на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
В одном шаге от Белого дома
(АМЕРИКА: от и до)

Кому быть вице-президентом? 
Этого вопроса нет на повестке дня Демократической партии, ибо если президент Джо Байден остается кандидатом на второй срок, то кандидатом на второй срок остается и его вице-президент Камала Харрис. А кого выберет на пост вице Дональд Трамп, став кандидатом Республиканской партии? Предположений предостаточно, но в воскресенье 4 февраля Трамп сократил число предполагаемых до двух.
В интервью с Марией Бартиромо (Fox News) бывший президент назвал сенатора из Южной Каролины Тима Скотта и губернатора Южной Дакоты Кристи Ноэм. Не исключено, конечно, что в предстоящие до съезда Республиканской партии дни, недели и месяцы (съезд состоится в Милуоки с 15 по 18 июля) Трамп, у которого случается семь пятниц на неделе, выберет кого-то другого. Но пока следует рассматривать и обсуждать только господина Скотта и госпожу Ноэм как возможных кандидатов на пост вице-президента. Вопрос: не ошибся ли Трамп в выборе?
Перед тем, как ответить, следует учесть: если президент отправляется в мир иной или же уходит по той или иной причине в отставку, его место занимает вице-президент. Долгие годы этого требовала традиция. 25-я Поправка к Конституции, ратифицированная в 1967 году, преобразовала традицию в закон.
"Я остановлю свой выбор на том, кто станет, если потребуется, хорошим президентом", - сказал Трамп, назвав сенатора Скотта и губернатора Ноэм. Здравомыслящий кандидат в президенты обязан думать о 25-й Поправке, выбирая напарника. Окажется ли госпожа Харрис "хорошим президентом", если пациента Байдена переведут из Белого дома в старческий?
Заняв пост вице-президента, Харрис, конечно же, мечтала, что через восемь лет войдет хозяйкой в Овальный кабинет. В последние пять-шесть десятилетий большинство вице видели себя президентами. Было лишь одно исключение: Дик Чейни. 
"Этот человек не хочет быть президентом, - сказал Джордж Буш-сын журналу Тime о своем вице. - Уникальная ситуация... Большинство вице-президентов стремятся стать президентами..."
В истории страны четырнадцать вице-президентов сделали затем последний - решающий - шаг на пути к высшей выборной должности. Но только пять из них заняли пост президента после победы на выборах. Большинство - восемь - стали президентами из-за смерти президента (естественной либо насильной), один занял кресло после вынужденной отставки предшественника.
Далеко не все вице-президенты в истории страны стремились отбросить "вице" от своей должности. Но в последние десятилетия не было ни одного вице, не желавшего стать президентом. Ни одного! Кроме Дика Чейни. 
Соперника Буша-сына на президентских выборах 2000 года - вице-президента Альберта Гора в администрации Билла Клинтона - уникальным не назовешь. Конечно, кое в чем он уникален. Он родился в семье конгрессмена, который стал сенатором, когда сыну исполнилось четыре года, и отец вместе с матерью мечтали видеть его президентом. Многие ли конгрессмены и сенаторы сызмальства воспитывали своих детей так, чтобы они стали президентами? Кроме Гора, пожалуй, никто, он единственный. Но Гор не выполнил предназначение отца. И в этом нет ничего удивительного. Он - не первый вице-президент, споткнувшийся в президентской гонке.
Дэн Куэйл, предшественник Гора на посту вице-президента, быстро сошел с дистанции в гонке 1996 года, а в 2000 году даже не вышел на старт, осознав, что шансов у него никаких.
Успешнее оказался предшественник Куэйла - Джордж Буш-отец. Он отслужил восемь лет в администрации Рональда Рейгана, а в 1988 году выиграл президентскую гонку. Это была по существу третья победа Рейгана, который не имел конституционного права выставлять свою кандидатуру на третий срок, но его популярности оказалось достаточно для победы Буша. И победа Буша-отца была редкой. Он стал первым - единственным! - в ХХ веке вице-президентом, пересевшим из вице-президентского кресла в президентское в результате выборов. Хотя, конечно, и другие вице-президенты пытались.
В 1984 году потерпел поражение Уолтер Мондейл, бывший вице-президентом в администрации Джимми Картера... В 1968 году потерпел поражение вице-президент Губерт Хэмфри - он проиграл бывшему вице-президенту Ричарду Никсону, который сам проиграл выборы в 1960 году, будучи действующим вице-президентом.
