на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Завершится ли эпоха двухпартийной системы?
(АМЕРИКА: от и до)

"Вероятные кандидаты негодны по разным причинам. Возможно, в ноябре следующего года они оба потерпят поражение", - написал 14 ноября в The Wall Street Journal политический комментатор англичанин Джеральд Бейкер, считая вероятными кандидатами на выборах в 2024 году демократа Джо Байдена и республиканца Дональда Трампа. "Смогут ли Трамп и Байден положить конец двухпартийной системе?" - спрашивает Бейкер.
За год до выборов мы не можем со 100-процентной уверенностью утверждать, что "вероятные кандидаты" станут кандидатами. Хотя нынешний президент Байден все еще продолжает считаться единственным (one and only) кандидатом Демократической партии, но все громче и громче звучат голоса его однопартийцев: "Джо, уйди, ради партии и ради страны!" К хору обеспокоенных демократов присоединился Дэвид Аксельрод - главный стратег победоносных избирательных кампаний Барака Обамы. Что касается Трампа, то бывший президент кажется сегодня безоговорочным победителем избирательной гонки среди республиканцев. Но это сегодня. Что будет завтра? 
Однако, рассматривая вероятность крушения двухпартийной системы, нам все же следует исходить из предположения, что да, и Байден, и Трамп станут кандидатами своих партий. Ибо если хотя бы одного из них не будет, вопрос, поставленный Бейкером, отпадет.
Говорено и переговорено тысячекратно: двухпартийная система - становой хребет американской политической системы, хотя в Конституции ни словом, ни полсловом не говорится о каких-либо политических партиях - фракциях, на языке того времени. Но вскоре после сформирования первого - на основе принятой в 1787 году Конституции - правительства родились две фракции: федералистская и республиканская. Зачинателем первой был Александр Гамильтон, министр финансов в первой администрации Джорджа Вашингтона; зачинателем второй - Томас Джефферсон, государственный секретарь в этой же администрации. Две фракции - партии - придерживались противоположных взглядов на управление страной. Федералисты - включая президента Вашингтона - считали, что федеральное (центральное) правительство должно играть главную роль. Республиканцы (их называют "джефферсониевскими") отводили главную роль местным (штатным) правительствам.
Сегодня есть историки, по мнению которых раскол произошел еще до формирования первого правительства - немедленно после того, как собравшийся в Филадельфии Конституционный конвент проголосовал в сентябре 1787 года за новую конституцию, пришедшую на смену первой. Чтобы новая вошла в силу, требовалась ее ратификация в девяти (из тринадцати) штатах. Но как только Конвент завершился, нашлись политики, выступавшие против ратификации, ибо - предсказывали они - принятая в Филадельфии Конституция приведет к узурпации власти федеральным правительством. Федералисты - сторонники Конституции - схватились в публичных выступлениях-дискуссиях и в печатных на страницах газет с антифедералистами. Особенно острые схватки происходили в штатах Нью-Йорк и Вирджиния. Тогда-то и был заложен фундамент двухпартийной системы: либо "за", либо "против" - третьего не дано. Сначала это были федералисты и антифедералисты, затем федералисты и республиканцы, во втором десятилетии XIX столетия федералисты канули в небытие, и партийная борьба, казалась, себя изжила. Правление пятого президента Джеймса Монро (1817-25), джефферсониевского республиканца, вошло в историю как "Эра доброго согласия" (Era of Good Feeling) - эра беспартийности. С такой эрой покончили - раз и навсегда - президентские выборы в 1824 году.
Четыре кандидата боролись за победу. Это были кандидаты не партий, а регионов: Джон Куинси Адамс (Массачусетс) представлял Новую Англию, Уильям Кроуфорд (Джорджия) - южные штаты, Эндрю Джексон (Теннесси) и Генри Клей (Кентукки) - западные, в то время, штаты. Джексон опередил соперников и по общему числу голосов и по числу выборщиков, но не получил необходимого для победы большинства голосов выборщиков. Вопрос о победителе был перенесен - согласно 12-й Поправке к Конституции - в Палату представителей, и Клей, бывший спикером, склонил делегации большинства штатов на сторону Адамса. Адамс отблагодарил его - назначил госсекретарем. 
"Коррупционный скандал", - заявил Джексон. Ни о каком "добром согласии" уже не было речи.
В 1828 году Джексон взял реванш у Адамса не как региональный кандидат, а как демократ. А в 1832 году его сторонники провели в Балтиморе съезд Демократической партии - первый в истории партийный съезд, номинировавший кандидата в президенты. Клей проиграл Джексону как кандидат национальных республиканцев (National Republican). Эта партия не оставила никакого следа в истории, а в годы второго четырехлетнего президентского срока Джексона родилась Партия вигов. Родилась как оппозиция Джексону. Виги выступали против "Короля Эндрю", узурпатора власти, за главенствующую роль Конгресса, а не исполнительной властью. Название партии восходило ко времени Американской революции, когда вигами называли повстанцев, сражавшихся с авторитарным правлением английского короля. 
