на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Здоровье Байдена напомнило о 25-й Поправке
(АМЕРИКА: от и до)

В четверг, 8 февраля, взорвалась политическая бомба, которая наверняка - безо всяких "но" и "если" - заставит Демократическую партию подумать о замене на предстоящем партийном съезде Джо Байдена другим кандидатом в президенты.
До 8 февраля все заметные на политическом небосклоне демократы - политики и журналисты - едва ли не в один голос защищали Байдена от клеветников-республиканцев, утверждавших, что президент теряет память. Это знали, конечно, не только "клеветники". Каждый, у кого есть уши, чтобы слушать Байдена, и есть глаза, чтобы видеть его, не сомневался, вне зависимости от партийности: Байден серьезно болен. Но вслух говорили об этом только "клеветники". Демократы в Конгрессе и в прогрессистских СМИ время от времени упоминали возраст Байдена, только возраст, но не заикались о потери им памяти. Так было до 8 февраля.
В этот день министерство юстиции огласило отчет специального прокурора Роберта Хара о проведенном им расследовании нарушений Байдена в хранении секретных документов. Подобное расследование проводилось и в отношении Дональда Трампа, и бывшего президента обвинили в нарушении Закона о шпионаже, который был принят более ста лет назад, в 1918 году. Бывшего президента ждет суд. Нынешнего президента суд не ждет. Потому что, как отметил в 388-страничном отчете специальный прокурор Хар, жюри присяжных столкнется с трудностями из-за "ограниченных способностей" ("diminished faculties") этого "пожилого мужчины с плохой памятью" ("well-meaning, elderly man with a poor memory").
Это была бомба. Ведь не Шон Хэннити сказал о "плохой памяти" Байдена, не Джесси Уотерс, а написал - "что написано пером..." - специальный прокурор. Нашлись, разумеется, демократы, напомнившие, что Хар был назначен президентом Трампом федеральным прокурором в Мэриленде и, значит, составляя отчет, "руководствовался политикой". Но Хара определил в специальные прокуроры для расследования грешков Байдена не Трамп, а назначенец Байдена министр юстиции Мерик Гарланд, которого невозможно даже заподозрить в трампизме. И все же находятся демократы, продолжающие утверждать, как, например, сенатор Ричард Блюменталь, что у Байдена "острый, каким был всегда, ум". В верхней палате Конгресса и по сей день нет демократа, который бы решился назвать белое белым, а черное черным. Политики могут позволить себе лгать перед народом. Журналисты стесняются - чтобы не потерять реноме - лгать в открытую. Им сойдет с рук восхваление байденомики, но говорить и писать - после 8 февраля - о Байдене как о здоровом человеке - это грозит потерей уважения со стороны читателей, радиослушателей, телезрителей. The New York Times решила не опускаться до уровня сенатора Блюменталя и его однопартийцев-коллег.
Нью-йоркская газета - рупор Демократической партии, своего рода американская "Правда", защитница - без стыда и совести - внешней и внутренней политики Демпартии. Эта газета ненавидит Трампа, как до него ненавидела Джорджа Буша-сына, Джорджа Буша-отца, Рональда Рейгана, Джеральда Форда и далее по списку президентов-республиканцев. Эта газета поддерживает кандидатов Демократической партии на любые выборные посты. До 8 февраля журналисты Times всегда защищали Байдена. Разорвавшаяся бомба убедила их раскрыть читателю свое отношение к здоровью Байдена. Не потому, что они честные. И даже не потому, что не хотят выглядеть откровенными лжецами в глазах читающей - прогрессистской - публики. Они осознали: "пожилой мужчина с плохой памятью" неминуемо потерпит в ноябре поражение, и значит его необходимо заменить.
9 февраля Times опубликовала редакционную статью "Проблемы стареющего президента" ("The Challenged of an Aging President". Статья выражала мнение не какого-либо отдельного журналиста. Это было мнение редакционной коллегии (Editorial Board). "Мрачный момент (a dark moment) для президента Байдена", - суммировала редколлегия.
Мнение, высказанное редколлегией, позволило высказаться и отдельным журналистам. 10 февраля ведущая - с 40-летним стажем в газете - колумнистка Морин Дауд обратилась к Байдену со статьей "Господин президент, перестаньте скрывать свое здоровье" ("Mr. President, Ditch the Stealth About Health". В тот же день - зачем ждать следующего? - газета напечатала комментарий Росса Даутхата "Вопрос не о том, должен ли Байден уйти. Вопрос: как" ("The Question Is Not If Biden Should Step Aside. It's How").
