Майя Кристалинская
24-го февраля Майе Кристалинской исполнилось 91 год со дня рождения. Большая дата, и печальная дата. Время-то идет. Год за годом, но прошли десятилетия, как её уже нет.Остался только голос и ее песни, которые мы слушаем до сих пор.
Долгие годы Майя Кристалинская была одинока. Она боялась уйти из жизни, так и не узнав радости настоящей любви, о которой спела столько песен. И судьба подарила ей это счастье. Его звали Эдуард Барклай. Кристалинскую он попытался взять штурмом: не пропускал ни одного концерта, заваливал букетами ее любимых красных роз.
Она честно пыталась остановить его: зачем самому успешному в столице архитектору и дизайнеру, здоровому красивому мужчине больная жена? В ответ он предложил ей снять пресловутый платочек, это ярмо на ее прелестной шейке, и подарил ошеломленной Майе платье с высоким воротом... У Майи Кристалинской не было ни вокальной, ни артистической школы. За плечами был технический вуз - Московский авиационный институт (МАИ). Однако у нее был абсолютный музыкальный слух и красивый, хотя и небольшой голос.
Майя Владимировна рассказывала о занятиях в хоре Дома железнодорожников, об ансамбле "Первые шаги" под руководством Юрия Саульского, об оркестре Олега Лундстрема, в котором ей довелось работать. Пожалуй, самые яркие впечатления у певицы остались о гастролях с Марком Бернесом в Польше. Свою работу с таким мастером она считала подарком судьбы. "Мы не мешали друг другу, - сказала Майя. - Мы, скорее, дополняли друг друга. Марк Наумович относился к песне очень серьезно. Она была для него живым существом, в ней должны были быть не только теплота, но и мысль, искренность и прикосновение к жизненно важным проблемам..."
В конце 1960-х годов Майю Кристалинскую назвали певицей года. Тогда была выпущена долгожданная пластинка, в которой были любимые народом песни: "Нежность", "Старый клен" Пахмутовой, "Неужели это мне одной" Портнова, "Текстильный городок" Френкеля и другие популярные композиции.
Майя Кристалинская была душевным человеком и этим располагала к себе. Она никогда и ни в чем не завидовала своим коллегам, не "подставляла" их, чтобы помешать успеху, никогда не верила слухам и не распускала их о себе, чтобы привлечь внимание.
Свое еврейское происхождение она старалась не афишировать. Ее можно было понять. Не имея за плечами ни консерваторского, ни театрального образования, да еще с "пятым пунктом", вряд ли в те годы можно было покорить советскую эстраду.
Она любила народные еврейские песни. Их душевные, цепляющие за сердце мелодии. Но... пела их для очень узкого круга друзей, да и то нечасто.Мая особенно любила песни из репертуара сестер Бэрри.
...Она ушла от нас после тяжелой неизлечимой болезни. Но до сих пор мы помним ее - молодую, с лучистыми глазами, в которых отражались и печаль, и радость... |