на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Американский изоляционизм: позавчера, вчера, сегодня
(АМЕРИКА: от и до)

"Мы не мировые полицейские, не судьи и не присяжные. Наши собственные потребности в Америке велики, и они на первом месте", - заявил конгрессмен-демократ Алан Грейсон в 2016 году, когда речь зашла о военном участии США в событиях в Сирии.
"Я должен быть с вами честен, мне все равно, что произойдет с Украиной", - заявил республиканец Джей Ди Вэнс в феврале 2020 года во время предвыборной борьбы за депутатский мандат в Сенате.
Бывший конгрессмен Грейсон и нынешний вице-президент Вэнс - политики с противоположных полюсов идеологического спектра. Будучи депутатом нижней палаты Конгресса, Грейсон зарекомендовал себя как откровенный левак, каковых нынче называют прогрессистами. Что же касается Вэнса, то он - упертый консерватор. При обсуждении абсолютного большинства проблем Грейсон и Вэнс находились бы по разные стороны баррикад. Но они стали бы, вероятно, союзниками при обсуждении вопроса о вовлечении Соединенных Штатов в какой-либо зарубежный военный конфликт. Они оба - типичные изоляционисты. И их отношение к участию США в войнах по другую сторону океана не отличаются от взглядов многих американских политиков как далекого прошлого, так и недалекого. Можно утверждать, что они ведут свою изоляционистскую родословную от Джорджа Вашингтона.
19 сентября 1796 года Вашингтон обратился к согражданам с посланием, вошедшим в историю как "Прощальное обращение" (Farewell Address). В напечатанном в филадельфийской газете American Daily Advertiser обращении президент - за два месяца до выборов - сообщал, что не собирается выдвигать свою кандидатуру на третий срок. Тем самым наш первый президент заложил традицию: два срока - и отставка. Традиция была нарушена спустя почти полтора столетия в 1940 году Франклином Делано Рузвельтом, но была узаконена в 1951 году 22-й Поправкой к Конституции. 
В "Прощальном обращении" Вашингтон объяснил, почему считает нужным не переизбираться на третий срок, но этим не ограничился. Он высказал опасение о возможном расколе страны - секционном (между штатами) и политическом (между партиями). Он отметил, что разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную и предусмотренная Конституцией система сдержек и противовесов - это важные средства для предотвращения захвата власти одним человеком или группой. И Вашингтон предупредил об опасности вступления в блоки и союзы с другими государствами:
"Основным правилом поведения для нас во взаимоотношениях с иностранными государствами является развитие наших торговых отношений при минимально возможном количестве политических связей...
Европа определила для себя ряд первостепенных интересов, которые или не касаются нас, или имеют к нам очень отдаленное отношение. Поэтому ей приходится вступать в частые конфликты, причины которых, в сущности, далеки от наших забот.
Неразумно для нас связывать себя искусственными узами с повседневными прихотями ее политики или со столь же повседневными коллизиями ее дружеских или вражеских отношений.
Наше географически отдаленное положение позволяет нам придерживаться другого курса... Почему же не воспользоваться преимуществами такого особенного положения?..
Нашим правильным политическим курсом являются воздержание от постоянных союзов с какой-либо частью остального мира..."
"Прощальное обращение" Вашингтона стало своего рода его политическим завещанием. Некоторые напутствия первого президента были нарушены. Партийный раскол произошел еще до его отставки и с тех пор существовал всегда. В первые десятилетия XIX века образовался секционный раскол, который привел к Гражданской войне. Однако в течение многих десятилетий - вплоть до второго десятилетия ХХ века - все президенты следовали завещанию Вашингтона не вмешиваться в дела "остального мира".