Партия вигов дала двух президентов и прекратила существование из-за внутреннего раскола. Но свято место пусто не бывает. В 1854 году противники рабовладения создали Республиканскую партию. Многие виги - в их числе Авраам Линкольн - стали республиканцами. В 1856 году республиканцы провели в Балтиморе общенациональный съезд и избрали кандидатом в президенты Джона Фремонта. Он потерпел поражение от демократа Джеймса Бьюкенена, который спустя четыре года потерпел поражение от Линкольна.
Выборы в 1856 году положили начало соперничеству Демократической и Республиканской партий. Соперничество продолжается по сей день. Случалось - и неоднократно, - когда в соперничество демократов и республиканцев за пост президента вмешивались кандидаты "третьих" партий. Однажды кандидат "третьей" сумел вклиниться между демократом и республиканцем. Это было в 1912 году, когда Теодору Рузвельту, который занимал - как республиканец - пост президента с 1901 года по 1909-й и передал правление - почти как по наследству - однопартийцу Уильяму Говарду Тафту, вздумалось снова вселиться в Белый дом. Он - теперь уже не республиканец, а прогрессист - сумел одолеть Тафта, но, вмешавшись в выборы, привел к победе демократа Вудро Вильсона.
В последующие сто с лишним лет кандидаты третьих партий выступали в роли политических спойлеров (от глагола spoil - портить). О таких говорят: "Ни себе, ни другим". Выдвигая свою кандидатуру на пост президента, каждый из них знал, что не победит. Одни выходили на старт, чтобы подставить подножку кандидату одной из двух главных партий. Другие - исключительно ради тщеславия. К первым мы отнесем - вне всякого сомнения - техасского бизнесмена Росса Перо. Ко вторым - активиста-левака Ральфа Нейдера.
На выборах 1992 года президенту-республиканцу Джорджу Бушу-отцу противостояли кандидат Демократической партии Билл Клинтон и миллиардер Перо, "независимый" (Independent), как он называл свою партию. Между техасцем Перо и техасцем Джорджем Бушем пробежала черная кошка, и миллиардер Перо решил наказать земляка. Он знал, что не победит. Цель была другой - наказать Буша. Цель была достигнута. Перо получил поддержку более 19 миллионов избирателей и лишил Буша победы в нескольких ключевых штатах. Перо не был лучшим ни в одном штате, но отобранные им у республиканца Буша голоса позволили демократу Клинтону опередить президента по числу выборщиков.
На выборах 2000 года баллотировалось с полдюжины кандидатов третьих партий. Самым заметным из них был Ральф Нейдер - кандидат Зеленой (Green) партии. Он финишировал третьим, далеко отстав от губернатора Техаса республиканца Джорджа Буша-сына и вице-президента демократа Алана Гора и сыграл решающую роль в поражении Гора. Итог выборов, как мы хорошо помним, решался во Флориде. Победитель в этом штате становился президентом. Буш опередил Гора на микроскопическое число голосов - чуть более 500 при почти 6 миллионах избирателей. Нейдер получил поддержку 974 888 флоридцев. Иными словами, лишил Гора победы на выборах.
Кандидаты третьих партий присутствовали на всех последующих выборах. Это были либертарианцы, "зеленые" и прочие, и прочие, и прочие. После выборов 2016 года демократы помянули недобрым словом Джилл Стайн - кандидатку Партии зеленых. Она получила поддержку менее полутора миллионов избирателей (1,1 процент национального электората), но лишила кандидатку Демократической партии Хиллари Клинтон необходимых ей голосов в Висконсине, Мичигане, Пенсильвании и, таким образом, помогла кандидату Республиканской партии Дональду Трампу одержать победу.
Ныне мы перед очередным президентским экзаменом, и уже известны три кандидата третьих партий. Первый - Корнел Вест, которого Википедия называет "философом, политическим активистом, социальным критиком, актером, общественным интеллектуалом". Что значит весь этот набор? Не проще ли было назвать господина Веста леваком? Но левак - это оскорбительно, а "общественный интеллектуал" должно вызывать уважение. В избирательных бюллетенях Вест будет фигурировать как независимый. 
Джилл Стайн очистилась от оскорблений демократов, объявивших ее главной виновницей поражения Хиллари от Трампа, и вновь объявила, что будет кандидатом зеленых.