В ХХ веке четыре вице-президента заняли президентские посты из-за смерти босса: в 1901 году вице-президент Теодор Рузвельт (после убийства президента Уильяма Мак-Кинли), в 1923-м вице-президент Калвин Кулидж (после смерти президента Уолтера Хардинга), в 1945-м вице-президент Гарри Трумэн (после смерти президента Франклина Делано Рузвельта), в 1963-м - вице-президент Линдон Джонсон (после убийства президента Джона Кеннеди). В 1974 году вице-президент Джеральд Форд стал президентом в результате отставки президента Никсона, вынужденного покинуть Белый дом в связи с Уотергейтским скандалом и угрозой импичмента.
Меньше других вице-президентов рвался в президенты Кулидж. Свои вице-президентские обязанности (должность председателя Сената) он выполнял безо всякого желания. Иногда, правда, восседал на председательском месте, но, как правило, молчал, в законодательный процесс не вмешивался. Хардинг умер 2 августа 1923 года. Кулидж был далеко от Вашингтона - проводил отпуск в отцовском доме в Плимут-Нотч (штат Вермонт). Телефона в доме не было, и никто не мог сообщить вице-президенту о смерти президента. В ночь со 2 на 3 августа шофер Кулиджа добрался до места вместе со стенографом вице-президента и одним журналистом. Они разбудили Джона Кулиджа, отца вице-президента. Тот поднял сына. В третьем часу ночи отец принял у сына президентскую клятву. После этого новый президент отправился досыпать.
В 1924 году республиканцы выдвинули президента Кулиджа кандидатом в президенты, и когда он принялся выбирать вице-президента, то столкнулся с определенными трудностями. Первым отказался от высокой чести сенатор Уильям Бора. После этого съезд Республиканской партии единогласно избрал кандидатом в вице-президенты губернатора Иллинойса Фрэнка Лоудена, но сразу же после избрания и он отказался. Кандидата на второй по значению выборный пост удалось обнаружить лишь с третьей попытки: им оказался Чарльз Дауэс. В тот год он возглавлял международную комиссию, которая анализировала экономические условия в Германии после Версальского договора. За эту работу Дауэса наградили Нобелевской премией мира.
Трудности с выбором кандидата на пост вице-президента в те далекие уже времена удивлять не должны. Вице-президента сравнивали с моряками дальнего плавания: как только покинут родной порт - надолго исчезают из виду. Первым активным - заметным для широкой публики - вице-президентом был Ричард Никсон, совершивший за восемь лет в администрации Дуайта Эйзенхауэра вояжи во многие страны мира. Поездка Никсона в Москву в 1959 году на открытие Американской выставки вошла в историю благодаря "кухонным дебатам" вице-президента США с советским премьером Никитой Хрущевым. Об этих дебатах написано много; интересующихся отсылаю к книге Никсона "Шесть кризисов". В последующие десятилетия все вице были достаточно активными. Джо Байден, вице в восьмилетней администрации Барака Обамы, не терял времени для своего личного обогащения, отличаясь тем самым от всех вице-президентов.
Мы не ошибемся, если причислим Трумэна к уникальной категории вице-президентов, ставших президентами. У него не было никаких президентских амбиций, пост вице-президента он занял, сам того не ожидая.
Сенатор Трумэн оказался в 1944 году кандидатом в вице-президенты, поскольку демократы из близкого окружения президента Рузвельта решили сместить Генри Уоллеса с поста вице-президента, который он занял после выборов в 1940 году. Соратники Рузвельта сознавали: дни президента сочтены, и его место займет вице-президент. Они не желали видеть Уоллеса президентом. Откровенный левак, пользовавшийся поддержкой социалистов и коммунистов, восхищавшийся сталинским Советским Союзом, Уоллес мог принести Америке неисчислимые беды. Друзья убедили Рузвельта, что баллотироваться на пост вице-президента должен не Уоллес, а кто-либо другой. Никто из них не говорил Рузвельту, чем вызвано их пожелание. Сам Рузвельт не сомневался, что впереди у него годы и годы. Уже после смерти Рузвельта была принята 22-я Поправка к Конституции, в которой говорится, что "ни одно лицо не может быть избрано на должность президента более двух раз..."
Сенатор Трумэн не помышлял о месте вице-президента. Он просто-напросто "оказался в нужном месте в нужное время" и пробыл вице-президентом меньше трех месяцев - с 20 января до 12 апреля 1945 года, когда Рузвельт скончался.
