на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Розинский, Эдвард
УТКА В ЯБЛОКАХ


Итак, я жил тогда в...  нет, не в Одессе. На этот раз - в Ленинграде.
Город, конечно, незаурядный даже по сегодняшним меркам. Театры, музеи, памятники архитектуры, интересные люди, наконец. А вообще-то людей было слишком много. Так много, что всем постоянно чего-то не хватало. Не хватало мест в общественном транспорте, так что приходилось ездить на работу или учёбу в переполненных автобусах, троллейбусах и трамваях. Не хватало добротной одежды и обуви, так что приходилось часами стоять в очередях, чтобы купить какие-нибудь чешские сапоги. Не хватало мест в гостиницах, так что гостям города приходилось временно жить у родственников или знакомых, которым и самим не хватало квадратных метров в коммунальных квартирах. Ну а тем, у кого родственников в Ленинграде не было, приходилось снимать комнату частным образом. 
Катастрофически не хватало свежих продуктов питания. Очереди за молоком, за фруктами, овощами, мясными продуктами были нереальными. Массы людей ежедневно проводили часы в очередях, чтобы хоть как-то накормить семью. А так как большинство ленинградцев, да что там ленинградцев, большинство населения совка существовало от зарплаты до получки, закупать продукты впрок было не на что. Вот и стояли в очередях каждый день и в дождь, и в снег, да ещё переругиваясь друг с другом. Злость накапливалась по мере приближения к прилавку, так как товар часто заканчивался, когда подходила ваша очередь. Чтобы скоротать время, постоянно искали причину такой нехватки всего. Одни с яростью доказывали, что вот, мол, понаехало тут всяких с Кавказа да с Украины, другие открыто поносили "жидов", которые якобы все воруют и продают налево. 
Мне, как и всем, приходилось стоять в очередях. Но когда времени не было, обходился чем попало - там пирожком перекусил, тут бутербродик проглотил, а дома выручал хлеб с колбасой и чаем. Но когда у меня образовалась семья и даже своя квартира, это обернулось серьёзной проблемой. Спасти положение мог только "блат", то есть всяческие знакомства, которые во многом зиждились на взаимных одолжениях. Ну, к примеру, разговорился я раз с продавцом в мясном отделе. Рассказал ему, что я преподаю в театральном институте, а он аж зарделся. Оказалось ? большой любитель театра. Вот с тех пор я ему билеты на спектакли доставал, а у меня в холодильнике появилось хорошего качества мясо. Причём без всякой очереди. Я ему звонил в магазин, и он назначал время, когда зайти и забрать заказ. Многие в то время так выкручивались, но для этого надо было самому быть "блатным", то есть иметь доступ к какому-то дефициту. А мой приятель, поклонник театра, позднее дослужился до зав. отделом мебельного магазина и однажды помог купить финскую стенку. На тот момент таких уникальных наборов мебели в Ленинград пришло только три. Один гарнитур ушёл председателю горисполкома, второй - его любовнице. 
Вы, наверное, скажете, "блат" - это нечестно, это нехорошо. Да если бы не блат, половина людей творческих профессий (а я отношусь к ним), то есть архитекторов, и модельеров, и дизайнеров, повымирали бы от голода или, как сейчас говорят, "от малнутриции". Не все же способны, как Григорий Перельман, стоять всю жизнь в очередях с авоськой за картошкой и луком и одновременно творить. Он, видимо, и доказательство теоремы Пуанкаре придумал, стоя в очереди.
Другим способом облегчить свою жизнь был собственный автомобиль. Так что, когда в газете "Ленинградская правда" появилось сообщение, что производится запись в очередь на автомобиль "Жигули", я отреагировал на это предложение одним из первых. Нет, денег на машину у меня тогда ещё и в проекте не было, но, к счастью, и завод по производству "жигулей" ещё только начинал строиться. Итальянцы продали совку старую упрощённую модель Фиата 124, который стал называться ВАЗ 2101. Я исправно ездил (пока на рейсовом автобусе) отмечаться куда-то на окраину города сначала ежемесячно, потом раз в полгода. А как же! Не придёшь раз - тебя вычёркивают, а пожаловаться некому. Вот я "и в снег, и ветер" добирался до места, чтобы услышать свою фамилию и выспросить новости о том, когда же машину выпустят в продажу. 
