на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Шестьдесят лет после 22 ноября 1963 года
(АМЕРИКА: от и до)

Семидесятилетние американцы и все, кто постарше, хорошо помнят этот день, в чем я убеждался неоднократно. Помнят почти до мельчайших подробностей. Многие помнят сообщения, которые зачитывал телеведущий редакции новостей компании CBS Уолтер Кронкайт.
В 1 час 40 минут после полудня по восточному времени прервалась обычная дневная передача, и Кронкайт начал читать первое из трех сообщений, которые прочитал в течение следующих двадцати минут: "В Далласе, штат Техас, в центре Далласа было произведено три выстрела по кортежу президента Кеннеди. В первых сообщениях говорится, что в результате этой стрельбы был серьезно ранен президент Кеннеди".
Едва Кронкайт закончил чтение этого сообщения, как ему принесли второе: "...В президента Кеннеди стреляли сегодня, когда его кортеж выезжал из центра Далласа. Миссис Кеннеди вскочила и схватила мистера Кеннеди, она крикнула: ?О нет!", кортеж помчался дальше. United Press [International] сообщает, что раны президента Кеннеди, возможно, могут быть смертельными. Повторяю, сводка новостей CBS: в президента Кеннеди стрелял потенциальный убийца в Далласе, штат Техас. Следите за новостями на CBS News, чтобы узнать подробности".
В 1 час 45 минут Кронкайт зачитал третье сообщение: "В президента Кеннеди стреляли, когда он ехал из аэропорта Далласа в центр Далласа. В губернатора Техаса Конналли, находившегося с ним в машине, также стреляли. Сообщается, что прозвучало три выстрела. Было слышно, как сотрудник секретной службы кричал из машины: ?Он мертв". Пока неизвестно, имел ли он в виду президента Кеннеди или нет. Президента, которого держала на руках жена, миссис Кеннеди, отнесли к машине скорой помощи, и машина помчалась в больницу Паркленд недалеко от Далласа. Президента доставили в отделение неотложной помощи в больнице. Среди чиновников Белого дома в коридорах больницы вразнобой говорили о состоянии президента Кеннеди. Повторяю это сообщение: в президента Кеннеди стреляли, когда он ехал в открытом автомобиле из аэропорта Далласа, штат Техас, в центр Далласа".
И через несколько минут: "Президент Кеннеди умер в 1 час по центральному стандартному времени. В 2 часа по восточному поясному времени, около 38 минут назад. Вице-президент Джонсон покинул больницу в Далласе, но мы не знаем, куда он направился; предположительно, в ближайшее время он принесет присягу и станет 36-м президентом США".
Это была пятница. В субботу, 23-го, в тысячах километрах от Далласа, в Ленинграде, состоялась вечеринка бывших студентов географического факультета Ленинградского университета. Я запаздывал на встречу с однокурсниками - был на баскетбольном матче городского чемпионата, о котором должен был сообщить по телефону в газету. Я не сомневался, что застану друзей в состоянии легкого подпития, поющих под гитару, и меня, трезвого, заставят "догонять". Картина, представшая перед моими глазами, была совершенно иной, почти похоронной. Подготовленные мной остроты повисли в воздухе. "Что случилось?" - спросил я. Кто-то сказал: "Журналист, а не знаешь. Кеннеди убили..."
Песен не было. Пили за упокой американского президента.
Сегодня кое-кого может удивить такая реакция моих бывших сокурсников ("иных уж нет, а те далече") на смерть президента США. Но моих сверстников - особенно "питерского разлива" - это не должно удивлять. Молодой - чуть старше 40 лет - президент вызывал наш интерес. Вызывала интерес его красавица-жена. К советскому правителю - им был Хрущёв, "Никитушка-кукурузник", - мы относились безо всякого почтения. И на дворе все еще стояла "оттепель", когда языки были развязаны. Нашим постоянным чтением были журналы "Новый мир", "Иностранная литература" и "Юность". 
Джона Кеннеди не стало, и вскоре еженедельная газета "За рубежом" начала публиковать статьи о работе Комиссии Уоррена, затем стали появляться материалы, опровергающие заключение Комиссии об одном стрелявшем - Ли Харви Освальде, начали печататься отрывки из книг американских авторов о заговоре - то ли ЦРУ, то ли военно-промышленного комплекса, то ли мафии. Это были своего рода разоблачения американского капитализма, чему всегда находилось место в газете "За рубежом". Я был одним из ее читателей, которых интересовало все, что писалось о Кеннеди, но и подумать не мог в то время, что когда-нибудь окажусь в стране убитого президента и буду у места его захоронения на Арлингтонском кладбище. 