Вопрос был задан, и ответ дает 25-я Поправка к Конституции, ратифицированная 10 февраля 1967 года. В ней, в частности, записано, что если "президент не в состоянии осуществлять полномочия и обязанности по своей должности, вице-президент незамедлительно принимает на себя полномочия и обязанности по должности..."
Сегодня не только редколлегия нью-йоркской газеты и не только ее журналисты знают, что Байден "не в состоянии осуществлять полномочия и обязанности". Но этого не хотят знать демократы - слуги народа - в Конгрессе. 
Обратимся к 25-й Поправке.
25-я - одна из самых объемных среди всех 27-и. Только 12-я (ратифицирована в 1804 году), 14-я (в 1868) и 20-я (в 1933) не менее объемны. 14-я оказалась ныне в центре внимания в связи с ее 3-м разделом, будто бы запрещающем Трампу участвовать в выборах. 
Процитированные выше строки из 25-й - это 4-й раздел Поправки, самый большой, но и первые три раздела важны, поскольку они легализуют переход власти от президента к вице-президенту в случае смерти или отставки президента.
До ратификации 25-й существовала традиция: вице-президент занимает пост президента в случае его смерти или отставки. Традиция была заложена в 1841 году, когда скончался - через месяц после инаугурации - президент Уильям Генри Гаррисон. Поставленный в известность о его смерти вице-президент Джон Тайлер немедленно покинул свое поместье в Вирджинии и отправился в Вашингтон, чтобы принять президентскую присягу. "Могут возникнуть сомнения", - предупредил Тайлера принимавший присягу федеральный судья Уильям Крэнч. Сомнения в легитимности Тайлера как президента возникли сразу.
Многие однопартийцы Тайлера из Партии вигов воспринимали его в течение следующих четырех лет как "исполняющего обязанности президента". Но уже никто не ставил под сомнение ни президентство Милларда Филлмора, возглавившего исполнительную власть в 1850 году после внезапной кончины президента Закари Тейлора, ни президентство Эндрю Джонсона, вступившего в должность после убийства в 1865 году Авраама Линкольна...
Традиция, заложенная в 1841 году Джоном Тайлером, стала законом в 1967-м. Вероятно, Конгресс, с которого начинается путь к ратификации каждой поправки, мог бы ограничиться только легализацией перехода власти к вице-президенту после смерти или отставки президента. Но законодатели решили не ограничиваться этим, поскольку хорошо знали, как во время многомесячной болезни Вудро Вильсона страной по существу управляла его жена. Знали, что Франклин Делано Рузвельт был инвалидом. Знали они и о проблемах с сердцем президента Дуайта Эйзенхауэра. Конгрессмены и сенаторы сочли нужным позаботиться об удалении с поста президента, который "не в состоянии осуществлять полномочия и обязанности".
25-я Поправка была впервые применена на практике 9 октября 1973 года, когда ушел в отставку вице-президент Спиро Агню и президенту Никсону следовало заполнить образовавшуюся вакансию. 2-й раздел Поправки разъясняет, как это следует делать: "Когда должность вице-президента становится вакантной, президент назначает вице-президента, который вступает в должность по утверждении большинством голосов обеих палат Конгресса". Никсон назначил вице-президентом конгрессмена Джеральда Форда. Менее чем через год, в августе 1974-го, были приведены в действие 1-й и 2-й разделы 25-й Поправки. Сначала вице-президент Форд принял президентство у ушедшего в отставку Никсона, а затем назначил вице-президентом Нельсона Рокфеллера.
4-й раздел 25-й Поправки никогда не употреблялся, но однажды обсуждался - в начале предпоследнего года Рональда Рейгана на посту президента. Мы располагаем по меньшей мере тремя источниками об этом обсуждении.
1 марта 1987 года бывший сенатор Говард Бейкер занял пост заведующего канцелярией Белого дома. В этот же день он получил от своего помощника Джеймса Кэннона докладную записку, в которой говорилось - со ссылками на служащих Белого дома - о странном поведении 76-летнего Рейгана: потерял интерес к работе, перестал читать документы и газеты, интересуется только кино и телевидением. И Кэннон не исключил необходимости воспользоваться, как он написал, "четвертым разделом 25-й Поправки".