2 декабря 1823 года президент Джеймс Монро обратился к Конгрессу с традиционным ежегодным посланием "О положении страны", вошедшим в историю как Доктрина Монро. Автором Доктрины был не президент Монро, а его государственный секретарь Джон Куинси Адамс. Выбирая Адамса для сочинения документа, Монро руководствовался тремя причинами. Первая: госсекретарь несет ответственность за внешнюю политику. Вторая: ни один другой советник президента не владел пером так, как высокообразованный госсекретарь. Третья: Адамс был послом США в России. Третья причина была, конечно, главной, поскольку Доктрина Монро адресовалась в первую очередь России.
Начало XIX века - это время, когда Россия уже колонизировала Аляску и Алеутские острова и основала в Северной Калифорнии поселение Форт-Росс. Монро ставил в известность депутатов Конгресса о попытке согласовать границы Российской империи в Америке: "По предложению Российского императорского правительства, посланнику Соединенных Штатов в Петербурге даны полномочия в отношении начала переговоров о правах и интересах двух держав на северо-западном побережье нашего континента", - говорилось в Доктрине. Но Монро не ограничился посланием только России. Это было послание всем европейским странам.
"Мы никогда не принимали участия в войнах европейских держав, касающихся их самих, и это соответствует нашей политике... Поэтому в интересах сохранения искренних и дружеских отношений, существующих между Соединенными Штатами и европейскими державами, мы обязаны объявить, что должны будем рассматривать попытку с их стороны распространить свою систему на любую часть американского полушария как представляющую угрозу нашему миру и безопасности".
Доктрина Монро не была ни законом, ни официальным договором. Однако на протяжении почти столетия - до вступления США в Первую мировую войну - она неукоснительно исполнялась. Западное полушарие оставалось зоной влияния Соединенных Штатов, а любое постороннее - европейское - посягательство трактовалось как угроза безопасности.
Победа в Испано-американской войне 1898 года - при президенте Уильяме Мак-Кинли - закрепила присутствие США в Карибском море, предоставив нашей стране контроль над Пуэрто-Рико, плюс к этому позволила завладеть Филиппинами. Сфера интересов Соединенных Штатов расширилась далеко в Тихий океан. Такая политика не вписывалась, конечно, в традиционный изоляционизм, но соответствовала наступающему столетию. Однако традиционный изоляционизм дал о себе знать с началом Мировой войны.
Война началась в июле 1914 года, а у президента Вудро Вильсона не было ни малейшего желания отправлять армию за океан. Его предвыборная кампания в 1916 году проходила под лозунгом невмешательства в войну. "Он защитил Соединенные Штаты от войны" (He kept US out the War) - таким был главный клич сторонников Вильсона. Обращаю внимание: US - это не только Соединенные Штаты, это был и клич "Он защитил НАС". Это была изоляционистская политика, будто бы списанная с вашингтонского "Прощального обращения". Однако террор пассажирских судов немецкими военными кораблями в Атлантическом океане заставил Вильсона отказаться от такой политики. 
  В апреле 1917 года Соединенные Штаты вступили в войну на стороне Антанты - союза Британии, Франции и России. Вступление США в войну обеспечило победу Антанты над Тройственным союзом Германии, Австро-Венгрии и Италии. Всеевропейская бойня закончилась в ноябре 1918 года. Итоги бойни подвел подписанный в июне 1919 года Версальский договор, в составлении которого Вильсон принимал активнейшее участие. Президент пренебрег заветом Вашингтона об отказе от "постоянных союзов с какой-либо частью остального мира..." По его предложению, мирный договор предусматривал создание Лиги наций, которая, в чем не сомневался Вильсон, обеспечит навсегда мир во всем мире. Но когда Версальский договор поступил на ратификацию Сената, он был отвергнут - отвергнут из-за того, что предусматривал Союз - вхождение США в Лигу наций.
"Если бы США не вступили в войну, Ленин и Троцкий висели бы на фонарях в Петрограде", - писал десятилетия спустя после Первой мировой политический комментатор Патрик Бьюкенен, изоляционист до мозга. Возможно, он прав, но история, как мы знаем, не терпит сослагательного наклонения, и история доказала - безо всяких сослагательных - прочность изоляционизма в нашей стране. Прочность гарантировали итоги войны.