Через несколько лет пришла открытка с сообщением о том, что такого-то числа необходимо принести 5 (пять) тысяч рублей в такое-то место и забрать свой автомобиль. Волнение, как вы понимаете, поднялось невероятное. Во-первых, денег таких в наличии даже близко не было. Всего год назад мы с женой потратили все сбережения на покупку однокомнатной кооперативной квартиры в Весёлом Посёлке, у "черта на куличках", как прокомментировала тогда моя мама. Во-вторых, одолжить такую сумму было не у кого - все наши друзья тогда были неимущими. В-третьих, да что там говорить, денег не хватало. Но как можно было упустить такую возможность? Ведь это же дефицит, и надо хватать, пока дают. Оставался месяц до покупки машины, и мы потратили все время на одалживание денег у всех, кто пожелал помочь. А родителей мы просто вытряхнули из их сбережений.
Машину мы приобрели. Хорошенькая, жёлтенькая, как цыплёнок, быстрая и, главное, престижная. Деньги отдавали, как только появлялись. Очень помогла одна моя "халтура", которая подвернулась кстати. На гастроли из Югославии приехал вокально-инструментальный ансамбль "Сем Младых". Их выступления шли с большим успехом - молодёжь валом валила на концерты. Не помню кто, но меня порекомендовали им как искусного эстрадного режиссёра, и югославы заказали поставить несколько зрительных номеров для их программы. Я отправился в Москву, где они выступали, и провёл почти месяц, репетируя номера. Свой гонорар от концертов гастролёры получали частично в долларах, но большей частью в рублях. Этих рублей у них собралось столько, что не знали куда их девать. Меня поселили в той же гостинице, где жили музыканты, и оплачивали все расходы в Москве. По окончании работы ребята заплатили мне тысячу пятьсот рублей (!) - баснословные по тем временам деньги. Все эти деньги я быстренько раздал моим кредиторам.
А пока мы радовались нашему новому приобретению, как люди только радуются новорожденному ребёнку, появились проблемы. Где держать такое дорогое имущество? Было страшно оставлять автомобиль просто так, на улице, где любой хулиган может по нему ударить, поцарапать, проколоть шину и т.п. Ставили её перед домом так, чтобы из окна было видно, и проверяли каждые пять минут. Через месяц после покупки надо было везти машину на сервис, чтобы что-то там подгонять и менять какие-то части. Надо же, новая машина, а уже нуждается в ремонте. А уж ухаживать за ней я поначалу не уставал. Ленинградские дожди и снега не давали мне времени передохнуть. Однажды, когда я в очередной раз полировал бока своего цыплёнка, ко мне подошел милиционер с погонами старшего лейтенанта. Он представился как сосед по дому и указал на парадное, в котором жил на пятом этаже. Затем он поздравил меня с новой машиной и посочувствовал усилиям, затраченным на её чистку. 
Сказать по правде, работников милиции в совке никто особенно не привечал. Среди моих знакомых милиционеров не было, и мои редкие встречи с работниками милиции были сугубо официальными. Но этот, по всему, напрашивался в товарищи. Он тут же сообщил, что служит в Кировском районе города и что у него там много знакомых в торговой сети. Я подумал, что эти его знакомые также являются его поднадзорными. Потом он намекнул, что может брать самые дефицитные продукты без очереди, так как его там "уважают". Я не сомневался в этом, но пока не понимал, зачем он мне это рассказывает. Наконец он вырулил на прямую линию и заявил, что ему тяжело везти продукты из Кировского района в Весёлый Посёлок с двумя пересадками - сначала с автобуса на метро, а потом снова на автобус. А вот если бы я захотел подъехать к нему на работу, мы бы вместе быстренько отоварились и спокойненько приехали домой со всем необходимым.
Предложение показалось заманчивым. Тем более что мы ожидали гостей из Одессы через несколько дней, и я уже с тревогой думал, чем будем угощать. Пересилив в себе естественную неприязнь к работникам жезла и наручников, я согласился на эту авантюру. На следующий день в назначенное время я подъехал к отделению милиции Кировского района, запарковал свой жигулёнок рядом с синими уазиками и уверенно зашёл в отделение. А как же, сосед - старший лейтенант милиции! Нашёл его кабинет. Он поднялся из-за стола и дружелюбно поприветствовал меня. Мы выехали "на задание" и вскоре подкатили к большому гастроному. На улице и внутри, как обычно, стояли в очередях люди. Мой партнёр попросил заехать во двор и припарковать машину возле служебного входа в гастроном.
