на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Сенат говорит "нет" назначенцам президента
(АМЕРИКА: от и до)

В первые после выборов дни президент-элект Дональд Трамп установил рекорд по числу назначений на высокие правительственные посты. Не прошло и трех недель со дня победы 5 ноября, а он уже заполнил все министерские позиции, которые станут вакантными, как только канет в небытие администрация Джо Байдена. Большинство назначенцев Трампа - не только министры - приступят к исполнению своих обязанностей лишь после утверждения их кандидатур Сенатом.
Президент, записано в Конституции (2-я Статья, 2-й Раздел), "назначает на должности и по совету, и с согласия Сената, вводит в должности послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц Соединенных Штатов..."
У президента есть право назначать, у Сената есть право не соглашаться. История знает девять отвергнутых Сенатом назначенцев президента на министерские посты. Совсем немного - лишь девять за более чем двести лет. Случалось, президенты и президенты-электы отменяли свои решения. Случалось, сами кандидаты отказывались от назначения, как поступил бывший конгрессмен Матт Гетц, назначенный Трампом на пост министра юстиции. Убедившись, что большинство сенаторов отвергнут его кандидатуру, он отказался от предложенного ему министерского поста.
Окажется ли Гетц единственным назначенцем Трампа, снявшим с обсуждения Сената свою кандидатуру? В ближайшие дни и недели мы получим ответ. Известно, что по крайней мере трех выдвиженцев Трампа ждет нелегкий экзамен в верхней палате Конгресса. Это Пит Хагсет (выдвинутый на пост министра обороны), Роберт Кеннеди-младший (министр здравоохранения) и Тулси Габбард (директор Национальной разведки). Отвергнет ли Сенат хотя бы одного из них?
В первых числах января начнется очередная сессия Конгресса, и в его составе республиканцы имеют большинство мандатов не только в нижней палате, как в завершающейся сессии, но и в верхней: 53 против 47. Это вовсе не значит, что перед всеми назначенцами президента-республиканца будет расстелена красная ковровая дорожка на их пути в правительство. Бывало, сенаторы отвергали кандидатуры назначенцев президента-однопартийца. Как случилось в 40-е годы XIX века, когда Сенат, в котором у Партии вигов было большинство мандатов, сказал "нет" четырем (!) назначенцам президента-однопартийца Джона Тайлера. Такое массовое - не имевшее аналогов в истории - внутрипартийное противостояние нуждается в комментарии.
В 1840 году президентом был избран Уильям Генри Гаррисон, Тайлера избрали вице-президентом. Они были приведены к присяге 4 марта 1841 года, а через месяц - 5 апреля - Гаррисон скончался от воспаления легких. Впервые в истории президент скончался при исполнении своих обязанностей. Тайлер не сомневался: вице-президент должен стать президентом. Однако в Конституции подобное повышение ни словом, ни полсловом не оговаривалось. Но Тайлер прискакал на своем вороном из вирджинского поместья в столицу и объявил себя президентом. Депутаты Конгресса настаивали на выборах, а Тайлер не желал покидать президентский дворец. Тем самым он восстановил против себя всех законодателей. Надо ли удивляться, что они с удовольствием отвергали назначенцев президента-самозванца?
Заняв президентское кресло после смерти президента, вице-президент Тайлер заложил традицию. Только спустя более века - в 1967 году - была принята Поправка к Конституции, преобразовавшая традицию преемственности в закон.
Назначенцы Тайлера на министерские посты не были первыми, отвергнутые Сенатом. Первым был Роджер Тони, назначенный в 1833 году президентом Эндрю Джексоном министром финансов. Тони возглавлял министерство юстиции, президент же видел в нем главного помощника в попытке закрыть центральный банк. Сенат отказался доверить казначейство министру юстиции. Но в 1836 году Сенат поддержал решение Джексона назначить Тони председателем Верховного суда. Тони стал первым в истории католиком в высшей судебной инстанции.
Вошел Тони в историю не как первый католик - член Верховного суда, а как автор принятого в 1857 году решения по делу "Дред Скотт против Сэндфорда". Тони письменно изложил, что предоставление чернокожим гражданства является незаконным: "Не могут считаться гражданами, будучи... полностью неспособными образовать союз с представителями белой расы на момент написания Конституции".
Верховный суд наказал Конгрессу не издавать законы, запрещающие институт рабовладения на территории отдельных штатов, и лишал рабов судебной защиты как неграждан. Это решение еще более накалило обстановку в стране. Через четыре года - в 1861-м - противостояние штатов, где рабовладение было запрещено, штатам, в которых рабовладение существовало, явилось одной из причин самой кровопролитной войны в истории Соединенных Штатов.
В 1925 году не дошел до министерского поста Чарльз Уоррен, назначенный президентом-республиканцем Калвином Кулиджем министром юстиции. Кулидж не сомневался, что Уоррен безо всяких затруднений получит одобрение Сената. Как-никак, он дважды получал одобрение, когда его назначали послом США в Японию (в 1921 году) и Мексику (в 1924-м). Состав Сената почти не изменился, но... Но когда Сенат одобрял посольские назначения Уоррена, сенаторов не беспокоила его тесная связь с сахарными компаниями. Иное дело - министр юстиции. Голоса сенаторов разделились поровну - 40:40. Решающий - в поддержку Уоррена - мог внести вице-президент Чарльз Дауэс, но он задержался в дороге на пути к Капитолию. Сразу же после "ничьей" сенатор-демократ Ли Оверман изменил свой голос с "да" на "нет", и президенту Кулиджу пришлось искать замену Уоррену.