История Соединенных Штатов начиналась прекрасно для вице-президентов, желавших сделать последний шаг. Джон Адамс, вице-президент в администрации первого президента страны Джорджа Вашингтона, стал вторым президентом. Томас Джефферсон, вице-президент в администрации Адамса, стал третьим президентом. Создавалась традиция. Но на Джефферсоне она и завершилась. В XIX веке был еще только один вице-президент, пересевший в кресло, что повыше, в результате выборов: Мартин Ван Бурен, вице-президент в администрации Эндрю Джексона, победил на выборах 1836 года. Остальные коллеги Ван Бурена становились в XIX веке во главе исполнительной власти после смерти президентов: Джон Тайлер (после смерти Уильяма Генри Гаррисона в 1841 году), Миллард Филлмор (после смерти Захари Тэйлора в 1850-м), Эндрю Джонсон (после убийства Авраама Линкольна в 1865-м) и Честер Артур (после убийства Джеймса Гарфилда в 1881 году).
В минувшем веке пост губернатора представлял собой более надежный трамплин для попадания в Белый дом, чем пост вице-президента - если иметь в виду победу на выборах, а не смерть президента. ХХ век дал стране пять губернаторов, которые либо сразу поменяли губернаторское кресло на кресло в Овальном кабинете, либо сделали это спустя несколько лет: Вудро Вильсон (Нью-Джерси), Франклин Делано Рузвельт (Нью-Йорк), Джимми Картер (Джорджия), Рональд Рейган (Калифорния) и Билл Клинтон (Арканзас). Первые же выборы в ХХI веке снова возвели губернатора в Белый дом. Губернатор Техаса Буш-сын переехал из губернаторского особняка в Остине в Белый дом...
А теперь вернемся к возможному выбору Дональда Трампа: сенатор Тим Скотт или губернатор Кристи Ноэм?
Обычно - но не всегда - кандидаты на пост президента выбирают такого напарника, который может помочь им на выборах. Примеров много. Вот некоторые из числа последних.
В 1960 году 43-летнему сенатору из Массачусетса католику Джону Кеннеди требовался, во-первых, опытный политик и, во-вторых, протестант. Кеннеди остановил свой выбор на 52-летнем Линдоне Джонсоне, сенаторе с 12-летним стажем, еще и потому, что Джонсон был техасцем, а Кеннеди была совершенно необходима победа в Техасе.
В 1980 году республиканцу-консерватору Рональду Рейгану требовался умеренный республиканец, и он выбрал Джорджа Буша, бывшего его самым яростным соперником в гонке за право стать кандидатом в президенты.
В 2008 году Бараку Обаме, сенатору с минимальным опытом во внутренних делах и с никаким опытом в международных, требовался опытный партнер, и он остановил свой выбор на Джо Байдене, который депутатствовал в Сенате четыре десятилетия и председательствовал в комитете по иностранным делам.
Обратимся к возможным партнерам Трампа - сенатору Скотту и губернатору Ноэм. Поможет ли чернокожий сенатор Скотт в борьбе за голоса афроамериканцев? Поможет ли Ноэм в борьбе за голоса женщин?
На мой взгляд, Скотт не увеличит число голосов афроамериканцев за кандидата Республиканской партии. Чернокожие избиратели были - и остаются - надежной базой Демократической партии. К тому же наибольший процент чернокожих избирателей - либо в красных республиканских штатах на Юге, либо в синих демократических - таких, как Нью-Йорк, Мичиган, Иллинойс. Сенатор Скотт Трампу не поможет.
Партнер-женщина необходима Трампу в борьбе за голоса женщин, которых демократы пугают - изо дня в день, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю - республиканцами, будто бы намеренными запретить аборты. Это одна из главных тем демократов в избирательной кампании. Госпожа Ноэм - негодная помощница Трампу в борьбе за голоса напуганных избирательниц. Она - мать трех детей и активный противник абортов. Если Трамп выберет ее, телевидение, радиоэфир, газеты, соцсети будут заполнены цитатами из заявлений госпожи Ноэм против прерывания беременности. Будь я советником Трампа, то посоветовал бы ему выбрать в напарники другую женщину...
Что же касается Байдена, то он не волен принимать собственные решения. Обамовское политбюро Демократической партии "женило" его на Харрис и развода не даст.


 
 

Орлов, Алексей
№235 Mar 2024

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.