В магазине нас лично встречали заведующий и бухгалтер. Моего милиционера там знали по имени-отчеству. А мне, как соучастнику, тоже пожали руку. Пока заведующая выясняла, что приготовить для товарища лейтенанта, бухгалтер попросил меня написать списочек с моими заказами. Я спросил на всякий случай, что у них есть. 
- Для вас у нас есть всё, - с хитрой улыбкой ответил главбух.
Ничего себе, подумал я, но виду не подал, а вместо этого серьёзно спросил: 
- Утка есть? 
- Есть, - радостно ответил бухгалтер.
Работники торговли отправились выполнять заказ, а мы с соседом присели к письменному столу в кабинете заведующей. Вдруг в дверях появилась розовощёкая, хорошо упитанная продавщица в белоснежном халате с подносом в руках. На подносе стояла бутылка водки, тарелка с несколькими сортами нарезки и блюдце с солёными огурчиками. Ну, короче, поднос с антидепрессантами. Все это было выложено на стол с улыбками и извинениями за задержку, дескать, мы не знали заранее, что вы окажете нам эту честь, и т.д. Мой лейтенант смущённо сказал, что пить водку он мне не разрешит, но сам выпьет рюмочку с моего разрешения. Я не возразил, и он выпил не одну, а целых три рюмочки, а я выпил "Нарзана", который тоже оказался в наборе. "Ты не стесняйся, - сказал мой сосед, - кушай. За все заплачено". Да, уж ты заплатишь по полной, подумал я.
Вскоре наши заказы были готовы, упакованы, и кассовая квитанция на мой паёк была мне вручена завмагом. Я рассчитался, не проверяя соответствия товара и чека, хотя при других обстоятельствах наверняка бы проверил. Милиционеру никакой квитанции не принесли, а вместо этого долго благодарили за визит и за справедливое отношение к честным работникам прилавка. Нам помогли донести все покупки до багажника моего жигулёнка, и мы тронулись в путь. И тут мой лейтенант заявил, что он ещё желает заехать в "кулинарию", так как там сегодня свежие голубцы. Мы заехали в "кулинарию", где нас потчевали и голубцами, и жареной картошечкой, а мой пассажир выпил ещё две рюмки водки. Потом мы (ну совсем по дороге) посетили магазин "Торты и пирожные". Там он запасся сладостями для своей семьи и выпил ещё рюмку коньяка. После этого мы отправились через весь город домой. По дороге моего товарища по закупкам продовольствия развезло так, что когда мы наконец подъехали к его парадному, я понял, что нести свои... чуть не написал покупки... нести свои поборы он был не в состоянии. Он и вылезти из машины не смог. Ещё не хватало, чтобы его вырвало на мои новенькие сидения, подумал я тогда.
Я вспомнил, что он живёт на пятом этаже, и быстро поднялся в лифте наверх. На этаже было три квартиры, и я со второй попытки попал на его жену. Я объяснил ей ситуацию, чему она не очень удивилась и тут же спустилась со мной к машине. Жена, взглянув на своего добытчика, решила сначала унести продукты. Но я уговорил её заняться своим мужем сперва, мотивируя тем, что, мол, неудобно, если соседи увидят его в таком состоянии. Мы вдвоём погрузили клиента в лифт. Он не сопротивлялся, только все время извинялся передо мной. Потом мы затащили его в квартиру и уронили на диван. Я помог его жене донести товары до лифта и попрощался с ней. Этим я попрощался с ним тоже. Навсегда. Правда, он однажды снова предлагал устроить проверку магазинов Кировского района, но я отговорился тем, что очень занят.
А через пару дней приехали наши гости. В честь визита родственников из Одессы мы приготовили обед из дефицитных продуктов, которые достались вышеописанным образом. Украшением стола была утка, запечённая в духовке и фаршированная целыми яблоками, рисом и изюмом. В Одессе это блюдо называлось "Утка в яблоках". Мы выпили за здоровье и успехи и вкусно закусили. Родственники обедом остались очень довольны и поинтересовались: "Где ты достал утку? У вас же нет Привоза". Я загадочно улыбнулся и сказал: "По большому блату". 


 
 

Розинский, Эдвард
№238 Jun 2024

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.