Следующим неудачником - назначенцем на министерский пост - стал в 1958 году Льюис Страусс, которого президент-республиканец Дуайт Эйзенхауэр назначил министром финансов. Журнал Time назвал сенатские слушания по кандидатуре Страусса "одним из самых крупных, самых ожесточенных и во многих отношениях самых неподобающих споров за утверждение в истории Сената". После того как Сенат отверг кандидатуру Страусса, президент Эйзенхауэр сказал: "Я теряю действительно ценного партнера в правительственном бизнесе. ... В этом печальном эпизоде больше всех проигрывает американский народ".
Если вкратце: Страусс не стал министром только потому, что в 1954 году сыграл решающую роль в лишении одного из создателей атомной бомбы Роберта Оппенгеймера допуска к секретной работе. Но это краткое замечание для сегодняшнего читателя требует разъяснения.
Ко времени избрания Эйзенхауэра президентом в 1952 году 56-летний Страусс был известен всей стране - не столько как крупный бизнесмен и офицер военно-морского флота, сколько как член Комиссии по атомной энергии США со времени ее основания в 1946 году. В год победы Эйзенхауэра он был председателем Комиссии. Консервативный республиканец Страусс не питал симпатий к Оппенгеймеру - либералу, открыто симпатизировавшему Советскому Союзу. Разница была не только идеологическая. Оппенгеймер забыл о своих еврейских корнях. А Страусс гордился еврейством, сохранял связи с еврейскими организациями, синагогой. 
В 1953 году в июльском номере журнала Foreign Affairs была опубликована статья Оппенгеймера, в которой он, в частности, писал, что "Советский Союз отстает [от США] на четыре года" в создании водородной бомбы. В августе того же 1953-го Советский Союз объявил об испытании такой бомбы. В декабре Страусс инициировал слушания по лишению Оппенгеймера допуска к секретной работе. Слушания проходили в апреле-мае 1954-го. Требование Страусса было одобрено.
В июле 1958 года истек срок председательства Страусса в Комиссии по атомной энергии, и Эйзенхауэр предложил ему пост заведующего канцелярией Белого дома - вместо ушедшего в отставку Шермана Адамса. Страусс отказался, сказав, что не уверен, что справится с работой (замечу в скобках: эта должность была впервые введена Эйзенхауэром, который, будучи армейским генералом, знал, насколько важна должность председателя штаба). Тогда президент предложил ему пост государственного секретаря, поскольку госсекретарь Джон Фостер Даллес серьезно болел. Страусс снова отказался, ибо вторым лицом в Госдепе был его друг Кристиан Хертен, и он не хотел перебегать дорогу другу. От назначения министром торговли Страусс не отказался. И вот тут-то за дело взялись сенаторы-демократы. Акцент они делали не на консервативных взглядах Страусса, а на его войне с Оппенгеймером.
Обычно рассмотрение в Сенате назначенцев президента на министерские посты занимало в среднем восемь дней. В случае со Страуссом только рассмотрение в комитете по торговле продолжалось 16 дней. Комитет одобрил назначение девятью голосами против восьми и передал вопрос на рассмотрение полного состава Сената, в составе которого было несколько демократов, уже подумывавших о борьбе за номинацию кандидатом в президенты на выборах в 1960 году.
В полночь с 18 на 19 июля 1959 года назначение Страусса министром торговли было провалено 49 голосами против 46. Голосовали "за" 15 демократов и 31 республиканец; 47 демократов и 2 республиканца голосовали "против", и в их числе были демократы Джон Кеннеди (Массачусетс) и Линдон Джонсон (Техас) - будущие президенты США. 
Последней - до сих пор - жертвой Сената при голосовании по кандидатуре президента на министерский пост стал в 1989 году Джон Тауэр, назначенный Джорджем Бушем-отцом главой Пентагона. Назначение не могло, как казалось, вызвать несогласие депутатов Сената. 
Во-первых, с 1960 года по 85-й Тауэр был депутатом верхней палаты и, значит, коллегой многих из тех, кто оставался в Сенате после его назначения президентом Бушем. Техасец Тауэр стал - это интересный исторический факт - первым за почти более чем восемьдесят лет республиканцем - депутатом Сената из штатов бывшей Конфедерации.
Во-вторых, в последние четыре года в верхней палате Тауэр был председателем сенатского комитета по вооруженным силам и, значит, был хорошо осведомлен в деятельности министерства обороны. 
В-третьих, наконец, в 1986 году Тауэр, уже бывший сенатор, возглавлял Комиссию по расследованию политического скандала Иран-Контрас - о незаконных поставках оружия Ирану и антикоммунистическим партизанам в Никарагуа. Отчет "Комиссии Тауэра" получил одобрение и демократов, и республиканцев.
Но как только Буш назначил земляка-техасца министром обороны, пошли слухи-разговоры о его пристрастии к виски и женщинам и бизнес-связях с военными предприятиями. ФБР приступило к расследованию. Ничего порочащего Тауэра обнаружено не было. Однако после продолжавшихся пять недель слушаний в Сенате его номинация была отвергнута. В верхней палате демократам принадлежали 52 мандата, и все демократы голосовали, как по команде, против Тауэра. Сенатор из Канзаса Нэнси Кассебаум оказалась единственным республиканцем, согласившемся с демократами.
История свидетельствует: если назначенец президента на министерский пост вызывает споры, то однопартийцы президента, как правило, за редким исключением, голосуют за его (ее) утверждение в должности, а депутаты противной партии обычно единодушны в своем противостоянии. Нам предстоит убедиться в этом, когда новый состав Сената приступит к обсуждению назначенцев президента Трампа. 


 
 

Орлов, Алексей
№245 Jan 2025

 

Our Florida © Copyright 2025. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.