2 марта Рейгану была устроена проверка. В этот день президент проводил совещание, на котором Бейкер и несколько других участников встречи, знакомых с докладной запиской Кэннона, внимательно наблюдали за ним. Рейган пребывал в отличном расположении духа: шутил, рассказывал анекдоты, мгновенно отвечал на вопросы. Бейкер и его помощники пришли к выводу: с президентом все в порядке. 
Во время президентства Рейгана однажды был осуществлен на практике 3-й раздел 25-й Поправки - раздел о временной, в случаи болезни, передачи президентом своих полномочий вице-президенту. В июле 1985 года, когда Рейгану предстояла операция по удалению раковой опухоли из толстой кишки, он передал бразды правления вице-президенту Джорджу Бушу-отцу. Президент Джордж Буш-сын дважды - в 2002 и 2007 годах - передавал временно, перед ожидавшей его колоноскопией, руководство вице-президенту Дику Чейни.
В 25-й Поправке нет ни слова ни полслова об удалении президента из Белого дома из-за его идеологии, политики, взглядов. Подобное и в голову не могло прийти ни авторам 25-й, ни тем, кто ратовал за ее ратификацию, ни тем, кто ее анализировал. Это не приходило в голову никому до тех пор, пока Дональд Трамп не предотвратил коронацию Хиллари Клинтон. Потрясенные ее поражением противники нового президента немедленно заговорили об его изгнании из Белого дома. Заговорили и принялись за дело. Обратимся к тем уже достаточно далеким дням (замечу в скобках: все даты проверены).
8 октября 2017 года The New York Times опубликовала интервью с сенатором-республиканцем "невер-трампистом" Бобом Коркером. Месяцем ранее он объявил, что не будет добиваться переизбрания на следующий срок и тем самым освободил себя от каких-либо партийных сетей. Коркер сказал, что Трамп может привести страну "на дорогу к Третьей мировой войне" и назвал Белый дом "детским садиком для взрослых". 
Спустя три дня, 11 октября, журнал Vanity Fair поместил на своем сайте статью, в которой утверждалось, что несколько близких к президенту людей называли его "неуравновешенным". В заголовок были включены слова Трампа, сказанные будто бы президентом одному из его помощников: "Я ненавижу каждого в Белом доме". Заканчивалась статья ссылкой на Стива Бэннона, в то время политического советника Трампа, который сказал боссу, что ему не грозит импичмент, но что он может быть удален с поста президента 25-й Поправкой. "Что это такое?" - спросил Трамп.
Интервью сенатора-антитрамписта в The New York Times и статья со ссылкой на 25-ю Поправку на сайте журнала Vanity Fair послужили сигналом к организации необычной демонстрации. 15 октября по Бродвею шла колонна во главе с мужчиной, который отбивал палочками ритм по висевшему на шеи барабану. Следом за ним дефилировали две дамы: одна - в бальном платье, вторая - в теплой куртке. Они несли прикрепленный к легкому шесту плакат-предупреждение: Дональд Трамп психически неуравновешен. В шествии участвовали, сообщила газета The New York Post, "более 120 врачей-психиатров". "Он нагоняет страх, - цитировала газета психиатра из Корнельского университета Гарри Сигала. - Он пыжится доказать, что многое из себя представляет".
Демонстранты были членами общенациональной организации "Обязаны предупредить" ("Duty to Warn"). Члены этой группы считают своим долгом открыто говорить о психическом состоянии общественных деятелей, которых лично они не лечат. Участники шествия по Бродвею уверяли всех и вся, что Трамп опасен стране и миру и, значит, ему не место в Белом доме. Демонстранты требовали воспользоваться 25-й Поправкой к Конституции - убрать Трампа.
"Быстрейший и наиболее эффективный способ удаления президента из офиса - что может быть сделано сегодня - это применение 25-й Поправки", - заявил 7 января 2018 года лидер демократов в Сенате Чак Шумер.
Вернемся в сегодня. Группа "Обязаны предупредить" все еще существует, но до сих пор не оповестила страну - и мир - о нынешнем обитателе Белого дома - "пожилом мужчине с плохой памятью". 
Мистер Шумер не желает вспоминать о "наиболее эффективном способе удаления президента из офиса". Но, может быть, и 73-летний Шумер теряет память и забыл о 25-й Поправке?


 
 

Орлов, Алексей
№236 Apr 2024

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.