В те далекие уже дни мы говорили об американских президентах, как о водке: "Либо хорошие, либо очень хорошие". С годами я изменил свое отношение и к водке, ибо употребляю только виски, и к президентам. К изменению отношения к президенту Кеннеди подтолкнули постоянные встречи с русскими эмигрантами "второй волны", приехавшими в Америку в первые годы после Второй мировой войны. "Почему вы все восторгаетесь Джоном Кеннеди?! - атаковала меня преподавательница русского языка коннектикутского колледжа, имея в виду эмигрантов ?третьей волны". - Он не такой, как вы все думаете!".
С годами я перестал восторгаться не только Кеннеди, но и многими другими президентами. Но интерес к покушению на Кеннеди всегда привлекал мое внимание. Тем более, что и литература о покушении множилась. Это были - в большинстве своем - книги о заговоре, у Освальда будто бы были сообщники.
Я никогда не считал себя экспертом в деле об убийстве президента Кеннеди, и деятельность Комиссии Уоррена вызывала у меня недоверие - как и у многих сомневающиеся в том, что Освальд был убийцей-одиночкой. Вызывала не случайно. 
Комиссия во главе с председателем Верховного суда Эрлом Уорреном была создана по распоряжению президента Джонсона через неделю после убийства. Джонсон поставил Комиссии условие: закончить работу до президентских выборов, то есть до первого ноябрьского вторника 1964 года. Уже только одно это требование означало: расследование будет носить политический характер. Джонсон также потребовал отсутствия даже намека на причастность к заговору Москвы и Кубы, поскольку не хотел никаких международных трений накануне президентских выборов. И Джонсон поставил еще одно условие: любое заключение Комиссии должно быть единогласным. 
Зная о требованиях президента Джонсона, трудно избавиться от мысли, что Комиссия Уоррена что-то намеренно скрыла и сознательно исказила... Но прочитав с десяток книг о всем, что связано с убийством Кеннеди, я пришел к убеждению: на планете Земля не могло существовать организации, которая бы решила сделать Освальда участником заговора. Этот человек не вызывал никакого доверия. Он принадлежал к типу людей, на которых абсолютно ни в чем нельзя положиться, и уж тем более в заговоре с целью убийства президента. Весьма показательно, что когда приехавший в Москву осенью 1959 года Освальд попросил предоставить ему советское гражданство, КГБ не составило ни малейшего труда прийти к выводу, что Советскому Союзу такой не нужен, и его отправили подальше от столицы, в Минск. Здесь он женился. Летом 1962 года Освальд вернулся в Америку с женой и полугодовалой дочкой.
Этому человеку было плохо всюду, где бы он ни жил, и во всех своих бедах он обвинял всегда кого угодно, но только не самого себя. Страна узнала бы об этом из уст самого Освальда - если бы после покушения на президента он предстал перед судом. В ходе судебного процесса отпали бы любые предположения о каком-либо заговоре. Но суда не было. Через два дня после покушения на президента Освальд был убит владельцем стрип-бара Джеком Руби, и это немедленно стало - не могло не стать - толчком для рождения теорий о заговоре. Многие из этих теорий живы по сей день... 
Уверенность в заговоре, в котором Освальд был исполнителем (или одним из исполнителей), остается непоколебимой, останется в обозримом будущем и, не исключено, навсегда. Опрос Института Гэллапа в ноябре 2013 года, в 50-ю годовщину убийства Кеннеди, показал: 61 процент американцев уверен в существовании заговора... Опрос Гэллапа, проведенный в октябре нынешнего года, показал: 65 процентов американцев уверены, что Освальд был участником заговора. Почему так считает большинство? Ответ очевиден: большинство просто-напросто не желает обременять себя знанием фактов.
В начале 1992 года известнейший в Америке ныне покойный прокурор Винсент Буглиози (был прокурором на процессе Чарльза Мэнсона, обвинявшегося в убийстве актрисы Шэрон Тейт) выступал перед юристами. Кто-то из слушателей, а их было более шестисот, спросил его об убийстве Кеннеди. Вопрос был не случайным, ибо Буглиози был участником трехдневного телевизионного шоу в Лондоне, представляя дело по обвинению Освальда в убийстве Кеннеди. Буглиози попросил аудиторию: "Поднимите руки те, кто считает, что был заговор". Руки подняли не менее 85-90 процентов собравшихся. "Ну а теперь пусть поднимут руки те, кто читал Отчет Комиссии Уоррена", - сказал Буглиози. Поднялось лишь несколько рук. И ведь Буглиози встречался с юристами, и эти люди считали возможным, не читая Отчета Комиссии Уоррена, отвергать ее выводы... Что же говорить об американцах не юристах?
