосовании 30 сентября только два демократа поддержали республиканцев. Найдутся ли еще пятеро? И сколько времени потребуется на их поиск?
Демократы не сомневаются, что с помощью верных им СМИ удастся убедить страну, что вину за остановку работы правительства несут республиканцы. Число верных республиканцам СМИ в разы меньше. Чья возьмет? Но вот другой - не менее важный - вопрос: в чьих интересах закрытие правительства? В интересах демократов или в интересах республиканцев? 
 Помните, читатель, невинное предположение редакционной коллегии The New York Times о "тактической целесообразности решения демократов"? Что это за "целесообразность"? Сенатору Шумеру остановка работы правительства проложит, он считает, путь к победе в 2028 году. Это дальний, так сказать, срок "тактической целесообразности". Есть и ближний - предварительные выборы в 2026 году. Демократы уверены в поддержке избирателей, которых затронет - в той или иной степени - остановка в работе правительства. И значит: чем продолжительнее остановка - тем лучше! 
Остановку работы правительства организовали не республиканцы, и они не могут - без поддержки как минимум семи сенаторов-демократов - покончить с остановкой. Но Government Shutdown предоставляет республиканцам возможность очистить федеральные учреждения - министерства, управления, агентства - от мусора. Глава Бюджетного управления Белого дома Расс Воут готов воспользоваться - и это не секрет - остановкой работы правительства для увольнения тысяч государственных служащих. Демократы открыто опасаются этого, но: посеешь ветер, пожнешь бурю. У республиканцев появилась возможность сократить размеры вашингтонского болота. Грех не воспользоваться ею.
Итак, на дворе одиннадцатая в истории остановка работы правительства. Рекорд продолжительности - 35 дней - принадлежит десятой. Она случилась во время первого президентства Трампа, когда Конгресс отказывался финансировать строительство стены на южной границе... 

Будет ли рекорд побит? 


 
 

Орлов, Алексей
№255 Nov 2025

 

Our Florida © Copyright 2025. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.