Господин Вест и госпожа Стайн - третьи кандидаты второй, скажем так, категории. Их заслонил тот, что принадлежит к первой категории: Роберт Кеннеди-младший. Выйдя на старт избирательной гонки, он намеревался стать соперником Байдена в борьбе за номинацию кандидатом Демократической партии, но осознал, что партийному истеблишменту не нужен, и объявил себя независимым. Мы не увидели бы этого человека в президентской гонке, если бы его фамилия не была Кеннеди. Фамилия - единственный козырь Боба-младшего. Хотя большинство сегодняшних избирателей появилось на свет после убийства его дяди - президента Джона Кеннеди и его отца - сенатора Роберта Кеннеди, оно с благоговением относится к их памяти, и... И Роберт Кеннеди-младший пожинает плоды. И как пожинает!
Опрос общественного мнения, проведенный в начале ноября - за год до выборов - социологической службой Квиннипэкского университета (штат Коннектикут), обнаружил, что кандидатуру Кеннеди поддерживают 22 процента зарегистрированных избирателей. Последним кандидатом третьей партии, который за год до выборов котировался так высоко, был Росс Перо. В ноябре 1991 года - за год до выборов - его были готовы подержать 20 процентов. На выборах в 1992-м Перо, напомню, получил поддержку 19 процентов избирателей и помог демократу Клинтону победить президента-республиканца Буша.
Опрос, проведенный в первых числах ноября газетой The New York Times совместно с социологической службой Колледжа Сиена (штат Нью-Йорк), выявил двузначный процент избирателей, готовых голосовать за Кеннеди в Аризоне, Висконсине, Джорджии, Мичигане, Неваде и Пенсильвании. А в этих штатах может решиться судьба выборов.
История позволяет нам предсказать: Кеннеди не победит. Кандидата Демократической партии он огорчит, вероятно, больше, чем кандидата Республиканской. Вероятно... Ну а кого огорчит больше сенатор Джо Манчин, который объявил, что не будет в следующем году добиваться избрания на очередной - третий шестилетний - срок в Сенате?
В дни, последовавшие за объявлением, Манчин выступал едва ли не на всех общенациональных телеканалах, рассказывая, чем вызвано решение. The Wall Street Journal напечатала его статью "Почему я решил не добиваться переизбрания в Сенат". Суть сказанного им и написанного суммируется в Journal: "Обе партии оказались под властью экстремистов. Я хочу найти что-то лучшее".
Поверим ли мы такому объяснению Манчина не добиваться переизбрания? Он, конечно, не экстремист, но когда дело доходило до голосования по той или иной резолюции, в девяти случаях из десяти он голосовал заодно с однопартийцами-экстремистами. Решение не добиваться очередного депутатского срока принято им по одной-единственной причине: у него, демократа, нет ни малейших шансов на победу на выборах в Сенат в Западной Вирджинии. Этот штат стал в последние годы одним из оплотов Республиканской партии. Трампа поддержали в 2016 году 67,9 процентов избирателей, в 2020-м - 68,2. Манчину не представляло никакого труда прийти к выводу: следует уйти в отставку добровольно. Что он и сделал.
Устав от экстремистов в обеих партиях, Манчин хочет - цитирую сенатора - "найти что-то лучшее". Лучшее, следует предположить, он не ассоциирует ни с одной из двух главных партий. И значит...
Манчин до сих пор не ответил ни "да", ни "нет" на вопрос, собирается ли выставить свою кандидатуру на пост президента. Спрашивает его об этом каждый интервьюер. Предполагаю - пока только предполагаю, не утверждаю: выставит. И если выставит, тут же попадет в первую категорию кандидатов третьих партий и привлечет, на мой взгляд, большее внимание, чем Кеннеди.
В политическом багаже Кеннеди нет ничего, кроме его фамилии. Политический багаж Манчина достаточно весом. Напомню только его сопротивление экстремистам-однопартийцам против увеличения - за счет либеральных судей - состава Верховного суда с девяти до кто знает какого числа. И Манчин - полная, конечно, противоположность Кеннеди и большинству однопартийцам в отношении зеленой энергетики. Они категорически против даров природы - нефти, угля, природного газа. Манчин - житель, гражданин и сенатор угледобывающего штата - отвергает планы экстремистов.
Если Манчин выставит свою кандидатуру на пост президента, то больший урон, я считаю, нанесет кандидату Республиканской партии, кто бы им ни был.
Опросы общественного мнения свидетельствуют: большинство американцев не желает повторения 2020 года - Байден или Трамп. И если повторения не случится, исчезнет и вопрос, заданный политическим обозревателем The Wall Street Journal Бейкером: "Смогут ли Трамп и Байден положить конец двухпартийной системе?" Ну а если повторение 2020-го все же произойдет?
Двухпартийная система прошла - со всеми ее недостатками и пороками - проверку временем. И какую проверку! Гражданская война, Первая мировая война, Великая депрессия, Вторая мировая, бурные 60-е годы... Но - "никогда не говори ?никогда"!". Возможно, двухпартийной когда-нибудь наступит конец...  


 
 

Орлов, Алексей
№233 Jan 2024

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.