Встреча с коллегами потрясла Буглиози, и он засел за работу. Итогом стала вышедшая в свет в 2007 году книга "Восстановленная история: убийство президента Джона Кеннеди" ("Reclaiming History: The Assassination of President John F. Kennedy"). Автор анализирует практически все теории заговора и опровергает их. Буглиози называет в книге сорок четыре "подозрительные" организации. Вот лишь некоторые: ЦРУ... Мафия... ФБР... Секретная служба... КГБ... Моссад... Американский военно-промышленный комплекс... В различных теориях заговора названы несколько сотен людей. Буглиози перечисляет их в алфавитном порядке: 214... 
Книга Буглиози - увесистый том: 1612 страниц. Слишком трудное - неподъемное, если иметь в виду вес книги - занятие для уверенных в существовании заговора с участием Освальда. Я предлагаю "уверенным" более легкое задание - изданную в 1993 году книгу Джеральда Познера "Дело закрыто: Ли Харви Освальд и покушение на Кеннеди" ("Case Closed: Lee Harvey Oswald and the Assassination of JFK"). В книге всего 608 страниц. И это слишком много для уверенных в заговоре? Что ж, для них есть совсем небольшая книга - всего лишь 232 страницы, читается как детектив: "Простой акт убийства: 22 ноября 1963" ("A Simple Act of Murder; November 22, 1963"). Так назвал вышедшую в свет в 2006 году книгу Марк Фурман, один из лучших американских детективов, о котором страна узнала в 1994 году на вошедшем в историю процессе О. Джей. Симпсона. 
Да, покушение на Кеннеди и было простым актом убийства. Его совершил 24-летний отморозок, которому всегда и везде было плохо. Было плохо в семье, которая кочевала с места на место - к 17-летнему возрасту он с матерью жил в двадцати различных местах. Было плохо в армии - служба бросала его из Америки в Японию, на Филиппины и Тайвань, снова в Америку. Он думал обрести счастье в Советском Союзе, но отправленный из Москвы в Минск ("Это в Сибири?" - спросил он, когда ему сказали, где будет жить) быстро разочаровался городом без ночных клубов, боулинга, пиццерий. Вскоре после женитьбы и рождения дочери вернулся в Америку, которая ему давно опротивела. Если бы дожил до суда, может быть, объяснил, почему стрелял в Кеннеди. Мое предположение, точнее - уверенность: президент олицетворял в глазах неудачника причину всех его жизненных колебаний и невзгод. И следует подчеркнуть: неудачник был леваком - восторгался Советским Союзом, кастровской Кубой...
Питер Саводник, автор вышедшей в 2013 году книги "Незваный гость: Ли Харви Освальд в Советском Союзе" ("The Interloper: Lee Harvey Oswald Inside the Soviet Union"), поведал читателю о жизни Освальда в Минске и пришел к выводу: Освальд не мог стать участником заговора. "Он просто был самим собой", - пишет Саводник.
Саводник не встречался с Освальдом, судил о нем по рассказам десятков людей, общавшихся с американцем в Минске. Пол Грегори судил об Освальде не по рассказам. Летом и осенью 1962 года 21-летний Пол, учивший в университете русский язык, во время летних каникул встречался с женой Освальда Мариной - практиковался в разговорном русском. И он общался с ее мужем. На следующий день после убийства Кеннеди Полу Грегори пришлось отвечать на вопросы агентов секретной службы.
В 2022 году профессор экономики Хьюстонского университета Пол Грегори, автор нескольких книг о Советском Союзе и России, опубликовал книгу "Освальды: нерассказанная история Марины и Ли" ("The Oswalds: An Untold Account of Marina and Lee"). Об Освальде Грегори написал в газете The Wall Street Journal: "Он был последним человеком, которого я завербовал бы для участия в каком-либо заговоре" ("He was the last person I would have enlisted in any conspiracy").
Переубедил ли профессор Грегори кого-либо, кто считает Освальда участником заговора? Сомневаюсь. Эти люди - 65 процентов американцев - слушают только тех, кто уверен: был заговор. Я давно перестал участвовать в каких-либо спорах о покушении на Кеннеди. Мне наскучили разговоры с людьми, которые не желают признавать факты.  


 
 

Орлов, Алексей
№232 Dec 2023

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.