Победа победой, но в Европе - на чужой земле - нашли смерть 116 тысяч американцев, 204 тысячи были ранены. Когда в 1933 году к власти в Германии пришла Национал-социалистическая Рабочая партия, в Европе запахло войной, поскольку нацисты не скрывали желания взять реванш. Конгресс отреагировал законом о нейтралитете, принятым в 1935 году. В 1937-м Конгресс снова принял такой закон. Третий закон о нейтралитете был принят в ноябре 1939 года - после того, как Гитлер вторгся в Польшу с запада, Сталин - с Востока, и Британия с Францией объявили войну Германии. Но далеко не все в Америке доверяли принятым правительством законам. Память о жертвах в европейской войне была все еще жива. И в сентябре 1940 года родился Комитет "Америка прежде всего" (America First Committee), считающийся апофеозом американского изоляционизма.
Отцами-основателями Комитета были давно забытые историей аспирант юридического факультета Йельского университета миллионер Дуглас Стюарт-младший, совладелец пищевой империи "Квакер Оутс", и отставной генерал миллионер Роберт Вуд, глава империи универмагов "Сирс, Роубак". Лицом Комитета были - и вошли в историю - летчик Чарльз Линдберг, первый пилот, перелетевший Атлантический океан, и Генри Форд, основатель автомобильной компании. Комитет насчитывал более 800 тысяч членов, среди которых были два будущих президента - Джон Кеннеди и Джеральд Форд. Неучастие в европейской войне - это была главная цель Комитета. 
Изоляционизм, по словам Линдберга, "не означает отгораживание Америки от контактов с остальным миром, а означает, что будущее Америки не будет связано с постоянными войнами в Европе. Означает, что американские мальчики не будут отправлены за океан умирать ради того, чтобы Англия, Германия, Франция или Испания могли господствовать над другими странами".
Предложение президента Франклина Делано Рузвельта в декабре 1940 года о военной помощи Великобритании - Закон о ленд-лизе - Линдберг считал "решением о вступлении в войну в Европе, что будет фатальным для нашей страны". Хотя и Палата представителей, и Сенат одобрили подавляющим большинством голосов этот закон, но единогласия не было даже среди однопартийцев Рузвельта. В нижней палате "против" голосовали 25 демократов, в верхней - 13.
Комитет "Америка прежде всего" самораспустился после нападения японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года и вступления США во Вторую мировую войну.
14 августа 1941 года - до официального вступления США во Вторую мировую войну, но уже после нападения Германии на Советский Союз - президент Рузвельт и британский премьер-министр Уинстон Черчилль подписали Атлантическую хартию, заложившую основу Организации объединенных наций. Создание ООН можно рассматривать как официальное решение Соединенных Штатов перестать следовать завету Джорджа Вашингтона об отказе от "постоянных союзов" с зарубежными странами. 
Сегодня мы собьемся, наверное, со счета, подсчитывая международные союзы-организации, членами которых состоит наша страна. Изоляционизм давно исключен из официальной политики, но ген изоляционизма никуда не исчез. Как только правительство Соединенных Штатов - в лице президента, будь он республиканцем или демократом, - дает понять о намерении быть вовлеченным в тот или иной зарубежный конфликт, немедленно находятся противники. Политики и журналисты, юристы и профессура, капиталисты и финансисты, общественные деятели и деятели профсоюзные - все они наперебой убеждают президента отказаться от "безумного намерения". Обычно такая реакция имеет партийную окраску. Обычно, но далеко не всегда. Нынче, например, многие заметные республиканцы публично выражают несогласие с президентом Дональдом Трампом, решившим вмешаться в войну Израиля и Ирана. Изоляционизм неизлечим.


 
 

Орлов, Алексей
№252 Aug 2025

 

Our Florida © Copyright 2025. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.